Deliver Us the Moon (2018). Похождения космического электрика

Nov 26, 2024 10:25

После квеста «Monolith» мне захотелось сыграть еще во что-то похожее про космос, про приключения, освоение интересных пространств и космического трудягу. А на «The Abandoned Planet», еще один квест про девушку-космонавта на другой планете, денег пока нет - хозяева зарплату задерживают, сволочи. Поискал, что же есть еще доступное по моим вкусам, и нашел - «Deliver Us the Moon». Игра не новая, выпущена небольшой голландской студией KeokeN Interactive в 2018 г., но является по сути инди-бродилкой в жанре «пространственной головоломки». Она давно приобрела некоторую известность, но это не избавило ее от проблем с приемом - в частности, авторам пришлось переделывать финал и ликвидировать баги. Хотя потом авторы все-таки разродились сиквелом. Впрочем, желающие сами легко найдут об этом информацию. Я же решил сыграть в игру, потому что она про космос, про исследование Луны, в относительно несложном для меня жанре симулятора ходьбы, а также интересно было посмотреть на «пространственные головоломки».

Заставка, мягко говоря, не впечатлила. Нам объясняют, что по сюжету в скором времени всю экономику Земли (о как) ждет кризис из-за истощения ресурсов. Для спасения человечества не придумали ничего лучше, как отправить специалистов колонизировать Луну уже в 2032 г. ради халявного гелия-3. Энергию оттуда на Землю передавали через новую технологию СВЧ-лазером. Сначала все шло как по маслу, но потом в 2054 г. база на Луне по непонятным причинам накрылась, и весь свет на Земле отключился в мгновение ока. Видимо, это была единственная база на всю Луну, и ВСЕ снабжение Земли зависело исключительно от нее. В итоге человечество просто забросило к чертям цивилизацию, так что спустя годы только несколько доходяг берутся за дело, чтобы все-таки из последних сил запустить чуть ли не единственный на всю планету корабль Телец-5, уцелевший на закрытой русской базе, долететь до Луны и выяснить, можно ли вообще что-то сделать. Все остальное человечество, завязанную на эту станцию, дружно эту проблему проигнорировало.



После просмотра я задумчиво потер виски и вспомнил, что сценарист распинался в любви к «Интерстеллару». Ну что же, понятно, почему тут настолько нелепая завязка, которая побивает даже гибель всех растений, кроме кукурузы, из-за чудо-патогена, из-за чего приходится сокращать расходы и заниматься космонавтикой тайно, чего даже в России девяностых не было… Очень ярко виден источник вдохновения, очень ярко… Кстати, тут еще и из «Луны 2112» явно мотивы подрезали типа гелия на Луне… И они что, реально энергию переносят лучами из гигантской микроволновки?



Какой-то проф объясняет, как он придумал свою супертехнологию, когда объединил микроволновку со спутниковой тарелкой.

Ладно, решил я, отнесемся к этому как к художественной условности. Тем более что вначале игра казалась довольно несложной. Надо было тупо бегать, как в любом типичном симуляторе ходьбы, по пустым пространствам, вбивать коды, написанные рядом с замками на стенках, перетаскивать кое-какие предметы и запускать в одиночку ракету на русской базе «Фесенков» (судя по казахским надписям, аллюзия на Байконур), которая все эти годы простояла в полной целости и сохранности, вполне работоспособная. Ничего особенно сложного, хотя для моего компа игра тяжела и пришлось убавить настройки графики. Правда, почему-то управление было поразительно неудобным. Типичный WASD, но на клавиатуре добавили еще чуть ли не 10 штук кнопок - и дневник, и бег, и F для взаимодействия… Быстро оперировать таким сложно, как и во всех трехмерных симуляторах, персонаж неудобен в управлении и постоянно промахивается при беге мимо проходов. Ну да ладно, дело житейское.

Увы, первый уровень закончился довольно неожиданно задачкой на время. Надо было что-то там запустить и успеть добежать до взлетающей ракеты. Ладно, у меня это таки получилось с раза с пятого, но удовольствия эта примитивная раздражающая задачка, конечно, не принесла. Я понадеялся, что дальше таймкиллингов не будет… О боже, КАК я ошибался! СЛЕДУЮЩЕЕ же задание - это правильная комбинация действий с пультом корабля, которая ТОЖЕ на время. Да, без перехода! Инструкция попадается в начале пути, так что придется ее скопировать самостоятельно - не запоминать же наизусть, она вообще-то немаленькая. Ладно, прилетели, состыковались вручную, что несложно и даже занятно - но прохождение на промежуточную станцию оказалось тоже на время… Еще и непонятно с первого раза, что делать. Черт побери, да предупреждать можно?! Летать в невесомости, кстати, оказалось крайне неудобно и неприятно, тело персонажа упорно стремилось перевернуться вверх ногами, его приходить выравнивать, управление было ужасное, и часто было вообще непонятно, где ты находишься относительно предыдущей точки.



Примерно так вы будете видеть мир на космической базе.

На самом деле быстро выяснилось, что в целом «головоломки» довольно банальные и однообразные. По сути, надо достичь какой-то цели, часто на время, выполняя нужную последовательность действий. То ты летаешь в невесомости и собираешь кислородные баночки, чтобы успеть к нужному пункту - то перетаскиваешь гигантские батарейки из места в место - то пытаешься пробежать мимо охранных дроидов в нужную комнату - перетаскиваешь тележки - запускаешь механизмы - вертишь-крутишь всякие вентили - кликаешь QTE - ну и т.д., типичная игра на интерактиве, словом. Особенно автор полюбил манипуляцию стащенным со стены манипулятором-лазером - его придется вделать в правую руку, чтобы использовать суперсложную штуку с чудовищной энергией для срезания унылых желтых заклепок со стен и дверей каждые десять минут. На время? На время, конечно… Фишкой игры является еще летающий робот, с помощью которого можно делать много всяких функциональных вещей. В основном - тупо проникать в запертые помещения и открывать изнутри. Вид от третьего лица при этом меняется на вид от лица первого. Сам робот-дроид в остальном довольно скучная штука - типичный белый летающий шарик, искусственного интеллекта у него нет, какой-нибудь базы данных тоже.



Игра научит вас вставлять в правильное гнездо свой горячий резак. Главное, перчатку на руку на забудьте...

Можно и дальше перечислять приемы, которыми авторы затягивали беготню, но к чему слова, если принцип везде один и тот же? Загадок тут по сути нет, хотя часто вам не объясняют, что надо делать, и вы просто тыкаетесь как слепой щенок во все углы. Пока не окажется спустя полчаса, что надо было аж за триста метров дотащить до лифта тележку и поднять ее на другой этаж, чтобы (бла-бла-бла). Все это было криво, часто неудобно и особенно выматывали бесконечные смерти, после чего комп перегружался чуть ли не пять минут, а потом отчаянные попытки прорваться через преграду следовали эшелон за эшелоном.



Мотивирующие плакаты как бы намекают, что тут как при коммунизме, надо пахать бесплатно.

При этом я играл на чистом упрямстве, так как с самого начал понял, что ничего интересного меня не ждет. Выглядела игра с самого начала непримечательно. Локации в целом имеют какой-то дизайн и фактуру, для инди-игры от небольшой студии выглядит хорошо и внушительно. Но в целом любоваться тут не на что - все однотипно и в целом однообразно. Многочисленные локации, базы, каюты похожи как близнецы. Компьютеры и прочие штуки в 2050-х так вообще ничем от современных не отличаются. Авторы пытались это компенсировать, постоянно меняя локации - поверхность Луны, монорельс, даже открытый космос - но помогало слабо, реального разнообразия тут ни на грош. Музыка тоже неинтересная - типичный мрачный эмбиент, с попыткой сделать вид, что это ужастик - иногда бывают какие-то стоны или всхлипы. Я, конечно, ни на секунду не поверил, будто в этом безлюдном лабиринте мне и впрямь угрожает хоть какая-то опасность и отнесся к этому просто как к дешевому саунд-дизайну.



Это вот такие в 2050-е у вас тут серверные? Странно, что коммутаторов тут не стоит.

Сюжета, как водится, нет. Персонажей нет. Воды нет, воздуха нет, населена роботами… Наш аватар - некая унылая картонная девушка-астронавтка, у которой я даже имени не помню, всю игру тупо идет из точки А в точку Б, преодолевая преграды. Что произошло на базе, выясняется в худших традициях классики через рассованные где попало аудиозаписи (именно аудио - на видео сэкономили, так что все остальные персонажи лишь пару раз появляются в виде голограммных силуэтов). Иногда можно осматривать предметы, записи, сканировать плакаты и детали обстановки - за это дают бонусы, но для прохождения и постижения сюжета это бесполезно. Своего отношения к происходящему аватар ни разу не испытывает, да и плевать на него в целом, он не полноценный персонаж. На творившуюся на базе драму - в целом тоже. Персонажи, как видно из аудиозаписей, любили болтать ни о чем по две минуты и устраивать дрязги на ровном месте. Сводилось все, конечно, к тому, что один из них виноват в катастрофе и, разумеется, он негодяй.

Продуманностью игра тоже не отличается. Откуда на базе столько разбросанных кислородных банок, которые летают везде и всюду? Почему мегатонные тяжести приходится проворачивать вручную через механизмы? Почему все двери поголовно закрыты-запаролены от персонала? Куда делась лунная гравитация в помещениях (которая внезапно появляется вне станции на лунной поверхности)? Зачем в игре фонарь, который толком не нужен? Да и вообще, я реально должен верить в базу, которая 10 лет простояла на Луне вполне целой с включенными компьютерами и дроидами? Ее таки напрямую к гелийному генератору подключили?



Мысленно испепеляем дронов Ненавистью.

В раздумьях над этим я сломался после очередного дрона, мимо которого надо было с кривым неудобным управлением бежать на время (проскочить незамеченным так и не удалось), чтобы потом с большим трудом запрыгнуть на верхотуру, а потом через час оказалось, что надо спускаться в то же место мимо другого дрона. Я понял, что целую неделю вкалывал в это творение и угробил кучу сил на бесполезную и скучную беготню, от которой не получаю никакого удовольствия. И это только половина игры, на которую надо затратить, как уверяют некоторые, не меньше 35 часов. Выругавшись, я просто послал игру к чертям и удалил ее. Концовку потом посмотрел на ютубе в твердой уверенности, что ничего не потерял. Так и оказалось. Как водится, причиной поломки был стомиллионный в плохих научно-фантастических рассказах заговор полоумного психопата-диктатора, который пытался тупо сбежать с подручными. Банальная чепуха - этого и стоило ожидать. Правда, нам дают возможность все переиграть и в конце стать героем, запустив СВЧ-печку, чтобы отправить таки на Землю лучи счастья и добра. Но, как я уже сказал, мне это было сто лет не нужно. Что, человечество загнивает? Спасать его надо? Да пошли эти вонючие бездари с их войнами и нищетой - пусть подыхают!



Елы-палы, даже в будущем дефицит на стройматериалах, сразу видно, не московские гастарбайтеры тендер выиграли...

С самого начала надо было догадаться, что так и будет. Ведь я же не дурак, и уже играл в точно такие же игры, сделанные по точно такой же схеме. Я собственными руками прошел корявый и скучный «Pollen» - аналогичную инди-ходилку со скучноватыми головоломками от неких финнов. Там меня пытались напугать исчезновением экипажа в результате экспериментов над не совсем правильными пчелами, сюжета тоже не было от слова совсем, а закончилось все предсказуемо плагиатом «Космической одиссеи». Благо, игра была хотя бы короче. Также я уже играл в «Lifeless Planet», аркаду с задачками, где всю игру надо бегать по загадочной планете с внезапно найденными остатками советской деревни, уворачиваясь от ловушек, и слушая аудиозаписи, чтобы прийти к не самому оригинальному финалу. Да в конце концов! Я недавно прошел типичный квест «Monolith», где почти всю игру надо тупо возиться на заброшенной базе на другой планете, изображая из себя космического сантехника, меня пугали загадочной интригой, а объяснилось все тоже, прямо скажем, не революционно.

Ну? И чем в этом отношении может похвастаться «Deliver Us the Moon»? Яркой эстетикой и красивой атмосферой? Нет - все серое, синее или темно-зеленое, ни ярких красок, ни запоминающегося визуала. Даже в откровенно скучной «Pollen» был яркий красочный дизайн, да еще кое-как обоснованный ретрофутуризмом альтернативной истории. Не говоря уже о ярких красотах других планет «Безжизненной планеты» и «Монолита», уступающим в десять раз по уровню графики, но зато столько же выигрывающих по разнообразию. А может, тут задачки интересные? Нет - задачки на интеллект и эксперименты у предшественников были куда интереснее беготни по коридорам или попыток ухватить на скорость очередную баночку в невесомости. И без заданий на время! И без дронов! И без кривого неудобного управления и бесконечных смертей.



"А карту вы дадите?" "Дадим. Но только на стенках".

Да что уж там, там даже сеттинги был обоснованнее - завязки не содержали больших логических ляпов и выглядели относительно правдоподобно. Почти немой аватар тут сильно уступает даже безымянному немому аватару-астронавту из «Lifeless planet», у которого хотя бы личная драма была вставлена в кат-сцены. И я уж не говорю о вполне харизматичной Тесс и ее говорящем дроне из «Монолита» - персонажи не бог весть какие яркие, но уж точно интереснее фигурки в скафандре с летающей видеокамерой. И да, их «почти симулятор» космического инженера был гораздо разнообразнее, а интрига поддерживалась лучше. Подчеркну - это я даже не сравниваю игру с гигантами типа «Portal», а с куда более бюджетными аналогами.

Конечно, у «Deliver Us the Moon» безусловно есть и свои плюсы - вполне неплохой для =инди уровень графики, очень большой объем детализированных и относительно разнообразных локаций, позволяющий много интерактивных действий движок, хорошая озвучка, а в русской версии переведены все надписи, что довольно неожиданно… Но, как я сказал, принципиально эта игра от собратьев не отличается НИЧЕМ. И я лучше еще раз переиграю в простой человеческий квест «Monolith» или «Безжизненную планету», чем в эту скучную серую однообразную ходилку. И в сиквел, где то же самое, но на Марсе, играть точно не буду. Неудивительно, что студия так и не нашла издателя для своей третьей игры и закрылась. Как бы и не жалко.



А специально для нашего лошары, которого мы бросаем, мы просим поставить песню Наутилуса - "Человек на Луне"! Человек на Луне устал быть чужим лицо-о-о-ом...

adventure time, .форма: обзор

Previous post Next post
Up