После того как я прошел детский квест
«Дача кота Леопольда», я решил проследить дальше «творческий путь» ее автора, некого программиста Ефремова. После того, как он сделал «Дачу кота Леопольда», он в союзе с аниматорами из студии «Крыша» сварганил знаменитый «Штырлиц» - вершину русского трэш-квеста без связи и смысла, в котором отточил свое мастерство или анти-мастерство, это уж как посмотреть. В начале нулевых Ефремов продолжал лепить русские квесты на потребу дня ради легких денег и решил вернуться к оправдавшей себя схеме детского квеста по мотивам популярного мультика. А какой мультик больше всего мог понравиться нашему программисту с его любовью к абсурдным сюжетам на основе затасканных анекдотов? Конечно, знаменитый шедевр абсурдистского юмора - «Падал прошлогодний снег». Заранее проведя подготовку по работе с пластилиновой анимацией в квесте «Операция Пластилин», где прямым текстом были вставлены аллюзии на легендарный «Ниверхуд», Ефремов пошел в атаку и даже не поленился нанять оригинального актера Станислава Садальского ради озвучки, как в старые-добрые времена. Так с небольшим перерывом появились «Падал прошлогодний снег» (2003) и «Падал прошлогодний снег 2» (2005). Ими-то я и решил заняться, наивно думая, что управлюсь быстро - игры небольшие, проходятся за час каждая.
Кто играет, тот баран!
Разумеется, как обычно и бывает со старыми играми, на запуск этого творения ушло гораздо больше времени и сил, чем на прохождение. Игра на нынешних системах упорно не хочет идти. Ну что поделать, пришлось, как обычно, помучаться. Сначала я долго пытался поставить кодек для видеофайлов Indeo, который давно не работает, но потом просто поставил игру на другой компьютер. Сработало, но ненадолго - в какой-то момент пропал звук, а когда я перезапустил компьютер, игра просто перестала запускаться от слова совсем. Такого я еще не видел!
Пришлось пойти на принцип и поставить виртуальную машину с Windows XP, а потом долго разбираться, как удалить оттуда хрипящий звук. В конце концов все заработало, и игра пошла. К сожалению, быстро обнаружился серьезный недостаток - после едва ли не каждой второй кат-сцены игры вылетает и нормально выйти из зависшей виртуалки - та еще задача! Пришлось сохраняться почаще и все равно даже в такой короткой игрушке это быстро распалило нервы. В общем, играть нынче в это уже бессмысленно из-за элементарной несовместимости. Ладно, раз уж взялся за исследование…
Главный герой кагбэ намекает, как он относится ко мне за все усилия.
Началось все мило и приятно, вполне в мультяшном духе и стиле мультфильма. Встал Мужичок спозаранку и вспомнил, что сегодня банный день. Пошел париться - а баньку-то у него и украли! Надо, значит, искать. По идее.
На самом деле уже на первом же уровне становится понятно, что искать баню никто не собирается, и вообще, цели у сюжета нет. Просто нам дали несколько условных локаций типа дома, сарая и огорода, а также ряд персонажей из «Падал прошлогодний снег» (и «Пластилиновой вороны» до кучи). Ничего интересного они не делают, в основном стоят и изображают фан-сервиз. Фан-сервиза тут вообще выше крыши - и мелодия из оригинального мультика на граммофоне, и повторение предметов и даже целых ситуаций из оригинальной игры! Фан-сервиса столько, что непонятно, что тут вообще осталось своего.
При этом вроде как игра детская и очень простенькая, но даже первый уровень потребовал помощи прохождения. Во-первых, авторы сделали огромную панель инвентаря, которая элементарно закрывает активные зоны внизу. О том, что панель можно убирать пробелом, я к своему удивлению узнал только ближе к концу игры. Во-вторых, чтобы выйти с локации, надо применить предмет на пригорок, вот только там активной зоны НЕТ. И разумеется, сам игрок до этого в жизни не догадается. Короче, подстава - даже «Дача кота Леопольда» в этом отношении логичнее, там можно было все кликать.
Детская игра с пивом и самогоном. Винодел из Мужичка как из Ефремова сценарист, да.
Далее Мужичок вылетает с локации в следующую. Довольно быстро становится понятно, что никакого связного сюжета у игры нет. «Сюжет» представляет собой просто перемещение Мужичка из одной локации в другую, зачастую максимально идиотским и нелепым способом. Многие локации на один-два экрана и там понадобится пара-тройка совершенно примитивных действий - чистый казуал. Изобретательства никакого - из леса Мужичок почему-то попадет в шахту и обсерваторию, где протирают штаны - внезапно! - персонажи «Муми-тролля», потом горы, потом пляж с Волком-моряком, который совершенно бысстыже списан с Волка из «Ну, погоди», а потом Северный Полюс и финал. Финал закольцовывает начало и это его единственное достоинство. После этого все, конец. Кстати, по пути еще замечены отсылки к Буратино и Винни-Пуху. А почему нет? Странно, что белого медвежонка в конце не назвали Умкой. Что все это такое - отсылка? Аллюзия? Плагиат? - решайте сами.
Задачки для прохождения в основном примитивны и элементарны, даже по меркам детских квестов - а уж когда авторы пытаются их усложнить, получается еще хуже. Так, я полчаса тупил с полученным кодом возле кодовой двери и недоумевал, что с ним не так. Оказывается, с какого-то ляда авторы решили «тонко» намекнуть, что шестерка - перевернутая девятка. Есть несложный, но кривой лабиринт, где надо посетить несколько мест, что сразу непонятно - об этом тоже сложно догадаться. И хотя таких подстав как на первом уровне уже не было, радости все равно очень мало. Все какое-то сырое, сделанное наспех. То надо тыкать одним предметом в неясную точку, то вдруг после местной игры в кривоватый «Морской бой» в инвентаре появляется ключ… о чем не говорят. А сам игрок не догадается - панель исчезает! Я сначала решил, что это баг и реально переустанавливал игру, не зная о функции пробела!!!
Логика игры - если обмазаться муравьями, начнешь петь, плясать и играть в русские квесты.
Кроме того, хотя квест и называется пластилиновым, по факту никакой он не пластилиновый. Отлично видно, что все фоны - голимое 3D не самого высокого качества, которое только весьма вяло и лениво, чисто для галочки, сделано «под пластилин» с добавлением цифровой графики. Выглядит на порядок хуже оригинального мультфильма и спасает в основном детский стиль и яркость. Но вот зато персонажи сделаны отлично, тут не поспоришь - они явно оцифрованы с пластилина или хорошо под него сконструированы. Выглядят все отлично, но лучше всех анимировали Мужичка. Он - буквально лучшее, что есть в игре и кое-как вытягивает на себе весь геймплей. Наблюдать за его движениями, мимикой и реакциями довольно забавно, хотя он в основном ничего особенного не делает. Но все же персонаж милый и характерный, да еще и отлично нарисованный. Вот уж что-что, а копировать чужих персонажей коллеги Ефремова умели отлично… В итоге они сделали аж больше 20 кат-сцен, которые все доступны в меню. Правда, из-за отсутствия кодека Indeo они на десятке не показывают, ну да ничего - в сети можно найти и перекодированные, для версии игры на Линукс.
Авторы первое время пытались все время шьютить на тему литералов... Хорошо хоть руки в зад Мужичку не поставили.
К сожалению, авторы убого слили потенциал приема речи от автора. Если в оригинальном мультфильме Автор и Мужичок постоянно друг с другом общались и на этом половина действия была построена, то тут Автор регулярно обращается к Мужичку, на что тот вообще никак не реагирует - похоже, он его просто не слышит. Так что никакого взаимодействия не получается и юмора на этом построить не выходит. Да и вообще, реплик у автора мало, у мужичка тоже, да и Садальский - то ли не в той форме, то ли звукорежиссер поленился его реплики обработать - короче, он сильно уступает сам себе в оригинальном мультфильме: что в роли автора, что в роли Мужичка. За озвучку - откровенная тройка. Правда, у игры на удивление неплохая музыка - конечно, она и близко с оригиналом не сравнится, но для игры хороша: детская, яркая, атмосферная, словом - приятная. Жаль только, ее регулировать нельзя.
Игра вас обманывает, запустить генератор и свалить на корабле из этого счастья невозможно.
Чем занимались на этой неделе, герр Мужичок? Да как обычно, мон ами, бобров накуривал...
Авторы игры говорили в интервью, будто бы сценарий писал сам Татарский, и поэтому они ничего не меняли, какой бы абсурд не происходил. Сдается мне, это наглое рекламное вранье. Похоже, писал сценарий и кодил все это лично сам Ефремов. Отчетливо узнается его стиль, состоящий в смешении беспрерывного абсурда и затасканных бородатых шуток. Именно это, по сути, позволило раскрутиться небезызвестному «Штырлицу» и тот же почерк хорошо проглядывает в этой игре, которая состоит чуть ли не наполовину из отсылок к мультфильму. Замечен даже самоплагиат - на одной сцене надо шмальнуть из подобранного ружья. Примерно как в «Даче кота Леопольда» - ох, и любит Ефремов стреляющие ружья, Чехов ты наш недоделанный… Субтитров в игре нет, но рисовала это, как обычно, студия «Крыша»: свои портреты художники любезно разместили прямо в своей игре. Кто знает, может быть и «сюжет» они сами писали прямо по ходу работы. Ох уж эти сказочники, ох уж эти художнички, всех бы вас на ножички...
Светлый лик главного художника.
Игра сделана по мотивам домашних заданий программиста, выгнанного из профтехучилища.
Как там у классика? Стою на причале я, в лыжи обутый...
И что самое смешное, они даже забыли про название - в игре «Падал прошлогодний снег» нету прошлогоднего снега. И вообще нет ни Нового года, ни зимы, ни снега - разве что в горах и на полюсе. А еще мне не понравилась скрытая злоба от автора, который с трудом изображал детскую милоту. При этом всю игру Мужичок кому-то по мелочи вредил и гадил - то по башке давал, то накуривал дымом, то еще что-нибудь - ну и соответственно, сам от кого-то получал. Это даже автор подметил, который всю игру, по сути, поносил Мужичка за здорово живешь. А в одной сцене вообще надо дать банку колы собаке, чтобы ее вытошнило в сторону. Ах, как смешно, ах, молодец, великий сценарист Ефремов…
Это далеко не самая худшая игра, кому-то в те времена это даже нравилось из-за детской атмосферы, занятной анимации и местами веселых гэгов. Но мне лично этот типичный средненький русский квест не зашел. Игралось, в общем, без большого интереса, так как было очевидно, что перед нами такая же дешевая эксплуатация бренда, как и раньше. А ведь если бы Ефремов проявил хоть чуток старания, игра могла бы быть лучше на порядок. Всего-то и стоило сделать более вменяемый сюжет и добавить побольше реплик и переругиваний Автора и Мужичка. Не хватает мозгов придумать свой сюжет? (хотя это вранье, в «Штырлице» же что-то получилось) Ну так, слава богу, кроме мультика у Мужичка есть и другие приключения, и они заметно лучше.
Добрая детская игра хочет, чтобы ты не шел в баню.
Наш ответ Гарри Поттеру! "Буратино и Тайная каморка с генератором"!
Какие - другие? А такие. Если кто не знает, сценарий-то к мультику писал не только Татарский, но и профессиональный детский писатель Сергей Иванов (между прочем, сценарист знаменитой дилогии «Незнайка на Луне»). Есть у него и целых три книги про продолжение приключений Мужичка, у которого, между прочим, даже имя есть: Егор Александрович Татаринов - а его жену зовут Степанидой. Книги эти - «Царица», «Колокольчикова тишина» и «Маловато будет-2, или Волшебные небеса». Что там в первой, не знаю, а вот во второй Мужичок спасает инопланетян на Луне от монстра, а в третьей - так и вовсе ныряет в пруд с бидоном и гирей вместо акваланга чтобы спасти Золотую рыбку от местной владычицы Осетрины Полукарповны. Вот тебе и задел для сюжета и даже задачи по сбору предметов - а найти книгу даже тогда было несложно. Но в итоге вышло то, что вышло… И на сей раз типичная детская игра, выезжающая на знакомых образах, получилась хуже, чем у того же Ефремова с его котом Леопольдом или игроизациями «Ну, погоди», которые он позже сделает.
Шутку с лавиной тоже явно из "Ну, погоди" сперли.
В общем, маловато будет. Маловато! Пойду устанавливать вторую часть, посмотрю, что там вышло. Надеюсь, на сей раз Ефремов учел хоть какие-то ошибки и жалобы от игроков.
Великий гейм-дизайнер и игродел А. Ефремов в своих мечтах. Автопортрет.