В недрах интернет-джунглей водится необычный зверь-сайт под названием
Games Saved My Life. И пишут там о том (что характерно), как игры спасли людям жизнь. В основном, конечно, это не драмы вроде "Марио и Соник сняли меня с табуретки, когда я уже был готов сунуть голову в петлю" (хотя и похожее встречается). В основном истории попроще: как игры вытянули из кризиса отношений с друзьями, как способствовали пересмотру смысла жизни, как (и это наиболее часто) увлечение играми помогло пережить тяжелую болезнь или проблемы в семье.
Видеоигры - нет, я не буду говорить "компьютерные", ибо не только о компьютерах речь, воспользуюсь иностранно-популярным video games - видеоигры давно стали чем-то большим, чем просто "увлечение на пострелять инопланетян после работы". Искусство, да. Как стали им ролевые игры, вырастая из деревянных мечей и Толкиена, как кино превратилось из паровоза братьев Люмьер в огромную индустрию, разросшуюся на весь земной шар.
Я, как и многие подобные мне, тихие отличники, сбегающие с уроков через окно в 80-90х годах, была книжным ребенком. Книги во многом сформировали мой характер, желания, стремления. И единственным, что меня огорчало в книгах, было - невозможность самой участвовать в сюжете. Защитить рыцаря, спасти принцессу, помочь детективу раскрыть преступление быстрее, чтобы никто больше не погиб... "Жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от детских своих катастроф". Появившиеся серенькие приставки Денди дали нам, таким как мы, возможность менять сюжет. Возможность дописать к книгам свои главы и послесловия. Возможность играть и выигрывать.
Мало удивительного в том, что игры спасают жизни. Когда я вспоминаю детство, практически все время игры идут бок о бок со мной. Вместе с папой с двух джойстиков мы играли в Space Invaders. Потом - компьютер, аркады-платформеры, обмен дисками в школе, апгрейд ради возможности поставить Heroes of Might and Magic 3. Первая самостоятельно купленная РПГ - Might and Magic 8. Радость от убийства сложного босса в Baldur's Gate. Традиционные путешествия в переход, в палатку с пиратскими-фаргусовскими игрушками, когда, наконец, накопишь денег на очередную. Спаниельские-жалобные глаза, взирающие на коллекционку Diablo 2 (семьсот рублей! бешеные деньги!) и добрый друг-приятель, выдавший диски с взломанной дьяблой за бесплатно. Отсутствие прохождений, кроме как напечатанных в ЛКИ. Часть жизни. Как и все остальное.
Мне кажется, видеоигры во многом близки с упомянутыми выше ролевыми играми - которые в лесах, полях или квартирах. Есть странная закономерность: большинство моих друзей можно разделить по простому признаку - играют они активно в компьютерные игры или же в полевые-ролевые. Есть, кстати, и пересечения двух множеств - но мало.
Ролевые игры дают ту же возможность, что и видеоигры: самому создать свою историю в рамках мира, почувствовать себя кем-то другим. Они, на самом деле, во многом тоже пусть и не saved, но changed my life, - одна из немногих полевок, на которых я была, Варкрафт-под-не-помню-каким-номером. На ту ролевку я поехала в крайне расхристанных чувствах, с разбродом и шатанием в личной и безличной жизни, и вот: путь из одного лагеря в другой перелесками, размокшая дорога, сапоги натерли лапы, и случайно пойманная за хвост мысль - а ведь той-которая-моя-роль, девчонке-служанке из Даларана, совершенно все равно на все эти личные метания, ей они - вдоль рукояти кинжальчика, как случайно прочитанная и тут же забытая история. И стало очень просто и легко. С игры я уезжала просветленной и довольной. Причина разброда и шатания офигевшим взглядом провожала меня, садящуюся на автобус. А мне все было вдоль рюкзачной лямки, да.
Так же и видеоигры. Право посмотреть на себя со стороны - но не только. Еще право увидеть новые грани жизни, право отвлечься - по необходимости - от окружающего мира, право найти новых друзей и сохранить старых. И - в случае особых фанатов - право найти то-чем-хочешь-заниматься-всегда.
Я, конечно, идеалист. И куча иронично настроенных окружающих товарищей, у которых всегда наготове примеры демотиваторов и статьи а-ля "Гик просидел в своей комнате 5 лет, играя в WoW" и "из-за ценного доспеха в игре школьник гонялся с топором за одноклассником" меня положат на обе лопатки. Наверное. У каждого явления есть две (три? двести три?) стороны, и за внешними красотой и изяществом киноиндустрии кроются наркотики, самоубийства и миллионы потраченных впустую долларов. Никто не идеален. Вы - тоже. И я, конечно.
Возможно, это и означает - быть искусством?
Их было много, игр, бьющих навылет: Мор - Утопия, Jade Empire, Baldur's Gate, Arcanum, Anachronox, Dragon Age... Fate, хотя это в основном не только и не столько игра. Из недавних, относительно, конечно, недавних - Persona 3. Первая игра, по ходу которой я вдохновенно проревела как девчонка всю финальную битву и весь последующий ролик. Потому, что финальная битва становилась не просто "эпичной дракой с какой-то огромной хренью" - но необходимостью сражаться с тем, кто был твоим хорошим другом (в случае женского протагониста еще и возлюбленным), а последующие события переворачивали все не просто с ног на голову - а скорее из одной системы координат в другую. Честно говоря, эта игра любого заставит пересмотреть свою жизнь, как мне кажется.
Музыка финальной битвы.
Музыка завершающих игру титров. Не знаю никого, кто, пройдя Персону, слушал бы эту песню спокойно.
А потом - Persona 4, более юмористическая и спокойная, этакий бальзам на драматично израненное сердце... Но и там попадаются ударные моменты. Например, Кума-Тедди, смешной маскот-плюшевый-медведь, встающий на пути смертельной атаки, чтобы защитить своих единственных друзей - и очнувшийся в виде этакой плюшевой тряпочки, по которой проехался грузовик. И в тот момент, когда ожидаешь от Тедди удесятеренной порции нытья (а он, в общем-то, немного трусишка и далеко не герой) - этот классический типаж "милый-приятель-и-комический-персонаж" ложится на спину и начинает качать пресс. Со словами "когда отрастет моя шерсть, я хочу быть сильным". Понимаете? Он не сомневается, что поправится. Он даже мысли такой не допускает (я, честно говоря, увидев эту тряпочку, решила, что - все, двигаться он будет только в роли накидки-экипировки). Можно пятьдесят раз сказать вслух "что нас не убивает, то делает нас сильнее" - но увиденное и услышанное в настоящей истории прошибает гораздо крепче. Дает повод бороться самому.
... Конечно же, Тедди поправился. А маленькая фигурка Тедди, сантиметровый брелок, сидит у меня перед монитором. Напоминая - "когда ты не можешь больше стоять - падай. И начинай отжиматься."
Наверное, saved my life - это не только когда тебя вытаскивают из воды в сотне метров от берега (кто же знал, что там откатное течение!). Это - пусть и в меньшей мере - когда ты не знаешь, куда двигаться, и тебя направляют. Когда грустишь - и тебя поддерживают. Когда ты одинок - и тебя подбадривают.
Видеоигры, разумеется - всего лишь одна из тысячи мелочей, один кусочек многовариантного паззла. Но все-таки, все-таки.
P.S. Финальным аккордом. Все равно ведь кинут в комменты, так пусть уж сразу.