"Банши Инишерина" (Великобритания, США, Ирландия), реж. Мартин Макдона, 2022

May 18, 2024 10:41

Уфффф… Мощно задвинули, внушаитЪ… (с)
Рецензию вот тока писать на это дело - нетривиальная задачка.
То ли просто пальцем у виска повертеть, констатировав в очередной раз известную максиму «каждый сходит с ума по-своему», то ли чисто на кинематографической стороне сосредоточиться, благо она чудо как хороша, то ли в философские размышления по мотивам удариться, вспомнив и психологию, и социологию, и историю, и мифологию, и экономику и прочая, прочая, прочая, к чему кина тоже весьма располагает, стоит признать…
Дело ещё осложняется тем фактом, что хочется написать замануху для потенциальных зрителей, потому что картина, с моей точки зрения, безусловно достойна просмотра. Но зайдёт она далеко, далеко не каждому. Много кому не зайдёт, не только лишь всем, нда…

Всё сугубо ИМХО

Ты живёшь на острове у берега Ирландии, чего ты ещё ожидал?! (с)

Вощим, расскажу-таки о кинематографической стороне, а потом попробую сформулировать, как я поняла основной, ткскть, посыл произведения… но это не точно, угу. )))

Что касается самого кина, то там всё шикарно. Виды - умопомрачительные; музыка - прекрасна; актёрское исполнение - выше всяких похвал, причём у всех поголовно; сюжет - наличествует, продуман, последователен, весьма, эээ, своеобразен, но не фантастичен ни разу; диалоги - на цитаты можно разбирать; повествование достаточно динамично, хотя экшена как такового в картине немного, прямо скажем… в общем, по всем параметрам этот фильм - вполне себе произведение кинематографического искусства. Может, и не шедевр, но уж точно выше среднего уровня. Сильно выше.
Собственно, сами ирландские пейзажи, коих в картине практически в каждом кадре имеется, всё действо на острове и происходит же, никуда не перемещается, да потрясающей красоты музыка - более чем достаточная причина потратить два часа своего жизненного времени на полюбоваться…
Жанр фильма заявлен на КП как драма и комедия. И цэ правда. И драмы, и комедии в кино хватает. Хотя комедия скорее чернушного оттенка, но (развела руками) какая драма - такая и камедь, чо уж… Как ни странно, фильм вполне позволяет вообще не особо вдаваться в сложности и перипетии жизни героев, а смотреть его как некую релаксную, отвлечённую от, ммм, мирской суеты, ммм, притчу даже, пожалуй…
Вот не могу сказать, что я не прониклась рассказанной историей, что меня эмоционально не захватило, что я не испытала в процессе сильных чувств… Играют действительно прекрасно, и сама по себе история оччччччччччччень жизненная, кмк, так что всё было у меня - и эмоции, и сопереживание, и интерес к этим людям и к этим событиям… Но одновременно я совершенно спокойно могла отключиться от этой стороны, угу, и тупо релаксировать на красоту природы, нопремер… Как-то очень удачно и гармонично картина в обеих, ткскть, ипостасях и парадигмах разворачивается.
Ну, по моим впечатлениям. Не думаю, что это особенности моего личного восприятия.
Хм. С этой точки зрения фильм, пожалуй, вполне можно и к шедеврам отнести, ибо редкое явление - чтоб одновременно два весьма разных подхода реализовали.

А теперь по истории, собсно.
Тут сложнее, да. Оч много чего в голове родилось, но, во-первых, разложить это по полочкам и сформулировать надо, во-вторых, не совсем понятно, на какой багаж у потенциальных читателей ориентироваться… )))
Допустим, про банши - хто ето и что ето - никому, наверно, рассказывать не надо ))), все и так в курсе. Но вот, например, отсылки к политической ситуации, подозреваю, и я-то далеко не все отловила, а кто политикой не интересуется - для тех эта часть вообще мимо пройдёт. Хотя, опять же - весь фильм как притча, нечто вневременное и почти внеместное, и то, что действие, оказывается, в 20-х годах прошлого века происходит, например, я узнала из аннотации… вообще после просмотра уже, хых. И никакого значения это не имело в процессе - а какое именно время подразумевается… оно и в 19-м веке могло быть, и в конце 20-го… да запросто, чо.
Ибо человеческая психология не меняется. А суть фильма - именно в ней, родимой.
Кто-то из рецензентов на КП высказал мнение, что это кино - как иллюстрация или, скорее, метафора гражданской войны… Мнение было подкреплено довольно весомыми аргументами, с которыми я во многом согласна, и соответствующими цитатами из фильма, в том числе… Но мне кажется, что это только часть замысла, скажем так.
Тем более что гражданские войны из человеческих отношений и проистекают, собсно, а эти самые человеческие отношения проистекают, самым естественным образом, из человеческой психологии… угу.
Уфффф….
Фильм затрагивает множество тем и поднимает множество вопросов - из психологии, ага, социологии, истории, религии, мифологии, ну и так далее… причём многие темы и вопросы тут же и, ммм, обсуждает, ткскть… даёт какие-то свои ответы, приводит, устами персонажей, какие-то доводы в пользу того или иного взгляда-мнения, в общем, дискутирует… Тут вот имеется некоторый дисбаланс, на мой вкус, потому что самое основное, кмк, звучит в первой половине (или даже трети) фильма, дальше уже, скорее, самим повествованием даётся, скажем так, аргументация к авторской позиции (если я правильно её поняла, конечно)… Хотя и в конце есть пара-тройка проговоренных важных постулатов.
Сюжет пересказывать не буду, затравку можно и в аннотации прочесть, а событийно там и вовсе не так чтобы много чего происходит… огромное количество информации содержится в диалогах, а ещё больше - и совсем невербально выдаётся. Кароч - это не рассказать! (с)
Тем не менее, риск заспойлерить всё равно имеется, поскольку сообщая о своём восприятии-понимании основного посыла фильма, я неизбежно воленс-ноленс какую-то часть информации выдам… так что имейте это в виду.
Итак, про основную идею и основной посыл.
Идея, кмк, - невозможно жить в обществе и одновременно быть вне его. Посыл, соответственно, - нельзя пренебрегать интересами других.
Даже если тебе кажется, что ты этому обществу ничего не должен, и захотел от него освободиться. И даже если тебе кажется, что ты придумал, как это сделать, не затрагивая чужие интересы, а наоборот - даже жертвуя частью собственных…
Вообще, терпеть такое не могу. Самый гнусный вид морального шантажа, призванный замаскировать собственный эгоизм. Причём часто - от самого себя, в первую очередь.
Это никогда не срабатывает. Неизбежно в конечном итоге подобный шантаж оборачивается против шантажиста. Всегда.
И чем интенсивнее человек подобные, эээ, методы в отношениях применяет, тем быстрее наступает точка невозврата…
Когда обратка внезапно оказывается таки очень неприятной для шантажиста, а исправить уже ничего нельзя.
О чём тоже в фильме, в самом конце, указано чётко и однозначно. Сия мысль в русском языке очень хорошо изложена в известной пословице, от которой, правда, часто только первую половину используют… совершенно напрасно…
«Кто старое помянет - тому глаз вон. А кто забудет - тому оба».
Оно - вот об этом, в том числе. Вторая-то часть. Хотя и первая, кмк, в фильме вполне представлена.
Вообще, там очень много, да, весьма важных и правильных вещей сказано, тем или иным образом. Но основным мне видится всё-таки вот этот вот посыл, про необходимость учитывать и соблюдать хоть в какой-то мере интересы других людей… в фильме герои бОльшей частью словом «доброта» оперируют, однако по сути (и в более широком значении) подразумевается именно вот это - осознание (и позиционирование тоже) себя как части общества.
ИМХО, есно.

А жалко больше всего пацана… потенциал, по ходу, изрядный у него был, и понимал он это вполне, а вот возможностей - ни шиша… и это он тоже понимал.

Тем не менее, кино совершенно не воспринимается как лютый депрессняк и безнадёжность. Что, кстати, довольно удивительно, с учётом, эээ, всех обстоятельств.
Хотя, возможно, это чисто моё восприятие, кому-то фильм, весьма вероятно, покажется очень тяжёлым. И вообще далеко не всем зайдёт, угу.

Но я благодарна. ))) Сама я до кины этой если и добралась бы, то очень не скоро. )))
Спасибо, Женчик, оччччччччччччччччччччень интересная фиговина!

кинорулетка

Previous post Next post
Up