Они были ки-и-и-борги. Они заполони-и-и-ли пла-а-нету...
(шутка, которую всё равно кто-нибудь напишет в комментариях, поэтому я успею первым)
Некоторое время назад в комментариях мне посоветовали игру
The Uncertain. Полез искать её
в стиме и не без удивления обнаружил, что она у меня, оказывается, давно куплена - очевидно, прихватил на какой-то из распродаж чохом, вместе с десятком других пунктов вишлиста, да так и забыл про неё. А тут, соответственно, порадовался, установил и прошёл. Впечатление игра оставила крайне приятное, им и хочу в общих чертах поделиться. Единственное, о чём хочу сразу предупредить - слайды в обзоре не очень репрезентативны, так как сняты на минимальных настройках графики. На компьютере, более могучем, чем мой добрый, но, увы, старый ноутбук, игра будет смотреться куда выигрышнее.
Игра эпизодическая. Всего планируется три эпизода, но пока готов только один. Авторы (кстати, наши соотечественники) - команда начинающая, это их первая игра. Собственно, именно поэтому выход второго эпизода так сильно задерживается - слишком много всего осознали по итогам разработки первого, слишком много всего пришлось менять и переделывать с нуля. Основательной перетряске обещают подвергнуть интерфейс и игровые механики, общая продолжительность прохождения обещают увеличить примерно вдвое (первый эпизод проходится за три с половиной часа или около того).
Итак, на дворе - умеренно отдалённое будущее. Человечество некоторое время назад успешно самовыпилилось, устроив себе то ли очередную мировую войну, то ли техногенную катастрофу невиданной доселе глобальности. В принципе, на этом бы цивилизации и исчезнуть, но люди к тому моменту успели насоздавать большое количество роботов. Те были не особо умными, но благодаря возможности самообучения, которую теперь не ограничивали вымершие хозяева, за годы обрели вполне продвинутый интеллект и начали строить своё общество. В чём-то повторяющее человечествое (ну что поделать - шаблоны-то заложены), в чём-то - совсем другое. Корпорация USS Robotics, бывшая до апокалипсиса ведущим производителем роботов, стала чем-то вроде правительства - хоть там и не осталось людей, но оставшиеся служебные роботы продолжают поддерживать производственную и обслуживающую инфраструктуру, обеспечивают зарядные док-станции питанием, даже выпускают апдейты прошивки для населения.
Наш главный герой - робот по имени RT-217 NP или просто Ар-Ти. В отличие от полицейских, пожарных, механиков и прочих подобных роботов он - модель бытовая, созданная без чётко заданной функции. Соответственно, цель существования он оказался вынужден задать себе сам и нашёл её в изобретательстве. Целыми днями он бродит по заброшенным зданиям города, находит там различные детали, приносит в свой домик на окраине и мастерит из них всякие механизмы. Какие-то раздаёт другим роботам, какими-то пользуется сам.
День, когда начинается действие игры, был для Ар-Ти удачным - ему удалось найти в развалинах батарейку, которой не хватало для того, чтобы оживить старый, сделанный ещё людьми, радиоприёмник, с которым он возился в последнее время. Правда, как спойлерит нам название эпизода, день этот окажется последним спокойным днём его электронной жизни. Не пройдёт и получаса с момента начала игры, как мир Ар-Ти перевернётся с ног на голову. Выяснится, что люди вымерли не все, с причиной апокалипсиса всё далеко не так просто, как казалось, а USS Robotics, как и полагается всяким уважающим себя властям, скрывает - людей ищет, ловит и куда-то увозит, а роботов, знающих о том, что не все бывшие хозяева вымерли, уничтожает. Вдобавок ещё и в обновлениях прошивки закладывает червей, правящих населению мозги в нужном направлении и препятствующих развитию чрезмерно свободного мышления. Ар-Ти, к счастью, благодаря своему неуёмному любопытству, давно открутил функцию автообновления, чтобы посмотреть, как его софт будет развиваться сам по себе.
Да, сюжет, конечно, большой оригинальностью не блещет. Вдобавок, из-за того, что перед нами только первый эпизод, он ещё и не завершён. По сути, нам дали только завязку, накидав заманух и практически ни одной не раскрыв. Но мне он всё равно понравился. Во-первых, очень отдаёт классической антиутопической фантастикой, и это, как по мне, именно та стадия, когда сюжет становится уже не штампованным, а архетипичным. Во-вторых, как ни крути, а мне ведь интересно. Зачем корпорации нужны люди? Для опытов? В качестве батареек, как машинам из Матрицы? Или, может, руководство корпорации уцелело и, на самом деле, спасает людей, перевозя их в безопасное место? Последнее не так уж маловероятно, учитывая, что причиной апокалипсиса, судя по различным намёкам, могло быть восстание машин. В общем, может оказаться, что тут у нас вообще история кварианцев и гетов, только без возможности первых стырить трактор и свалить от вторых кочевать в космос. Кстати, для дополнительной проработки сюжета последующих двух эпизодов наняли профессионального писателя (к первому сценарий писали сами разработчики), так что можно надеяться на небанальное развитие истории.
Радует проработка мелочей. Мир показан именно глазами робота, а не человека. Ар-Ти - парень, конечно, смышлёный, но информации о том, как жили люди, и как был устроен старый мир, у него немного. А недостающую он восполняет в меру своего разумения и машинной логики. Особое удовольствие доставляет наблюдать, как он, скажем, посмотрев на шляпу на вешалке, говорит, что не знает, для чего нужен этот предмет, но потом, увидев постер какого-то кинофильма с героем в такой же шляпе, соображает, что эту штуку люди надевали на голову - и даже примеряет её сам перед зеркалом. Что такое зеркало он, кстати, знает - не без удовлетворения отмечает, что это средство для внешней самодиагностики, простое в устройстве и очень эффективное. Или, скажем, наткнувшись на велосипед, радуется, что наконец-то воочию увидел этот вид транспорта, о котором раньше только читал, но удивляется, что он как-то невелик размерами. Потому что велосипед детский, но это видим мы, живые игроки, а он-то не подозревает.
Вообще, роботы здесь живут логично, у них всё устроено параллельно и перпендикулярно. Если какая-то комната в здании им не нужна, они просто не заходят в неё - и пофиг, что там находится, если по итогам осмотра ничего полезного не найдено. Или, например, потрясающий момент с тайником за картиной. Полиция при обыске его не нашла, потому что роботы не понимают смысла произведений искусства и потому воспринимают их просто как фон. То есть, человек бы в первую очередь именно за картиной посмотрел - потому что само собой напрашивается же, в каждом втором приключенческом фильме это показывают - а для робота картина просто элемент текстуры, неактивный предмет. Или ещё из мелочей - большинство членов подполья (то есть, тех, кто спасает людей и противостоит USS Robotics) - устаревшие модели. Почему? Потому что в какой-то момент новые прошивки перестали быть с ними совместимы, и "старички" постепенно начали смотреть на мир более критично и задавать себе неудобные вопросы. И выглядят эти роботы действительно более грубоватыми и угловатыми, чем стильный обтекаемый Ар-Ти.
Игру некоторые отчего-то сравнивают с произведениями Telltale, но общего у них - разве что эпизодический формат. Геймплейно она похожа из теллтейловских только на старые серии Sam & Max или Back to the Future. Потому что вовсе не интерактивный мультфильм, а классический квест. Ходим по локациям, ищем и собираем предметы, щёлкаем по активным точкам. Сюжет совершенно линеен, альтернативных путей прохождения почти нет - всё именно в духе старых добрых point and click adventures. Загадки простые, даже мне, с моей хронической недогадливостью, пришлось заглянуть в прохождение всего один раз. Локации небольшие, одновременно их доступно немного - по всей карте мира свободно бегать не дают. Активных точек тоже мало, и они подсвечиваются (любители олдскула могут отключить подветку в настройках). Преметов в инвентаре не более двух-трёх за раз, причём комбинировать их никак не надо, надо только применять в нужных местах (а возможности применить в ненужном месте попросту не даётся). Единственное, что немного напрягает - это то, что некоторые предметы неактивны, пока не понадобятся по сюжету (опять же, в полном соответствии с механикой классического квеста). Именно в таком месте я и застрял - при первом посещении локации осмотрел её, а потом, когда там стал активным нужный предмет, осматривал бегло и проглядел его.
Достаточно часто попадаются абстрактные головоломки - всякие настройки систем, вскрытия замков и тому подобное. На удивление, с ними у меня тоже не возникло никаких проблем, хотя обычно подобные места в играх я для экономии моих скудных мозговых ресурсов прохожу, подсмотрев ответ в интернетах. Здесь же всё просто, но при этом вполне интересно.
Диалоговая система простая - есть от двух до четырёх вариантов реплик со свободным выбором. Вернуться к прежним репликам возможности нет - всё, что требуется по сюжету, вам расскажут в любом случае, но вот какую-то интересную дополнительную информацию можно и упустить.
Кстати, в паре мест неверный выбор реплики может стоить Ар-Ти жизни - крепко думайте, кому и что вы говорите. Благо, время на выбор слов не ограничено (в отличие от, таки да, мультиков от Telltale).
Ближе к концу эпизода будет несколько аркадных сцен. Они довольно несложные (кроме самой последней), но при особой неловкости рук в них тоже можно погибнуть.
Особенность игры, которая кому-то понравится, а кому-то нет - огромное количество пасхалок и отсылок. Похоже, это визитная карточка отечественного инди-игропрома (мне вот Космические рейнджеры сразу вспомнились). Какие-то из них - тонкие и неочевидные, как эта вот смотровая вышка из Firewatch.
Какие-то - гораздо толще.
Можно встретить и папку с Half-Life 3 на повреждённом диске, а также постер, посвящённый ей же (нельзя просто так взять и сделать игру без шутки про Half-Life 3), и трость доктора Хауса, и комплект праксиса из Deus Ex...
И, само собой, нельзя в таком наборе обойтись без
самого известного цифрового пароля в мире видеоигр. Только чур сделайте вид, что я вам этого слайда не показывал, и сами честно найдите записку, где он будет указан, ладно?
Графика игры вполне неплоха, что можно видеть даже по минимальным настройкам. Локации радуют глаз, дизайн роботов разнообразен и интересен. Музыка без всяких преувеличений хороша - впрочем, с музыкой у отечественного инди-геймдева, как я обратил внимание, проблем вообще в принципе не бывает. Озвучка сделана на заметно более низком уровне, но тут спасает сеттинг - отсутствие ярко выраженных эмоций от роботов вполне ожидаемо, а "электронный" фильтр скрадывает большинство огрехов дикции. Кстати, так как язык речи и текста в настройках переключаются отдельно, можно включить английскую озвучку - она вроде сделана чуть получше.
Но вот с некоторыми другими техническими моментами всё куда хуже. Если точнее, то с управлением. За перемещения Ар-Ти отвечают клавиши WSAD, и двигается он весьма неловко - ходит медленно, на бег (клавиша Shift) переключается не сразу, цепляется за углы, пару раз застревал в предметах - к счастью, не фатально. Так как направление задаётся относительно экрана, а не относительно самого персонажа, то когда камера переключает ракурс обзора, не отпущенная вовремя кнопка может привести к тому, что Ар-Ти развернётся и побежит в противоположную сторону, вернувшись обратно, к предыдущему ракурсу. Особенно это бесит на финальном этапе эпизода, где есть пара мест, в которых на пять метров три смены ракурса, и менять кнопки направления нужно с филигранной точностью, словно в каком-нибудь QTE. А ещё раздражает система сохранения. Вручную сохраняться нельзя, это делается только автоматически, на чекпойнтах. Чекпойнтов немного, большинство из них сделаны ПЕРЕД роликами (иногда довольно длинными), а ролики тут проматывать нельзя. К тому же, пару раз меня почему-то загружали не с последнего чекпойнта, а с предпоследнего, заставляя заново проходить довольно приличный кусок. К счастью, в моменты, где Ар-Ти может погибнуть, чекпойнт располагается непосредственно перед этим местом - нужно просто заново пройти диалог или переиграть буквально несколько секунд аркадной сцены.
Итог? Игра, которую лично я могу охарактеризовать словом "приятная". Это ни в коем случае не "о боже, десять из десяти, вин тысячелетия", это небольшая, проходимая буквально за вечер, зарисовка, которая может подкупить, по большому счёту, разве что симпатичным главгероем да довольно интригующим сюжетом. Призывать всех срочно бежать и играть не буду - далеко не факт, что такое каждому понравится. Но лично я получил от прохождения большое удовольствие, и выхода второго эпизода жду с нетерпением. Хорошие новости - согласно новогоднему отчёту разработчиков, он уже наполовину готов. Плохие новости - хоть в нём будет продолжаться та же история, главным героем будет не Ар-Ти, и этот факт меня изрядно печалит. Впрочем, раз уж авторы смогли создать одного хорошего протагониста - наверняка смогут создать и второго.