Спорная игра вышла по
новому перезагруженному Star Trek, ох спорная. Оценки на метакритике у неё крайне скромные (мягко говоря), геймеры тоже как-то не брызжут восторгом. Я, поиграв часа полтора, тоже скепсисом проникся. Рассказал всем в скайпе какая игрушка отстойная и собрался разгромный обзор писать (тем более, что моим
ожиданиям она совсем не соответствовала - что, впрочем, проблема таки моя, а не игры). Потом подумал, что надо бы таки дальше первых двух уровней пройти для полноты впечатлений. Прошёл примерно до середины - впечатление изменилось в положительную сторону. Нет, не то чтобы качество игры начало расти по мере продвижения - просто я понял, в чём, похоже, основная причина критики. Дело в том, что этот экшен опоздал лет на десять. Сюжет, механика и геймплей у него - точь-в-точь Elite Force II какой-нибудь (ну, за вычетом вида от третьего лица и системы укрытий), только несколько больше возможностей, так что выйди он через годик после вышеупомянутого, где-нибудь в 2004-м - был бы мегахит. А сейчас подобные концепции уже устарело смотрятся. Подумать только - всякие вау-моменты здесь не прямо по ходу игры, а в основном в роликах-заставках, для открытия двери иногда надо бывает нажать кнопку на другом конце локации, здоровье не регенерирует, а при прыжках по платформам можно легко не допрыгнуть или промахнуться и улететь в пропасть насмерть. Публика от таких игр давно отвыкла, вот и возмущается. Причём, что самое смешное, это нельзя назвать хардкором - на нормальном уровне сложности игра проходится левой пяткой - это именно другой подход к геймдизайну. Устаревший на данный момент. Кто старые шутеры любит, тому и Star Trek: The Video Game, скорее всего, придётся по вкусу. В российскую розницу игра пока не вышла (обещают когда-то в мае), но в стиме можно
купить уже сейчас, и русский язык там доступен. Под катом - подробности и слайды.
Героев двое: капитан Кирк и его старпом Спок (играть в одиночном режиме можно за любого из них, но есть ли какие-то отличия, пока не понял, играю за Кирка). Игра заточнена под кооперативное прохождение - это чувствуется буквально поминутно. Постоянно подкидывают задания типа "подсади напарника, чтобы он пролез через вентиляцию на потолке и открыл дверь дальше" или "пока один карабкается по скалам, второй прикрывает его из снайперки, отстреливая набегающих врагов". Некоторые двери можно открыть только совместными усилиями. К счастью, компьютерный интеллект тупит редко, задачи свои обычно выполняет исправно и поэтому в одиночку проходить вполне можно. Хотя вдвоём, понятное дело, всяко веселее. Кстати, тут и смерть вполне по-кооперативному реализована. Гамовер наступает только в том случае, если убиты оба или кто-то из героев погиб из-за "смертельного" скрипта (упал с обрыва, попал под мчащийся лифт и т.п.), в остальных же случаях сражённый вражеским огнём лежит, зовёт на помощь и отстреливается, наблюдая окружающую действительность в приглушённых тонах пока напарник не прибежит и не оживит его целительным пенделем.
Каждый из героев носит основное оружие, которое всегда при нём. У Кирка это фазер, у Спока - какой-то вулканский пистолет (вообще-то ему, как служашему Звёздного флота тоже фазер полагается, но он, очевидно, таскает пушку производства родной планеты из сентиментальных соображений всвязи с известными событиями фильма). У основного оружия боеприпасы бесконечные (надо только за перегревом следить), а дополнительный режим позволяет парализовать противника, не убивая его. Правда, паралич, в отличие от телевизионно-киношного первоисточника, проходит довольно быстро, секунд за десять, так что чтобы вывести парализованного из боя, надо подскочить к нему и нажатием кнопки 'E' отправить в нокаут - после этого он уже не встанет. Парализатор действует и на дронов, которых запускают некоторые враги. Парализованного дрона можно взломать, и он, отмокнув от паралича, будет воевать за наших. Недолго, правда - уж очень хрупкие они. Помимо основного оружия можно носить одно дополнительное (тут выбор довольно широк, но традиционен - если отбросить экзотичность внешнего вида и спецэффектов при стрельбе, это снайперка, дробовик, гранатомёт, автомат и т.д.) и по две гранаты двух видов (обычные и парализующие) - это подбирается на уровне, обычно с трупов врагов. Спок, который в оригинальном сериале был пацифистом и за всё экранное время мухи не обидел, в новой вселенной сильно менее добр (не без причин, впрочем) и вообще больше похож на своего двойника из Зеркальной вселенной - того, который с бородой, да. Так что оружием пользуется охотно и умело.
В принципе, никто, конечно, не запрещает устраивать форменный Gears of War с пальбой очередями от бедра и швырянием гранат во все стороны, но в одной из подсказок при загрузке не зря сказано: "Выполняя условия для получения медали, вы соответствуете образу офицера Звёздного флота". Примерно на половине игровых этапов помимо основного задания присутствует некое побочное условие. Обычно требуется либо скрытно пройти определённый участок, либо никого не убивать, пользуясь парализующим режимом оружия. Выполнять условия никто не заставляет, но лучше это таки делать. По двум причинам. Во-первых, таким образом вы и в самом деле будете более соответствовать стартрековскому духу, а во-вторых, за выполнение каждого условия помимо медальки выдают и солидную пачку очков опыта.
Да, прокачка в игре имеется, хоть и сделана весьма скромно. Опыт выдаётся за вышеупомянутые медали, а также за взлом замков, проникновение в компьютерные системы и сканирование разнообразных интересных вещей. На последнем стоит остановиться подробнее. У каждого из двоих героев имеется трикордер - это в Стар Треке такой универсальный детектор/анализатор/измеритель всего и вся. Он показывает цели задания и различные активные предметы (типа настенных аптечек), подсвечивает врагов (в том числе сквозь стены), позволяет хакать замки и компьютеры, но помимо этого он также умеет сканировать незнакомые объекты. Встретил нового врага, убил/вырубил его - тушку просканируй. И оружие, из лап бездыханного супостата вывалившееся, тоже просканируй, если раньше такого не встречал. За каждое из этих действий по сто опыта получишь. Всякие образчики инопланетной флоры-фауны и артефакты внеземных культур тоже сканировать можно и нужно - тоже ради опыта. Исследуемые предметы разделены на тематические группы, и если собраны данные о всех представителях группы, отвалят дополнительного опыта. Не знаю кому как, а по мне - очень антуражно. В сериалах герои, собственно, на каждый чих достают трикордер и всё вокруг им сканируют.
Тратится опыт на улучшение основного оружия и трикордера. В первом случае всё довольно банально - повышение скорострельности и убойной силы, ускорение охлаждения плюс немногие забавные апгрейды типа возможности рикошета выстрела от твёрдой поверхности. Трикордер же интереснее - потратив опыт на его прокачку, можно получить возможность восстанавливать здоровье и силовой щит напарника, посылать звуковой сигнал-приманку, отвлекающий врагов, видеть наиболее уязвимые зоны противника и т.п. Стоят апгрейды по-разному, есть копеечные, есть крайне дорогие. По прикидкам, если обыскивать уровни на предмет секреток, получать медали и прочим образом манчкинить, где-то к последней трети игры можно прокачать обоим героям всё до упора.
Взлом и перенастройка всяческих электронных систем традиционно реализованы в виде мини-игр. Они разнообразны и довольно интересны. Пока вы возитесь, вскрывая замок, обезвреживая мину или получая доступ к компьютеру, игра на паузу не становится, так что заниматься этим лучше предварительно зачистив окрестности - иначе плазменный разряд из вражеского оружия может прервать процесс. К сожалению, по сценарию временами неизбежно приходится заниматься этим именно во враждебном окружении. В кооперативе живой напарник скорее всего прикроет как следует, а вот компьютерный справляется не всегда. Доставляет неудобства временами. Зато можно поменяться ролями - в смысле, отправить заниматься взломом кремниевого коллегу, а самому уже прикрывать его.
Есть, кстати, мини-игра, требующая участия обоих героев - в ней требуется синхронизировать две волны, выставив одинаковую частоту и амплитуду.
Авторы стараются развлекать нас по-всякому. То полёты на ракетных ранцах прикрутят, то целый космический бой, где нужно раздавать целеуказания фотонным торпедам и батареям фазеров и вовремя поднимать щиты, то натравят невидимых противников, проявляющихся только на экране трикордера. И оно всё, знаете, даже весело, но смотрится всё равно крайне... олдскульно как-то. Не могу объяснить, почему именно - просто не оставляет ощущение, что рубишься в игру десятилетней давности. Не, я не против, мне даже нравится - просто имейте это в виду, когда будете решать, стоит ли проходить это. Лазание по жёрдочкам, правда, совершенно современное - практически как в Tomb Raider, только далеко не так изящно анимировано и удобно в управлении.
Вообще, управление в игре довольно так себе. Допускаю, что на геймпаде удобнее играется, но на клавиатуре кнопок как-то многовато задействано. Или это я просто привык к современным стандартам, где за всё на свете отвечает один-единственный пробел? Неотзывчиво реализован прыжок - не раз и не два я при попытке перепрыгнуть очередную пропасть падал вниз и с матом загружал чекпойнт из-за того, что прыгает персонаж с задержкой плавающей длительности. Другие глюки технического характера тоже имеются, увы (а патча всё нет, хотя с момента релиза игры почти неделя прошла) - иногда не срабатывают скрипты, один раз компьютерный напарник где-то застрял и не смог за мной проследовать, в результате чего я был остановлен дверью, требующей для открытия усилий двоих. Всё это, конечно, легко лечится загрузкой, но чекпойнты в игре расставлены скупо, и обычно приходится перепроходить довольно большой кусок. Напрягает. Звук хорош, особенно голоса персонажей, а вот графика... ну, так себе графика, говоря по совести. Не десятилетней давности, конечно, в отличие от геймплея, но всё равно никаким боком не фонтан.
Дизайн игры всецело следует традиции новой полнометражки - внутренности звездолётов и орбитальных станций здесь имеют такой же индустриально-техногенный вид.
Очень понравились эпизоды в космосе. Звуки приглушённые и только те, которые передаются ушам через вибрацию твоих же костей - выстрелы собственного оружия, взрывы, сотрясающие конструкцию, на которой ты стоишь. Магнитные ботинки не дают прыгать, а невесомость позволяет фокусы с пространством, когда тебе в течение считанных минут приходится несколько раз кардинально менять положение в пространстве, и то, что только что было полом, внезапно становится потолком. Ну и то, что бегать приходится в основном по поверхностям отнюдь не плоским. Стоять с напарником на диаметрально противоположных точках цилиндра-антенны, пятками друг к другу, и отстреливаться от врагов, стоящих у тебя над головой, макушкой к тебе, на внутренней поверхности защитного кожуха этой антенны - жутко атмосферно.
Ролики в игре встречаются вполне красивые.
Главгероев, на радость фанатам, переодевают то так, то эдак - то в привычные разноцветные толстовки, то в скафандры, то в специальные диверсионные комбезы. Это ещё не считая дополнительных прикидов, доступных в качестве бонуса от предзаказа.
Играть? Решайте сами. Игра с механикой 2003-го года и графикой 2006-го (временами - первый Mass Effect один в один, ага), выпущенная в 2013-м. Простой и линейный экшен, без каких-либо существенных элементов квеста, ролёвки или чего-то ещё. Изрядно шероховатая в плане интерфейса и стабильности работы, вдобавок. Лично я бы оценил его на уверенные шесть баллов из десяти. Назвал бы "крепким середняком" по доброй игрожурской традиции, да вот проблема - середняком она была бы лет шесть назад. Сейчас середняки совсем другие, а Star Trek: The Video Game - это реликт.