Многие из вас наверняка знают, любят и играют в эти серии. Они всегда и у всех на слуху, в свое время были одними из самых классных и собирали кассовые сборы. А все потому, что жанр hack-n-slash развивается довольно медленно. Ну что же можно в нем сделать такого, чтобы и механика осталась классической, и жанр получил новое дыхание. Но оказалось что можно, да еще как. И началось это преобразование с легендарной серии создателя Total Annihilation Криса Тэйлора, получившей название «Осада подземелья».
Dungeon Siege + Legends of Aranna (PC)
Первая часть этой всенародной забавы во многом стала революционной, ведь потом многие будут равняться на нее. А все потому, что Крис решил максимально все упростить, ведь закликивать монстров мышкой можно и более просто, чем приобретать разные навыки, умения и т.д. У нас нет и никакого выбора персонажей - только один фермер, у которого враги «сожгли родную хату» и километры королевства под окном. И твой фермер сам по себе, рядом всякая недобрая живность, и надо что-то делать. Поэтому первый глупый монстр убивается лопатой, второй тяпкой, а третий…третий уже плохоньким, но мечом, получаемым из его ослабевших пальцев. Также в первые пять минут находятся два свитка заклинаний - огня и холода и не бог весть какой короткий лук, стреляющий довольно мимо. Вооружившись всеми этими «знаниями» твой фермер бредет вперед, и вот тут-то начинается самое интересное Дело в том, что Крис использует так называемую систему «The Elder Scrolls», где опят зависит от действий, осуществляемых персонажем. То есть твой фермер больше махает мечом - все, он впоследствии воин, стреляет из лука - амазонка, кричит «файйярбол» как ненормальный - маг-истерик, бросает во всех куски льда - сабзеро. И только ты волен прекратить это безумие. И это было гениально - можно было создать мультикласс на пустом месте или жестко прокачиваться до потолка, рубя всех напропалую. Но лучше, конечно, было стать экспертом в какой-то одной области, ведь партия к тебе все равно присоединялась по сюжету, а некоторых ты сам мог нанять или оставить в городской таверне.
Всего с тобой могло бродить до шести персонажей и осел. Персонажей можно было не брать вовсе, а сделать партию из семи ослов. Осел в «Осаде» вообще был самым незаменимым животным. Дело в том, что он был ходячим инвентарем, в котором было дико много места, и все с трудом добытые трофейные шмотки (а кто же выбросит трофейные шмотки?!) рано или поздно вешались именно на это вьючное животное. Самые жадные манчкины, например, так и бегали - он и семь ослов впридачу. А остальные пытались как могли создать микроменеджмент внутри команды., ведь надо было следить у кого сколько лечилок, своевременно надевать на них оружие и шмотки, возвращаться за соратниками, если они опаздывали на лифт, и вообще, если у тебя становилось более трех-четырех партийцев, то игра невольно превращалась в «дочки-матери».
Но это, что касается фермера и его друзей, а вот за все остальное, в том числе обработке интерфейса, улучшения инвентаря и работе камеры Крису можно смело ставить памятник - ведь настолько удобным еще не была ни одна игра. По одному клику все предметы упорядочивались в инвентаре, недопитые зелья (а бутылки с жизнью и маной можно было выпивать не полностью - ровно на величину поправки здоровья или магических сил) переливались друг в друга, а пустые склянки выбрасывались, по одному клику весь выпавший из врагов лут подсвещался для более удобного его собирания, по одной кнопке можно было приблизить или отдалить камеру, а направив мышку вправо или влево поворачивать экран. Да ни одна игра до Криса не позволяла себе подобной роскоши, равно как и бесшовный огромный мир, путешествуя по которому, ты никогда не встретишь логотип «загрузки» и абсолютно разных противников.
О, на монстрах оторвались от души, их разновидностей столько, что не описать словами, начиная от злобных ос и комаров, классических зомбей, скелетов и пауков и заканчивая такими экзотическими как древние драконы, летающие рыбы и паровые машины гоблинов. Причем королевство тебе придется пройти все - от начала до конца, от запада до востока, ведь по иронии судьбы так нужный нам замок находится аккурат близ владений фермера, но с другой стороны этих белоснежных острых гор, так что еще топать нам и топать, среди враждебно настроенной фауны.
О красоте здешних мест можно тоже говорить практически бесконечно - гордые вершины башен, где пожизненно снег и холод и куда поднимаешься прямо из сырого и затхлого подземелья на старом скрипучем подъемнике манят своей свободой и белизной, а вот там, сразу на сотни метров вниз, маленькой синей лентой бежит речушка, и вдали у самого горизонта виднеется какой-то город…
И через н-нное количество дней пути ты уже в нем, а впереди еще кристальные пещеры со свисающими всюду сталактитами и сталагмитами, сверкающими и манящими как драгоценные камни, черный лес с кронами, свисающими так низко, что не проходит солнечный свет, мерзкие зловонные топи с кладбищем посередине, фабрики и заводы гоблинов, под землей отстроивших целую стимпанк-империю, великая пустыня с оазисами с холодной до ломоты в зубах водой и много чего другого. Без загрузок, без ограничений, открытый до самого горизонта мир - маленькое-маленькое чудо.
Но при всех свои плюсах в игре были и адские минусы - например бестолковый интеллект твоих дурачков или наижутчайшее количество монстров на один квадратный метр. Причем избавляться надо было от всех, чтобы внезапно не напороться на недобитое созданье. И это увеличивало игру в разы, отбивало охоту играть на долгие часы, ведь на каждом сантиметре мира всегда тебя ждали по две-три улыбчивых твари, с которыми диалог всегда начинался одинаково - с применением оружия.
Legends of Aranna дополняла оригинальный мир не менее прекрасными ацтекскими руинами, полными неожиданных монстровстреч и увеличением уровня твоего персонажа. Также повышался шанс найти уникальную одежку, для того чтобы более круто смотреться и легче избавляться от всяких там врагов.
Dungeon Siege II + Broken World (PC)
Вот вторая часть саги мне нравится меньше всех. С одной стороны проделана гигантская работа над ошибками - отшлифован до идеала и так без трех минут превосходный интерфейс, забыта проблема с нехваткой места в инвентаре, персонажи худо-бедно научились вести меж собой диалоги, мир стал раза в два-три больше (по впечатлениям от игранного), прилизали картинку - она стала еще краше, но вот с другой…
И опять все хотят равняться на Diablo II, хотя вроде она уже вышла лет сто назад, но нет, память-то еще живет и вредничает - а как иначе назвать суть прикрученного к отличной игре дерева умений. Зачем же нам нужен «мастер на все руки» - не будет теперь такого, зато у нас появится узкоспециализированный класс, например, воин-берсерк, потому что все навыки прокачать жизни не хватит, а выбирать между тем и тем довольно неуютная задача.
Потом, ну к чему столько локаций? Для джунглей хватило бы от силы две-три, но уж никак не много, поэтому бежишь ты по вечнозеленым коридорам, умерщвляешь тучу врагов и думаешь «нафига, что я здесь забыл?», да и барахла уже навалом. Кстати, специально для тех, кому ужасно надо сбагрить вещи, встречайте - «портал в город». А к чему жеманные намеки - если уж красть так сразу и прямо, без всяких там компромиссов. Ну и монстров теперь стало не просто много, а многовато, и все это шипит, рычит, кусается, плюется ядом - одним словом пора вызывать психиатра.
Но он тут не поможет, я, вообще, сомневаюсь, что есть что-то способное помочь этой игре, ведь в отличие от прародителя персонажей здесь уже четыре, местные жители очень любят давать пародии на квесты - «пойди и убей именно ту вещь», а коридоры все не кончаются, навевая зеленую смертную тоску. Да и история про злобного литовского диктатора Валдиса, задумавшего покорить земли Аранны, интереса как-то не вызывает. Было еще дополнение, про возвращение данного узурпатора и второй поход за его умерщвлением, но то были жалкие потуги испортить и так средненькую игру.
Dungeon Siege: Throne of Agony (PSP)
Это дополнение посвящается всем тем, кто не наигрался в прошлые части эпика или только приобрел ПСП, ведь графика была не ахти, чтобы ах, монстры - тупее некуда, а твои герои на уровне героев второго плана в кинолентах - то есть неплохо, но на большее не тянем, нет-нет.
Особо надо отметить иные способности «Осады» отравлять людям жизнь в транспорте. Портируя игру на ПСП в процессе были потеряны такие «незначительные детали» как свободное место в инвентаре - теперь он стал таким крохотным, что то и дело приходилось мотаться в город к торговцам, пользуясь (аллилуйя!) порталами, сбагривать добро и опять на передовую, потом не знаю зачем, но бесшовный мир отправился в прошлое - на его место пришли очень длинные загрузки, быстрые и бескомпромиссные удары по монстрам тоже решено было изъять, и оставить только два-три самых необходимых движения, чтобы все действие напоминало фрик-шоу в местной психбольнице. Я уже молчу о таких «неважных» вещах как проваливание героев в текстуры, зависание монстров в полете и остальных багах и глюках - видно было же «делали от души», дуболомы несчастные.
Тем не менее, на ПСП вообще очень мало выходило хороших, добрых монстрорубок, и «Осада» кое-как все-таки сумела вписаться именно в эту свободную нишу.
Dungeon Siege III (PC, X360, PS3)
Королевство Эбб во все времена было местом, раздираемым войной и горем. Во время Криса Тэйлора полчища несметных монстров наводнили эту территорию, сея ужас и разрушения буквально повсюду. Во времена культа Валдиса давно забытая страна превратилась в непролазные джунгли, где поселились разные племена, охочие до крови соплеменников. Но это было так давно, что редкий старец может вспомнить, что когда-то рассказывал ему его прадед. Люди наконец-то научились ценить жизнь, усердно возделывать землю, а в предгорьях, где раньше проживал подгорный народец, стали добывать медь и чугун, плавить сталь и появляться мануфактуры. Технологии давно забытых времен, кто мог, тот изучил досконально и взял себе на вооружение. А десятый легион, когда-то полностью уничтоженный в одной из яростных битв, окончательно вернул себе доброе имя и стал надежным оплотом королевской власти. Но как оказалось, тишина была очень недолгой…
…игра начинается с того, что вы, сломя голову, бежите в сожженную дотла усадьбу своего отца Хьюго Монтбарона. Вы полны желания найти и отомстить гадам, сделавшим всю эту резню, но произошедшее намного глубже, чем вы даже можете себе представить. Десятый легион отпраздновал свое столетие покушением на короля, и все вокруг ополчились на него. Когда-то данное обещание верности и клятвы забылось морем крови, и воинствующие жители, очень недовольные таким положением дел, взялись за его истребление. Сначала легион очень даже успешно защищался, ведь фортеции были своего рода крепости, но все изменилось, когда пришла Джейд Кассингер. Эта девушка, ведомая желанием мести, пробудила страшные силы, и остатки легиона были смяты, уничтожены либо повергнуты в бегство. И теперь никто из них не мог чувствовать себя в безопасности, ведь зачистки продолжаются и по сей день. На одну из них и наткнулся юный Лукас - сын магистра ордена. Осталось только выяснить, кто за всем этим стоит и что же произошло на самом деле?
Третья осада она не такая, как прошлые части. Во-первых, интерфейс не всегда удобен, хотя передвигаться можно клавишами движения, а поворачивать камеру мышкой, что сильно упрощает задачу. С каждым новым уровнем дается одно очко опыта, которое ты волен потратить на одно из девяти направлений развития героя. Эти направления в свою очередь делятся на два остальных - либо атакующее, либо более защитное действие. И есть трое горячих клавиш, куда можно навесить изученные навыки. В принципе, все это не более чем идея фикс, ведь от этого сильно ничего не зависит. Главным фактором всегда был, есть и будет правильный шмот. Вещей в игре много, выпадают они практически со всех монстров, но особо крутые находятся либо в магазинах за несусветные суммы, либо покоятся на телах особо крутых мобов, которых в одиночку забить трудновато. Ну вот мы и подходим к пункту игры «выбери себе помощника». Честно говорить, что там выбирать, я особо и не увидел. Сначала с тобой следует Арджани, а потом присоединяется Катерина. Других я, как ни старался, в партию взять не смог. Да и партия уже всего два человека, что очень скудно по меркам игр Криса Тэйлора. Причем они практически бессмертны, так как оживляются с помощью одной кнопки. И рубят всех в капусту дальше.
Видно, что игра заточена под кооперативный режим, но я решил пройти ее в одиночку, хотя разницы между ними нет. Все также бежишь по разного рода коридорам, уничтожая всех встреченных монстров, разве что места не столь отдаленные стали намного меньше. Вот, кстати, что мне всегда нравилось в Обсидиановцах, начиная с Neverwinter Nights 2, так это не зацикленность на одинаковых многоуровневых подземельях в пять-десять этажей, а в максимум два этажа и то быстро проходящихся. Из-за этого игра не успевает ни надоесть, ни наскучить. Да, локаций очень мало, вся игра состоит из трех больших, но за эти восемь часов все равно получаешь очень даже реальное удовольствие, потому что старый-добрый hack-n-slash, куча разного шмота, есть неплохой сюжет и красивые места. О последних двух поговорим более подробно.
Это первая часть на моей памяти, где есть более-менее внятный интересный сюжет. Он линейный, очень простой, но интрига присутствует. Немало радости вносят и диалоги, построенные на манер Mass Effect. То есть ты выбираешь разные варианты (от которых ничего не зависит) и смотришь на собеседника. Конечно, глубокой проработки тут нет и вряд ли найдете, но побочные квесты все равно приятны. Например, восстание Циклопов в литейной. Можешь пощадить их и даже попробовать подписать мировую, а можешь и встать на сторону жадного помещика. Все равно, любое твое решение отобразиться в финальной заставке как в Dragon Age.
А локации действительно хороши и разнообразны. Тихая лесная деревушка с угнетенными крестьянами, величественные обветшалые фортеции легиона, забытый дом с привидениями, склепы первых героев, гиблое болото, механизированный стимпанковский городок, ледяные вершины и пещеры кристаллов - есть, где погулять. Разгуляться не получится, так как размер ограничен, но этого и не требуется и так красиво.
Осада Подземелья 3 не старается казаться каким-то суперхитом, это не хватающая звезд с неба игра, за которой просто приятно скоротать вечер.