Материалы из газеты "Общественная трибуна Ингушетии" № 3.
В аккурат сразу по завершении траурных мероприятий по случаю 65-й годовщины сталинского геноцида над вайнахскими народами, ингушская власть устроила вояж в Абхазию, сравнимый только с настоящим политическим «марш-броском».
Вояж - вояжем. Может быть, оно и не плохо - ездить по соседям дальним и близким.
Но вопрос, вообще-то, в другом.
Одно дело - когда едешь куда-то или кому-то в гости в качестве рядового гражданина. Совершенно другое - когда это делаешь от имени народа.
До сих пор ингуши были единственные из коренных народов Северного Кавказа, мудро, честно и прагматично державшиеся на высоте даже при самых замудрёных хитросплетениях, политических и военных авантюрах в регионе, не позволяя втягивать себя в них никоим образом - ни массой, ни частично - на чьей либо стороне, потому что, все кавказцы - в разной степени братья и соседи.
Но отныне ингуши такими не могут более восприниматься.
Абхазы и грузины - нам братья, наши соседи. Оба эти народа - заложники и жертвы чужой и очень грязной игры. Но что мы там потеряли? Какие наши интересы есть в Абхазии? Что нам там нужно и что она может и в состоянии нам дать? Мандарины и мимозу?
Что такое вообще сама Абхазия сегодня: субъект международного права, субъект Российской Федерации или субъект Республики Грузия?
А кто мы - Ингушетия - применительно к Абхазии?
Трудно понять, на каких легитимных основаниях ингушские власти устраивают официальные визиты и переговоры с властвующим режимом в этом сепаратистском образовании, тем более заключая какие-то юридически обязующие нас договоры?
Главное, куда всем этим толкает нас власть? В пучину сепаратизма?
Хорошо, тогда давайте реанимируем контакты с ичкерийцами тоже - ведь они нам ближе, чем абхазы. А почему нет? Чем чеченские сепаратисты хуже абхазских или осетинских, и наоброт - чем последние лучше чеченских?
В своё время, когда все эти авантюры на Кавказе начинались, ингуши категорически не позволили втянуть себя в эту самоубийственную кашу. Мало того, уговаривали и чеченцев, и абхазов, и других так не делать. За такую позицию ингушей наказывали и продолжают наказывать почти все последние двадцать лет. Но ингуши до сих пор держались стойко. Сегодня - сломались, позволили-таки втянуть себя в кавказскую междоусобицу на одной из сторон противостояния.
Следует обратить внимание на высказывания спикера ингушского парламента Сакалова М.С. в Сухуми, возглавлявшего делегацию и подписавшего с абхазской стороной некий меморандум: «Жители Ингушетии не по призыву, а по велению души встали рядом со своими братьями. Абхазский народ доказал, что может отстоять свою независимость. И важно, чтобы и впредь независимость Абхазии даже в малом не зависела от чьего-либо влияния» (цитата по официальному пресс-релизу).
Тут, хочешь - не хочешь, приходится спросить господина Сакалова М.С.: какие жители Ингушетии, по какому призыву (о велениях души оставим, они у каждого могут быть свои, в том числе и по различным душевным заболеваниям), где и с какими братьями в Абхазии встали рядом? Когда и в чём, в каких делах, в каких событиях это было?
Если есть такие, их действия и т.д., то назовите прямо по именам, чтобы мы, ингуши, знали своих бандитов-сепаратистов. А иначе, извините, это чистейший наговор на ингушский народ, самая настоящая провокация против него.
Мы до сих пор таких не знали и были горды, что наши представители не дали себя замарать в подобных братоубийственных и антикавказских авантюрах. Если таковые были, как следует из ваших слов, то они в прямом смысле есть международные террористы, с оружием в руках вторгшиеся в чужое государство и убивавшие его граждан. И мы должны не гордиться ими, а осуждать и презирать их, ибо они покрывают наш народ несмываемым пятном.
Но тут вопрос, в принципе, не в том, помогали ингуши абхазам или нет. Помощь бывает разная. И мы всегда были готовы к гуманитарному содействию любой из сторон конфликта и посреднической примиренческой миссии. Тут вопрос в том, кому пытаются противопоставить ингушский народ. А пытаются его противопоставить ни много ни мало грузинскому народу. Кто и кому дал право делать такие заявления от всего ингушского народа? Например, мы тоже часть этого народа и таким правом никого не наделяли.
Произнося такие слова, не мешало бы вспомнить о сотнях тысяч огнём и мечом изгнанных в начале 1990-х годов из Абхазии ни в чём не повинных грузинах, тоже коренных жителях тех мест, которых эти абхазы, таким же образом, как и осетины наших соплеменников из Пригородного района и города Владикавказ, не пускают на свои родные пепелища. А разве эти несчастные грузины ингушам не братья? Значит, получается, что праведна в своём антиингушском поведении и Северная Осетия.
Абхазы и осетины братаются на почве вражды и ненависти к соседям. А на какой почве братается с ними наша власть?
Даже исполняя чужую волю, следует думать о том, что творишь. Ингушскому народу и дальше жить на Кавказе, в окружении и единстве со всеми своими вековыми соседями. А за такие поступки придётся извиняться другим ингушам, другим поколениям.
Понятно, что вояж этот состоялся не по зову сердец его участников, а по высочайшему повелению сверху. Там, на верхах, кое-кто не может смириться с тем, что ингуши и грузины до сих пор продолжают сохранять свои вековечные взаимные симпатии, что они никак не становятся врагами друг для друга, тогда как всех остальных кавказцев уже удалось с грузинами рассорить.
Ингушская общественность отговаривала президента Евкурова Ю.Б. от подобных действий. Но он поступил так, как поступил, ибо на то была воля назначившего его федерального центра. А это для новоиспечённого генерала-президента «свято».
Евкурова Ю.Б. в данном случае понять можно и нужно. Он человек подневольный, генерал, пусть и на политической службе. Это у него типа служебной командировки.
И ещё необходимо похвалить его за «искусную» виртуозность. Даже в таком своём подневольном положении он сумел-таки развести эту игру без явного для себя политического ущерба. Он не дал втянуть себя, как главу и символ народа, в эту провокацию в полной мере, понизив планку визита с государственного уровня (с подписанием соответствующих документов за своей подписью в качестве президента республики) до парламентского, т.е. скорее формального. Сам же только формально и обозначился.
Но нам, ингушам, этим вояжем все равно подан урок. Это урок о том, что отныне сепаратизм - вовсе не «порок», а наоборот, это даже хорошо. Если это хорошо применительно к какой-то Абхазии, где этнических абхазов-то всего чуть более полсотни тысяч человек, то, следовательно, для почти полумиллионной Ингушетии этого «хорошо» должно быть не меньше, а больше. Как говорится, знай своё дело.
Выходит, что отныне и нам, ингушам, можно, в принципе, не считаться с Конституцией и суверенитетом нашего государства - России? Можно не считаться с принципом её территориальной целостности? Тогда, можно наплевать и на незыблемость сложившихся административных границ нынешней Республики Северная Осетия-Алания? А ещё: нам тоже можно объявлять свою государственную независимость? Так что ли получается?
Интересно, как в таком случае поведёт себя Москва?
И гадать долго не надо - Чечня на виду у всех.
Но только тут одно очень большое «НО»… Вот если б его не было …
В России всегда непредсказуемо только прошлое и неопределённо всегда будущее.
Кремлёвская власть, в своё время, чуть ли не на равных заигрывала и считалась с сепаратистской Ичкерией, даже договоры и соглашения заключала, а президента А.Масхадова признала официально. Он прилетал в Кремль, а кремлёвские высокопоставленные чиновники прилетали сюда к нему для встреч и прочих нужд. Во всю эту «котовасю», с высочайшего соизволения тогдашнего Кремля, был вовлечён и Р.С.Аушев, бывший в то время президентом Ингушетии.
Но, вдруг, в Кремле поменялась власть. Соответственно, сменилась политическая конъюнктура, а сепаратисты-ичкерийцы, включая А.Масхадова, сразу же оказались не просто нехорошими ребятами, а даже международными террористами, с которыми нельзя не только общаться, а которых непременно следует «мочить» хоть даже «в сортире». А Аушев Р.С., который и действовал только с санкций или по поручениям того же федерального центра, оказался крайним, и тоже очень нехорошим парнем, несмотря на то, что Герой, заслуженный генерал и любимец большей части страны и пространства СНГ. Политическая карьера Аушева Р.С. на этом накрылась и он вскоре оказался вообще выброшен на обочину политической жизни и Ингушетии, и страны. Продолжают чернить его во всех грехах и поныне.
Такие «катаклизмы» в России не редкость. И как бы не повторилась та же самая «котовася» с нынешними услужителями верховной воли. Если б только…
Упаси боже, чтобы с Ингушетией не повторилось то, что сотворили с Чечнёй в конце 1990-х, в результате всех этих интриг и политических игр. Не дай бог, чтобы уже нас, ингушей, оттого что делаем сегодня, завтра объявили пособниками сепаратизма и международного терроризма те, кто сменит нынешних правителей России. Ведь история имеет склонность повторяться. А извлекать умные уроки для себя мы, как видно, не умеем.
Теперь на очереди у нашей власти - т.н. Южная Осетия с её бандитско-криминальным режимом. Она уже обозначена той же верховной волей Центра. Даже кажется странным, что Абхазия в этих вояжах оказалась впереди т.н. Южной Осетии. Но это, видимо, оттого что там выборы т.н. парламента будут устроены только в конце мая текущего года, хотя никем из здравомыслящих и уважающих себя политических сообществ признаны не будут. Зато, в аккурат к 17-летию РИ нам будет преподнесен очередной «сюрприз».
Вояж в Абхазию, без сомнений, был «спецоперацией» федерального центра в целях противопоставления ингушей грузинам и Грузии, чтобы нас рассорить. На этот раз мы тихо и даже внешне спокойно «проглотили» это, хотя в массе своей поняли правильно и восприняли отрицательно. Ожидаемый аналогичный вояж в т.н. Южную Осетию имеет более глубинный смысл, чем абхазское турне. Это уже будет спецоперацией по принуждению нас к национальному позору и унижению, это будет нашим полным моральным крахом, где на гордом слове «ингуш» можно будет ставить очень жирный кударский крест - на «фоне» всего того, что они вытворяют с нами с 1944 года на нашей родине, не думая даже извиниться. Всё просчитано до мелочей.
И тогда пусть каждый из нас даст оценку уже не власти, а самому себе и всему нашему народу: кто мы такие после этого будем?!
А между прочим, та самая «братская» Абхазия ни единым словом не выразила сочувствие нам по случаю 65-й годовщины сталинского геноцида над нашим народом.
Так кто кому брат и против кого собираемся «дружить»?
А между тем...
В одном из залов гостиницы «Тбилиси-Мериотт» по инициативе «Фонда Кавказа» была отмечена трагическая дата в жизни двух братских народов Северного Кавказа.
На встрече присутствовали гости из Патриархии Грузинской Православной церкви, парламента и правительства страны, Национальной академии наук (НАН), представители ряда неправительственных организаций, а также члены чеченской и ингушской диаспор, проживающих в Грузии.
Перед собравшимися выступили владыка Анания (Джапаридзе), члены Парламента Грузии Папуна Давитая и Нугзар Циклаури, госминистр по вопросам интеграции Темур Якобашвили, заместитель министра по вопросам диаспор, профессор Мераб Чухуа, ректор Тбилисского государственного университета имени Иванэ Джавахишвили Гия Хубуа, академик НАН Марика Лордкипанидзе, народный художник Грузии Гоги Очиаури, представители чечено-кистинской диаспоры Мека и Хасо Хангошвили, председатель Международной организации по правам человека, ингуш Багаудин Барахоев. Они почтили память погибших в результате геноцида чеченцев и ингушей, начавшегося 65 лет назад.
Обращение
к чеченскому и ингушскому народам
Дорогие вайнахи!
Мы обращаемся к вам в годину тяжких испытаний. Нам хорошо понятно прямое значение слова «вайнах», оно ведь в переводе на грузинский означает «свои», «наш народ».
Именно поэтому мы, представители грузинского общества, никак не разграничиваем и не разделяем чеченцев, ингушей и грузин.
Ведь истоки нашего братства берут начало с незапамятных времен! Общее происхождение, генетическое родство, единая история, культура и честь обязывают нас, грузин и вайнахов, объединить усилия во имя будущего, судеб кавказских народов.
Прекрасным примером всего этого является создание прочной и нерушимой традиции братания между горцами, незыблемо хранимой до наших дней.
23 февраля 1944 года на голову вайнахских народов обрушилось величайшее несчастье. Сотни тысяч семей, целые народы в одночасье вынудили покинуть родные очаги. Свободолюбивых ингушей и чеченцев загнали в товарные вагоны и выслали в безлюдные просторы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Сорок процентов сосланных погибли в пути уже в дни депортации. Ваше переселение было преступлением против человечества и подлинным геноцидом вайнахов.
Преступную политику геноцида против наших народов имперские силы безнаказанно проводят по сей день. В борьбе с недругом ежедневно гибнут невинные люди. Чечня, Ингушетия и Грузия истекают кровью.
России было недостаточно навязанных кавказцам ужасов мухаджирства в XIX веке, переселения народов в 1944 году, когда вместе с вайнахами из родных мест были изгнаны балкарцы, карачаевцы, грузины-мусульмане… Двукратная военная авантюра Ельцина и Путина в 90-х годах прошлого века унесла жизни более двухсот тысяч вайнахов.
Прискорбно, что 40 тысяч среди них были детьми. История спросит за перманентные преступления.
Любой порядочный человек будет потрясен тем цинизмом, с которым уничтожают детей, беременных женщин, стариков, немощных и полных жизни и здоровья!
Дорогие сестры и братья! Грузинское общество, население всей Грузии с глубокой скорбью склоняет головы перед светлой памятью чеченцев и ингушей, безжалостно уничтоженных 23 февраля 1944 года. Мы верим в несгибаемость, которую символически олицетворяет меч, чудесным образом как бы вырастающий из преисподней на мемориале в городе Грозном.
Рана кровоточит, а скорбь - безгранична.
Современный мир должен признать 23 февраля днем страшного геноцида,
а российская империя - ответить за это и другие преступления!
Вечная память погибшим. Да хранит вас Всевышний!
Нугзар Циклаури,
Председатель Комитета Парламента Грузии по связям с соотечественниками, проживающими за рубежом,
Хатуна Очиаури (член Парламента Грузии),
Мирза (Папуна) Давитаиа (член Парламента Грузии),
Гоги Очиаури (народный художник Грузии, академик),
Мераб Чухуа (Заместитель Государственного Министра Грузии по вопросам Диаспоры, профессор),
Ека Херхеулидзе (член парламента Грузии),
Цира Барамидзе (профессор),
Тамар Гамилагдишвили (заместитель Государственного Министра Грузии по вопросам Диаспоры),
Мека Хангошвили (Аппарат Государственного Министра Грузии по вопросам Реинтеграции),
Багаудин Барахоев (председатель Ассоциации Кавказских Диаспор),
Гиви Гамбашидзе (председатель «Фонда Кавказа»),
Мариам Манджгаладзе (Заместитель Директора Института Языкознания),
Кетеван Курдованидзе (издательство Тбилийсского Государственного Университета).