Сколько я ненужной фигни прикупила в Стамбуле, а то, что очень хотела - так и не привезла. А хотела я купить...
...набор для эбру.
В далеком 2005 году посол Турции в Таллинне организовала Дни турецкой культуры. Были созваны деятели различных отраслей: пианистки, повара, модельеры, мастера по изникской росписи. Приехал и дядечка-эбрузен - его я ждала больше всех, потому что буквально за полгода до этого впервые узнала об этом виде живописи и очень хотела увидеть процесс вживую. И действительно, эбру меня покорило: это даже не просто искусство, а особый вид медитации.
Эбру - это рисунок, который создается на воде и затем переносится на бумагу. Часто такой рисунок называют также мраморной бумагой, а сам процесс - мраморированием (марблинг). Технология выглядит следующим образом: для эбру берется поддон размером с лист бумаги. В поддон наливается вода почти доверху и загущается трагакантом (kitre), чтобы наносимые потом краски оставались на поверхности воды, не погружаясь на дно. Тут следует упомянуть, что все материалы для эбру делаются из натуральных материалов: например, краски для эбру состоят из натурального пигмента, дистиллированной воды и желчи. А еще эти краски не растворяются в воде, не смешиваются между собой и отлично держат форму, но при этом весьма податливы. Сложность этого вида искусства заключается не столько в технике исполнения, сколько в правильной подготовке материала: загущения воды до необходимой кондиции, регуляции консистенции красок. Поэтому вместо покупки отдельных компонентов для эбру (которые в Англии днем с огнем не сыщешь), хотела купить набор для начинающих, где все краски-загустители продаются уже в готовом виде, но забегалась и не успела. Чтож, буду пытаться найти какой-нибудь онлайн-ресурс, где можно заказать эти краски-загустители в Англию, все-таки очень хочется порисовать... Ой, я так и не рассказала, как же проходит сам процесс марблинга.
Так вот, после загущения воды можно начинать рисовать. Сначала наносится фоновый рисунок: жесткой кисточкой берется краска и аккуратными точными движениями разбрызгивается по поверхности воды. После этого, если хочется создать более геометричный рисунок, можно пройтись по воде специальным тонким шилом или железным гребнем - тогда абстрактные цветные пятна будут аккуратно «причесаны» в рядочки и создадут интересный узор. В принципе, можно на этом и остановиться - мраморный рисунок готов. А можно на этом фоне что-нибудь нарисовать, например классический тюльпан. Кстати, рисуют на воде совсем не кистью - ее используют лишь для разбрызгивания фоновой краски, а для нанесения самого рисунка инструментом служит обыкновенное шило.
Чтобы нарисовать тюльпан, сначала рисуют стебель с листьями: шило опускают в стакан с зеленой краской, затем касаются им поверхности рисунка на воде, от этого на месте касания краска расползается кругом. Надо повторить добавление краски несколько раз, чтобы получился достаточно крупный зеленый круг. Затем из центра зеленого круга проводится линия наружу, вытягивая круг. Перпендикулярно первой линии проводятся две линии в разных направлениях извне круга внутрь, будто перечеркивая его. Получается зигзагообразное пятно. Два движения шилом по диагонали рисунка извне круга в его центр превращают пятно в стебель с листьями. Теперь можно рисовать бутон: у конца стебля рисуется красный круг, затем в центр круга ведется линия снаружи внутрь - это будет уголок между лепестками. Напоследок, округлые углы вытягиваются в лепестки двумя движениями из центра круга наружу. Все, рисунок готов, можно переносить на бумагу. Лист бумаги осторожно опускается на поверхность воды. Можно аккуратно провести по листу рукой или чистым шилом, чтобы убедиться, что под листом не осталось пузырьков воздуха и весь рисунок перенесся на лист. Затем лист снимается с поддона - шедевр готов!