Psychic Detective (1995)

May 16, 2020 20:33



На днях небезызвестная польская игростудия Bloober Team анонсировала «психологический хоррор нового поколения» The Medium. Главной его фишкой является возможность видеть реальность аж в двух измерениях - реальном и потустороннем, чтобы «увидеть полную картину» и разгадать загадку некого убийства. Идея, как нетрудно догадаться, совсем не новая - и примеры наверняка каждый вспомнит сам. Но по странному совпадению я недавно окончил совершенно другую игру про другого медиума, которая является давним предком всех этих интерактивных историй, где повествование можно увидеть «с разных сторон». Итак, отправляемся в девяностые, когда все только-только начиналось.

А Psychic Detective появился именно в середине 90-х. Время расцвета поиска скрещения кино и видеоигр, разработки инструментов интерактивности и широкого использования технологии FMV в этом процессе. Золотое время этих попыток, которые подчас превращались в натуральные короткометражные фильмы за миллионы долларов, сделанные в сотрудничестве с киностудиями, а обыватели искренне полагали, что такие вещи делаются чуть ли не коллективами с персоналом и технологиями НАСА или компаний Силиконовой долины. И я не шучу - можете посмотреть сериалы того времени и убедиться.

Игра является детищем продюсера Джима Симмонса из компании Electronic Arts. Его инновационный на тот момент проект быстро разросся и привлек к сотрудничеству компанию Colossal Pictures из MTV Liquid Television. Всего в работе участвовали целых 200 человек: 21 разработчик EA Studios, 80 членов съемочной группы и 95 актеров, из которых львиная доля была занята в массовке. Работа заняла почти два года: подготовка в виде мозгового штурма заняла три месяца - написание сценария со всеми вариантами шесть, основной видеоматериал снимали в течение шести недель в Сан-Франциско и Окленде и потом почти год редактировали и программировали. Всего игра заняла три CD-диска, на которых было около пяти часов материала. На практике прохождение занимает около 45 минут, так как абсолютно все действие - это, по сути, интерактивный видеофильм, который мы наблюдаем в экране по центру, вмешиваясь время от времени - но ни ускорить, ни остановить процесс не получится, разве что кнопкой Exit, которая предложит выйти или сохраниться.

Завязка игры типична для стандартного детектива. Наш герой - лощеный молодой человек Эрик Фокс. Это иллюзионист мелкого пошиба в захудалых заведениях, который, тем не менее, является самым настоящим экстрасенсом и может видеть прошлое предметов и переселяться в чужие тела. Несмотря на минимальную известность, его неожиданно нанимает загадочная девушка русского происхождения Лейна Позок, которая предлагает ему попытать силы на ниве частного сыска. Дело в том, что у нее загадочно погиб отец, который как раз тоже был связан с исследованиями паранормального. Верить нельзя никому, улик не сохранилось, а значит, способности медиума нашего Эрика - последний шанс на раскрытие дела. И парочка отправляется в особняк семьи Лейны, где мы встретим почти всех основных персонажей.









Ты что, скотина, костюм Джокера надел?!

Не очень оригинальное начало, да и основной сюжет не блещет ни изобретательностью, ни сложностью. Хотя, надо признать, он подкупает динамизмом - действие идет не больше суток почти в режиме реального времени, но событий игра вмещает с лихвой. Эрик с места в карьер становится свидетелем убийства, и далее все так и идет по нарастающей - повороты сюжета с убийствами, нападениями, слежкой и похищениями идут один за другим. Выясняется, что все преступления связаны с разработкой отцом Лейны неких «psychic collector» - что-то вроде вместилища душ и одновременно экстрасенсорного усилителя. Именно за эти несколько коллекторов, распределенных между персонажами, и идет борьба. И хотя Эрик уже умеет многое и без коллектора, у него куда более опытный противник. Это наш главный враг - загадочный экстрасенс-гипнотизер Макс Мираж - он же Lexi, он же Maxim Suhonov: зловещий лысый медиум, очень напоминающий Антона ЛаВея. Разумеется, параллельно растет романтическая связь с Лейной с традиционными поцелуями и признаниями в любви через два дня знакомства.

По существу, именно коллекторы и обеспечивают весьма незамысловатый геймплей. Вся вариация в игре построена на том, что Эрик может переселяться почти в любого персонажа, который проходит рядом с ним. Влиять на него не получится, но можно наблюдать все развитие ситуации глазами тела, в которое ты переселился. Причем это возможно, даже если тело весьма далеко - при этом само тело Эрика не чувствует никакого дискомфорта и живет само по себе, как будто ничего и не происходит. Никакого сюжетного объяснения этому, по сути, физическому раздвоению, не дается. Коллекторы несколько расширяют наши возможности - с их помощью можно вселяться в других людей на далеком расстоянии и даже влиять недолго на их поведение. Взаимодействие происходит очень легко и просто. В назначенный момент рядом с вами на плашке вокруг экрана в центре возникают портреты героев или изображения предметов. С помощью кнопок на клавиатуре/джойстике достаточно выбрать нужную иконку и нажать Enter. Вы либо переселитесь в тело другого героя, либо прикоснетесь к предмету, который даст вам психоделический флэшбэк, либо выберете вариант действия.









Звучит круто, но на деле все далеко не так радужно. В отличие от других интерактивных игр, где финал строится на переборе возможностей в ходе действия игрока, тут этого по факту просто нет. Сначала кажется, что перед нами много сюжетных линий, но стоит пройти игру несколько раз и становится понятно: вся история развивается одним, строго заданным путем с минимальными отклонениями в случае действий игрока. Как выясняется после нескольких прохождений, итог зависит в основном от финальной битвы. В нем предсказуемо предстоит столкнуться с главным врагом и попытаться победить его в загадочной игре «Черный бриллиант», своеобразном экстрасенсорном варианте шашек.

Суть проста - доска делится на восемь секторов, четыре синих и четыре красных, которые чередуются. Вместо шашек - кубики с лицами наших персонажей или артефактами из видений, которые мы регулярно наблюдали в процессе игры. Одна фигура может бить или не бить другую - и побеждает тот, у кого их осталось больше. Правила игры абсолютно непонятны и объясняются настолько смутно, что даже англоязычные игроки не смогли в них вникнуть. Какие фигуры бьют какие - неизвестно. Чем определяется выбор фигур в финале - тоже плохо понятно, так как можно загрузиться по десять раз перед игрой, и набор фигурок будет просто чередоваться. По всей видимости, если не считать очевидное влияние на сюжет, выбор фигур определяют степень частоты взаимодействия с персонажами и количество флэшбэков при прикасании к предметам, но нащупать их опытным путем нелегко. Всего в игре 14 (а не 12, как кое-где написано в отзывах) концовок, из них около четырех условно хороших, в которых наш враг сходит с ума - в плохих же, как правило, то же самое происходит с Эриком.

Получается, что у игрока есть свобода действия, которая по факту почти ни на что не влияет. Все, что он может - просто раз за разом просматривать одну и ту же историю с разных сторон глазами разных персонажей, постигая разные ее части и какие-то нюансы, которые, возможно, помогут ему в финале. Более или менее влияние игрока на сюжет происходит только в самом конце игры, когда можно попытаться спасти пару персонажей, разными путями добыть один из коллекторов и наконец, тремя способами пройти к главному злодею. Но по факту все эти действия не принципиальны. Вдобавок игра идет практически без остановки и с минимальным временем на отдых и размышления. Очень часто действовать надо быстро и безошибочно - порой на выбор действия дается всего несколько секунд. Сохранение в игре есть, но одно-единственное на все прохождение. Это означает, что в случае переигрывания надо проходить все заново и не делать никаких ошибок, если хочешь выяснить степень влияния своих решений на сюжет. Надо еще учесть, что по прихоти авторов игры коллектор попадает в наши руки за весь сюжет не больше 3-4 раз и прикасаться к нему больше двух раз подряд опасно - Эрик просто теряет сознание. А значит, в самом конце этот принципиально важный элемент может и не сработать. Так что игрок просто обладает минимальным воздействием на происходящее при крайне малопонятных правилах прохождения.









Собственно, в этом основная причина того, почему ныне игра безбожно устарела и даже по меркам 90-х вряд ли могла сохранять интерес. Интерактивных игр с влиянием на сюжет действием вышло в дальнейшем очень много и большая их часть была куда лучше, чем Psychic Detective - достаточно назвать The Last Express, Blade Runner или Spycraft. У них были лучше и сюжет, и визуальная оболочка, и геймплей, и концепция интерактивной игры. Psychic Detective на этом фоне выглядит бледно даже со званием одного из пионеров субжанра. И это не говоря уже про многочисленные просто интересные FMV-квесты с возможными концовками типа Gabriel Knight 2, Phantasmagoria, Harvester, X-Files. The Game и т.д.

Техническое качество игры для 1994 г. в целом серьезное, но ныне впечатление не производит. Видео присутствует в сравнительно небольшом экране по центру, причем оцифровано оно неважно - в том же Gabriel Knight оно было гораздо лучше. Звук, впрочем, записан получше. Экран часто меняется с помощью рисованных эффектов и искажения перспективы, символизирующих изменение сознания героя. Есть также много резких психоделических вставок - тема психоделики тут вообще пронизывает практически всю игру. Персонажи играют традиционно для FMV 90-х плохо, несмотря на то, что среди них порядочно более-менее успешных в дальнейшем сериальных актеров. Например, Лейна Позок в исполнении польки Беты Позняк начинала в Америке с высокого старта - фильма «Пули в Даллесе» самого Оливера Стоуна. Спасибо хотя бы злодей достаточно харизматичен. Юмора в игре не слишком много, но по традициям FMV 90-х он тут есть и нередко. Особенно «плохие концовки» с Эриком, который в пижаме глотает слюни и играет с куклами, наверняка вас порадуют, потому что никакого сочувствия заносчивый и не слишком умный главный герой у вас в ходе игры не вызовет.

Есть и бонус для отечественного игрока. По каким-то причинам авторы вздумали приплести к сюжету популярную в 90-е тему русских эмигрантов и секретов КГБ, которые, оказывается, теснейшим образом были связаны с программой изучения экстрасенсорики. Так что наша семья Позоков - из русских, а значит, приготовьтесь к редкой, но веселой клюкве. Это отдельные слова, а то и целые фразы на русском с чудовищным американским акцентом; русско-польско-американские имена типа Monica Pozok, Chad Bitalski, Lexi Golitsyn, Anna Slaznowicz и madam Tikunov; мелькающие на фотке зловещие KGBшники в ушанке и в сталинском мундире с сувенирными наградами; меланхолическая мелодия на скрипке «Подмосковные вечера» в местном ресторане; а также несколько флэшбэков с детством Лейны, в которых она с сестрой одета в платочек и какие-то экзотичные костюмы, больше напоминающие карикатурные румынские или венгерские национальные одеяния.









Типичные КГБшники.

Игра выходила на PC, 3DO и PS. Версии отличаются друг от друга незначительно - даже интерфейс почти один и тот же. В частности, в PS отсутствуют отдельные кадры слишком жестокого или эротического содержания, которые, впрочем, выглядят достаточно пуритански даже для телевизионного проката в прайм-тайм. Увы, игра лишена субтитров, что затрудняет прохождение - с большим трудом в интернете можно найти только PS-версию с русскими субтитрами от пиратской студии «Вектор». На Dosbox игра требует вдобавок настройки со звуком в GUS, который надо либо настраивать самому, либо - и предпочтительнее - найти на пиратских сайтах версию с заранее настроенным config-файлом.

Итого - Psychic Detective не может особенно похвастаться выдающими особенностями, так как был лишь пробой пера на пути попыток создания интерактивных FMV-игр - жанр, довольно быстро тогда погибший, да и сейчас развивающийся с переменным успехом. Тем не менее, учитывая недолгое прохождение и несложное управление, потратить какое-то время на него можно - как из исследовательского интереса, так и по ряду других причин.









.рубрика: когда компьютеры были большие, .форма: обзор

Previous post Next post
Up