far_west www.pravda.info/politics/55299.html 2008.10.05
В конце сентября в американском издании «Stratfor» был опубликован обзор, подготовленный основателем и главным аналитиком издания Джорджем Фридманом. Обзор посвящен внешней и оборонной политике следующего президента США, которым, видимо, станет Барак Обама. Интересно, что обзор воспроизводит (во многих случаях текстуально) текст отражающего точку зрения порабощенных народов аналитического доклада компании «Фарвест», подготовленного и переданного заказчику из США в начале прошлого месяца. Вероятно, это совпадение - чистая случайность.
Полный текст обзора, подготовленного Джорджем Фридманом, в русском переводе можно прочитать на сайте «Иносми». Его основные тезисы следующие:
Русская угроза и разобщенность Запада
У Соединенных Штатов и НАТО в настоящее время отсутствуют силы, чтобы остановить русских. Русская армия не особенно сильна и эффективна, но сила, противостоящая ей, еще более слаба. Войска Соединенных Штатов остаются связанными в Ираке и Афганистане, поэтому, когда началась война в Грузии, вариант отправки наземных войск не мог даже рассматриваться. ...
Европа, и в особенности Германия, зависит от поставок российского природного газа. Экономическое и военное положение европейцев таково, что они не могут предпринять никаких шагов против России без катастрофических последствий для себя. ... Новый президент США будет выстраивать политику с русскими, имея ограниченный набор средств. Именно здесь его решения по Ираку, Ирану, Афганистану и Пакистану вступят в противоречие с решениями по России.
В идеале, Соединенным Штатам следует разместить вооруженные силы в странах Балтии, которые уже часть НАТО, а также в Украине и Грузии. Но даже при лучшем стечении обстоятельств этот вариант может быть возможен не ранее чем через год. ...
Такой вещи, как европейская международная политика не существует, есть политики отдельных государств. Германия, например не желает конфронтации с Россией ни при каких обстоятельствах. Великобритания, напротив, настроена более решительно по отношению к Москве. Европейский воинский потенциал весьма не велик. Европейцы игнорировали свои вооруженные силы последние 15 лет. ...
Это означает, что, в противодействие России Америке не стоит рассчитывать на единую позицию Европы и ее сколько-нибудь значимый военный вес. ... Новый президент США реально будет иметь только один выбор в Европе: признать возрождение России или противостоять этому. Если президент выберет сопротивление, то он должен будет значительно ограничить вовлеченность Америки в исламский мир, пересмотреть размер и размещение вооруженных сил США, а также возродить и усилить НАТО.
Итак, возрождение Российской империи в той или иной форме представляет значительно большую угрозу Соединенным Штатам, чем исламский мир. Исламский мир разделен и находится в хаосе. Он не может объединиться в Халифат, который хотела создать 'Аль-Каида' путем организации революций в исламском мире. Исламский терроризм остается угрозой, но геополитической угрозы от объединенной исламской силы не суждено возникнуть.
Иран
Иран находится на значительно большем удалении от ядерного оружия, чем многие думают. ... Иран обогащает уран, и с этим ураном, ему, возможно, удастся произвести ядерный взрыв. Но расстояние между ядерным взрывом и оружием огромно, и весь обогащенный в мире уран не обеспечит иранцам обладания ядерным оружием. Чтобы иметь оружие, бомба должна быть адаптирована к значительным нагрузкам и миниатюризирована для установки на ракету или самолет. Для этого требуются многие технологии, такие как, материаловедение, электроника высокой степени сложности, строгий контроль качества и другие. Создание оружия - это огромный проект. На наш взгляд, Иран не имеет достаточной глубины интегрированных технических знаний, необходимых, чтобы достичь этой цели.
Как и для Северной Кореи, для Ирана открытая ядерная программа - это способ торга для получения уступок, в особенности от американцев. Иранцы слишком открыто продолжают свою программу, несмотря на угрозу нападения со стороны Израиля и США, потому что это делает менее вероятным игнорирование Америкой пожеланий Ирана в зоне его действительного стратегического интереса - в Ираке.
Ирак
В 2006 году казалось, что ситуация в Ираке была вышедшей из под контроля и безнадежной одновременно. Суннитские боевики вели войну против Соединенных Штатов, шиитские ополченцы тоже обстреливали американцев, а, кроме того, они воевали между собой. Казалось, что ничто не может привести эту войну к хоть сколько-нибудь удовлетворительному результату. (Но после прихода в Пентагон Роберта Гейтса) частью стратегии Вашингтона была замена военных операций ранее немыслимыми политическими переговорами. Во-первых, США начали разговаривать с суннитскими национальными повстанцами, и обнаружили общие позиции по многим вопросам.
Ни суннитские повстанцы, ни Соединенные Штаты не любили иностранных моджахедов, и обе стороны хотели от шиитов формирования коалиционного правительства. Во-вторых, между США и Ираном, очевидно, существовал негласный канал переговоров. Иранцы осознали, что возможность проиранского правительства в Багдаде исчезла. Самым большим страхом Ирана было суннитское правительство, поддерживаемое Соединенными Штатами. Это вызывало видения варианта режима Саддама Хусейна, с которым Ирану пришлось вести почти десятилетнюю войну.
Иранцы решили что нейтральное, коалиционное правительство будет лучшим результатом, который они могут достичь, и поэтому они сдерживали шиитских ополченцев. Окончательным результатом всего этого стало то, что иностранные экстремисты были изолированы и сломлены, а в Багдаде было создано шаткое коалиционное правительство, балансирующее между Ираном и Соединенными Штатами. Американцы не сумели создать проамериканское правительство, но предотвратили возникновение проиранского. Иракское общество остается хрупким и разделенным, но достигнуто состояние мира, которое было немыслимо в 2006 году.
Афганистан
У Соединенных Штатов нет никаких долгосрочных интересов в Афганистане, за исключением того, чтобы препятствовать его повторному превращению в место укрытия и базирования международных экстремистов. ... С точки зрения геополитики вывод войск - очень разумное решение.
«Международный терроризм»
'Аль-Каида' не смогла осуществить ни одной успешной операции, ни в США с 2001-го, ни в Европе с 2005 года. Отдельные группировки, продолжающие действовать под именем 'Аль-Каиды' в Ираке, Афганистане и Пакистане, лишь используют это название в пропагандистских целях, это не те же самые люди, которые планировали и осуществили теракты 11 сентября. Большинство главных действующих лиц 'Аль-Каиды' арестовано или уничтожено, а главные лидеры - бен Ладен и Айман аз-Завахири лишены возможности действовать. ... Самым трудным политическим шагом для нового президента будет перевернуть страницу 'Аль-Каиды'.
Это не означает, что новые группы не произрастут на той же почве, и ни в коей мере не означает, что исламский терроризм мертв. Но это означает, что организация, которую Соединенные Штаты преследовали, полностью уничтожена, и группировки вновь образованные под этим именем не так опасны. Заявление о такой победе будет необычайно сложным для нового президента. Но без этого шага останется значительный повод для трений между Соединенными Штатами и Пакистаном, что геополитически неоправданно.
Израиль
Израильское отношение к Грузии значительно отличалось от американского. Они прекратили поставки оружия в Грузию за неделю до начала войны. И дали ясно понять, что не хотят противостояния с Россией. Русские встретились с сирийским президентом Башаром Асадом сразу после начала войны. Это было сигналом для Израиля, что Москва готова поддержать Сирию оружием и российскими кораблями в порту Тартус, если Израиль поддержит Грузию или другие бывшие республики СССР. По всей видимости, Израиль дал понять русским, что они не намерены делать этого, дистанцировавшись от позиции США. Следующему президенту США следует пересмотреть американо-израильские отношения, если этот разрыв будет расширяться.
Турция
Будучи долговременным союзником США, Турция участвовала в обеспечении оккупации Ирака, однако без особого энтузиазма. Экономика Турции быстро растет, вооруженные силы достаточно значительны и ее региональное влияние усиливается. Турция не хочет оказаться заложником новой 'холодной войны' между Россией и Соединенными Штатами, но этого будет трудно избежать. Русское возрождение угрожает интересам Турции, и Турция является союзником США с наибольшим набором инструментов противодействия России. Обе стороны окажут на Анкару беспощадное давление. Турция в критически большей степени, чем Израиль, будет важна и в исламском мире и в отношениях с русскими.
Китай
В начальный период правления администрации Буша, были некоторые трения с Китаем. По мере того, как война в Ираке утихала, Вашингтон, казалось, увеличивал свою критику Китая, даже тактически поддерживая независимость Тибета. С возрождением России внимание США полностью отвлечено ей. В противоположность кажущейся видимости Китай не является глобальной военной силой. Его армия заключена в естественных географических границах, а флот ни в коей мере не является океанским. Со своей стороны, Соединенные Штаты не в состоянии направить войска в Китай. Поэтому, у США отсутствует геополитическая конкуренция с Китаем. Следующий президент должен будет заниматься экономическими вопросами с Китаем, но, в конце концов, Китай будет продавать товары Соединенным Штатам, а Соединенные Штаты будут покупать их.
Коррекция оборонной политики
Фокусом оборонных затрат США на протяжении последних 8 лет являлись армия и корпус морской пехоты. Бывший министр обороны Дональд Рамсфельд не был сторонником большой армии, предпочитая мобильные силы и авиацию, но реальность принудила его продолжателей перераспределить ресурсы. ... Приоритетом для закупок было вооружение четвертого поколения, в основном против повстанцев. В войсках стало догмой предположение о том, что масштабного противостояния войск мы еще долгое время не увидим. Усиление России, однако, возрождает призрак контактной войны, что в свою очередь требует денег для военно-воздушных сил, а также на перевооружение военно-морского флота.
Одновременно в газете Washington Times появилась статья, посвященная докладу, который подготовил Консультативный совет по международной безопасности при госсекретаре США.
Глава совета - неокон Пол Вулфовиц, в прошлом заместитель министра обороны США. Когда-то он был главным автором тупиковой теории войны с терроризмом в администрации Буша и активно разрабатывал курс на вторжение в Ирак. Предварительный вариант доклада не опубликован официально. Служащий Госдепартамента, знакомый с докладом, сообщил Washington Times, что работа над ним вошла в окончательную стадию и, возможно, завершится через несколько недель. По словам источника, жесткая оценка стратегии и сил Китая, которая содержится в докладе, соответствует задаче совета давать госсекретарю рекомендации без обиняков, исходящие от аналитиков, которые не работают в правительственных структурах.
В предварительном варианте документа содержится жесткая оценка стратегической модернизации Китая, не совпадающая со многими нынешними мнениями аналитиков из правительства и частного сектора, гласящими, что модернизация китайских вооруженных сил не представляет большой угрозы для интересов США в сфере безопасности.
Соединенные Штаты "мало осознают намерения Китая, а также воздействие экономической и военной экспансии Китая на эти интересы", - сказано в материалах Вулфовица. - Дальнейший быстрый рост экономики - 10% в год - "жизненно важен" для того, чтобы Китай продолжал конкурировать с США и достигал своих основных целей: сохранения существующего режима и господства в своем регионе. В докладе выявлены такие сферы стратегической уязвимости США, как "прорехи" в системе ПРО США; зависимость связи от космических средств, неспособность США применить против Китая военную силу за исключением действий групп авианосцев, а также "хрупкая электроника и интернет".
Доклад рекомендует США обзавестись новым наступательным потенциалом в сферах космоса и кибервойны, а также средствами ПРО и "усиленным потенциалом морского и космического базирования" для сдерживания возможного кризиса по тайваньскому вопросу. На данный момент у Китая примерно 20 ракет, которые способны достичь США, но, как ожидается, к 2015 году будет более 100 ядерных ракет, в том числе, вероятно, некоторое количество с множественными боеголовками, сообщается в докладе.
"Соединенным Штатам следует, используя преимущества военно-технического потенциала США, заняться разработкой нового оружия, сенсоров, средств связи, а также другими программами и тактиками, дабы убедить Китай, что ему не удастся одержать верх над США военными средствами", - отмечается в докладе. "Соединенным Штатам понадобится развивать новые потенциалы противоракетной обороны, в том числе использовать все преимущества космического пространства", полагает группа Вулфовица.
На этот счет сопредседатель Редсовета Правды-инфо Руслан Саидов считает:
«Вулфовиц, с которым я в 2004 году встречался и разговаривал в Багдаде, путем подтасовок вовлек США в бессмысленные провальные войны с несуществующим «международным терроризмом» и в Ираке. Тем самым он серьезно ослабил Америку, поссорил ее с Западной Европой, и способствовал формированию таких отвратительных и опасных явлений, как шредеровщина и путинизм. Антикитайская псевдоаналитическая истерика Вулфовица, явное преувеличение возможностей КНР (реально не способной противостоять США в сфере стратегических вооружений, не способной производить инновации, и не способной адаптировать без потери качества и тем более совершенствовать приобретенные разными путями сложные высокие технологии военного и двойного назначения), служат той же цели - вовлечь Америку в новые бессмысленные авантюры, что обеспечит комфортное существование реальным врагам США, европейской цивилизации и порабощенных народов».
Я спрашиваю Юрия, почему Совбез России так беспокоит судьба Виктора Бута. Юрий отвечает, что это дело "страшно прецедентное": "Вы же понимаете, что если Виктора выдадут, то власти США смогут потребовать выдачи любого российского военнослужащего, поехавшего с семьей отдыхать в Турцию или Таиланд, если он, к примеру, участвовал в операции в Южной Осетии". Такого же мнения придерживается и московский адвокат Виктора Бута Виктор Буробин, заявивший мне: "Если Бута выдадут, то и Путин, и любой другой российский политик должны остерегаться ездить за рубеж, имея за спиной Южную Осетию. Так что, сегодня Бут - а завтра кто-то другой".
Возможно, именно для того чтобы повлиять на исход процесса, в Таиланд приехал молодой представитель Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов. Он должен был дать показания и представить суду "российскую версию" ареста Виктора Бута. На вопрос, почему не приехали более известные депутаты, учитывая интерес Госдумы к этому делу, друг Виктора Юрий ответил: "Теперь в Таиланд ездить опасно, особенно депутатам".