Я уже
писал, что с тех пор, как у нас поменялся директор, многие вещи в Филиале, как мне кажется, стали лучше. Пока что, после былого провала, мы - эффективный вуз. Приблежается следующий мониторинг (он будет весной), но вроде есть шансы и его пройти успешно. Хотя в нашей стране никогда ни в чем нельзя быть уверенным - сюрпризы сверху постоянны. А совсем недавно на заседании Ученого совета были расмотрены и кандидатуры и 7 студентам назначили повышенные стипендии: 2 отличникам, 5 социально активным студентам. Не знаю точную цифру, но это точно больше 10000 в месяц - есть к чему стремиться!)
Что касается занятий по нашим дисциплинам (связка Информатика + Информатика (спецглавы)), наконец-то удалось убрать из программы никому сейчас, на мой взгляд, не нужный Pascal и заменить его на живой Python. Но сейчас не об этом. Сегодня разместили расписание до конца месяца на сайте, и вот оно вызвало ряд вопросов...
Разместил я расписание и вспомнил о том, что мои студенты на паре мне говорили, что у них какое-то очень неудобное расписание в марте. В тот раз выяснилось, что расписание на доску повесили раньше времени, его сняли, потом повесили ещё раз, но... Такое ощущение, что лучше оно не стало!
Это расписание на неделю. "Информатика 2" у нас не проводится - это какая-то фишка нашего учебного отдела - она как бы есть, но её как бы нет. На физкультуру после обеда студенты практически не ходят. Посчитаем пары... У меня получается, что за учебную неделю с 14 по 19 марта группе поставили 12 пар. И эти 12 пар "размазали" на 6 дней! Я не знаю, как учатся студенты сейчас, но в бытность мою студентом 1-2 дня из этих 6 мы бы, кажется, прогуляли всей группой... Расписание у нас составляется автоматически, в программе, которая может и не лишена недостатков, но со своей задачей справляется - я сам составлял в ней расписание примерно месяц в начале этого учебного года. Но есть одно "но" - программе надо нормально "ставить задачу". А вот с этим у нас, похоже, серьезная проблема. Достаточно было указать программе, что занятия нужно выдать в 4 дня, и 12 пар благополучно легли бы как 4 дня по 3 пары!
И вот тут мы выходим к заголовку моего поста. В нашем Филиале уже довольно давно внедрена Система менеджмента качества в соответствии стребованиями стандартов семейства
ISO 9000 - у нас даже есть соответствующий
раздел на сайте. И должен отметить, что чем дольше я работаю с этой системой, тем больше убеждаюсь, что пользы от неё больше, чем кажется на первый взгляд, хотя в России она приживается с трудом. Так вот, построение системы качества связывают с выполнением т.н.
восьми принципов. Хотелось бы обратить внимание на три из них:
- ориентация на потребителя,
- постоянное улучшение,
- принятие решений, основанное на фактах.
Почему именно эти три принципа? Потому что первый вопрос, который возникает у меня, когда я вижу это расписание на неделю: а удовлетворяет ли оно потребителей? Да-да, именно так, студенты - потребители, которые, кстати, прямо или косвенно платят деньги за свое обучение. Даже если они учатся на бюджетной основе, их родители, а может быть бабушки и дедушки, платят налоги, а государство распределяет их и, в числе прочего, именно с них "оплачивает" учебным заведениям обучение "бюджетников". Так что студент - потребитель, и у него в учебном процессе есть не только обязанности, но и права. Итак, допустим, что расписание студентам не нравится - мне трудно предположить, что кому-то понравится ездить на занятия 6 дней в неделю, когда можно уложиться в 4!
Что же дальше? Мы переходим к следующему принципу - постоянное улучшение. В общем виде он трактуется как постоянный поиск путей для улучшения реализации процессов в организации. У нас основной процесс - образование! Формирование расписания - это часть этого процесса, довольно важная часть, на мой взгляд!
А теперь "принятие решений, основанное на фактах". Чтобы что-то улучшать, руководитель организации должен знать слабые места. Это должны быть не домыслы, а какие-то фактические показатели. Для того, чтобы факты были оформлены документально и оказались на столе директора, среди прочего, регулярно проводится мониторинг удовлетворенности потребителей, как внешних (работодателей), так и внутренних (студентов, преподавателей). И (может быть кого-то это удивит)) в анкете для студентов есть вопрос про то, удовлетворены ли студенты своим расписанием. Ближайшее анкетирование у нас, кстати, начинается с понедельника - такое вот совпадение!) И вот дальше лично я вижу два варианта, непосредственно связанных с заголовком поста:
1) Студенты идут на анкетирование "для галочки", они не верят, что результаты опроса на что-то повлияют, они быстро отвечают на все вопросы (а их около 40, да-да, нужно потратить немного времени - администрацию интересует отношение студентов далеко не к одному расписанию) выбирая между вариантами "мне совсем нравится" и "мне скорее нравится", практически не читая вопросов - при анализе результатов анкетирования складывается впечатление, что потребитель всем доволен.
2) Студенты внимательно читают вопросы и вдумчиво отвечают. Если им не нравится работа буфета, гардероба, их расписание, то так и отвечают - в анкете 4 варианта ответа, от "полностью согласен" до "полностью не согласен". Результаты анкетирования обобщаются и по ряду вопросов получаются низкие оценки. Я более чем уверен, что это будут те вопросы, на которые руководство обратит внимание в первую очередь, в поисках путей для того самого "постоянного улучшения", о котором говорит один из 8 принципов.
Каким путем пойдут наши студенты, я не знаю. Но мне очень интересно: понимают ли они свою роль в образовтельном процессе? А может быть расписание их ещё устраивает, а вот за буфет будут "двойки"? Мы узнаем об этом совсем скоро...