Все-таки иногда бывает приятно оглянуться в прошлое и вернуться к временам 2000-х, когда даже самый простой и примитивный 2.5D-квест был интереснее нынешних инди-поделий или интерактивных комиксов. Вот об одной из таких игр и пойдет речь. Это совершенно безвестный и ныне забытый экземпляр, который я вообще никогда бы не нашел, если бы некий добрый человек не выложил бы его в августе этого года в сеть - за что ему большое спасибо.
Игра «Legacy: Dark Shadows», переведенная у нас изданием Логрус как «Наследие: Тени прошлого», именно из такого ряда. Это продукт хорватской студии Razbor Studios. В ее составе были люди из развалившейся хорватской студии Fragile Bits, отметившейся первой и последней своей игрой, квестом «The Ward», а также 2D-художники из индустрии комиксов, работавшие в том числе на Dark Horse и некоторые другие издательства. Сценаристом же является настоящий писатель, который издал несколько книг. Кроме этой игры, сделанной по лекалам «The Ward», студия создала квест «Легенды хрустальной долины» и несколько сайтов, после чего благополучно погибла. В свои времена эта выпущенная ею игра была совершенно заслуженно раскритикована, хотя, на мой взгляд, на современном весьма удручающем фоне в судорогах мечущегося квестового жанра выглядит не так уж плохо.
Уж в чем-чем, а в отсутствии оригинальной завязки игре не откажешь. Хотя действие ее происходит в 2132 году на Земле, Марсе и даже обитаемом астероиде, начинается все в годы Второй мировой войны. Простой корреспондент Евгений Борисов, распивавший водку с товарищем Иваном, вдруг был ошарашен упавшим рядом самолетом. Который, что интересно, был японским. Как оказалось, японские ученые изобрели особый препарат регенерации клеток, который делал организм практически бессмертным - и поделились разработками с немцами, но, на свою беду, японский летчик решил срезать дорогу и полетел прямо над Сталинградом. И кстати, в оригинальном, не переведенном варианте, эта история вообще была в 1941 году. В любом случае, расшифровавший к 1970-м записи Евгений Борисов обрел бессмертие и использовал его, купив космическую компанию, с помощью которой начал разрабатывать армию клонов для завоевания мира. Обо всем этом не знает частный детектив, девушка Рен Сильвер, напоминающая отрастившую волосы Феникс Уоллес из Culpa Innata. Именно она нападает на след Борисова благодаря пропавшему другу-журналисту и становится на пути поработителя мира.
Как вы понимаете, такой сюжет даже для компьютерной игры попахивает нездоровой фантазией. Однако в самой игре все куда более скучно. Сюжет в принципе разворачивается довольно спокойно, несмотря на наличие нескольких вполне сносных сюжетных поворотов. Рен Сильвер спешно прерывает свой отпуск на крохотной марсианской колонии и далее все оборачивается, по сути, детективом в поисках виновного. Правда, для детектива тут, мягко говоря, не хватает работы ума. Его Рен Сильвер заменит один анализ улики, небольшая помощь друга-хакера и много-много блужданий по разным локациям. А сведется все в конечном счете к мести Борисову, которого мы даже напрямую не встретим.
Но главное в игре не сюжет, а оформление. По существу, все Наследие - это уникальный образец квеста в оболочке малобюджетного фантастического фильма. Все здесь говорит за это, начиная от дешевой заставки с клюквенными красноармейцами в окопах Сталинграда, которые завладели чудо-оружием, продолжая позорно жалкими и смехотворными спецэффектами и заканчивая декорациями, как будто срисованных с современных городов. А «Наследие» - это действительно очень малобюджетный продукт даже для 2004 года. Достаточно посмотреть на его меню. Слабая анимация рисовка, отсутствие детализированности, примитивные трехмерные ролики из заснятого движения 3D-моделей, очень небольшое количество довольно безликой музыки, крохотные иконки в инвентаре, интерфейс как у сайтов 90-х (да к тому же активные зоны фактически ниже иконок действия, что заставляет все время целиться курсором) - продолжать перечисления можно было бы долго.
Регулярно игра вылетает без объяснения причин, и более-менее стабильно работает лишь час-два при запуске от администратора - без этого она просто просвечивает уже в меню ярлыками рабочего стола. Правда, по большей части игра выдает плоские, но вполне атмосферные фоны (опять же, учтите, что это был 2004 год. Они смотрятся и сейчас вполне неплохо - кроме вступления, где все как будто наспех нарисовано черным карандашом. Гораздо хуже сделаны модели персонажей, которые мало того, что с большой неохотой двигаются, так еще у них часто нет анимации речи, а если и есть, то очень скудная. Спасает то, что часто они стоят слишком далеко от экрана, чтобы это заметить. Местами же трудно удержаться от смеха, глядя, как Сильвер прыгает в скафандре по поверхности астероида - настолько грубо видно, что это просто фон. Есть и вопросы к интерфейсу - какой идиот придумывал прокручивать сейвы влево, а не вправо, и почему их нельзя перезаписывать? И какой идиот придумал открывать документы средней кнопкой мыши или клавишей L?
В принципе, дешевых квестов про космос и вообще фантастику, которые пытаются подделываться под умные серьезные игры, немало - можно назвать хотя бы «Pollen», который отсылками к «Космической одиссее 2001» пытается замаскировать то, что он всего лишь эксперимент по созданию интерактивной игры под виртуальные шлемы. Но «Наследие» даже не пытается притворяться. Она - плоть от плоти второсортных фантастических фильмов 1990-х и 2000-х, что проявляется даже в ряде деталей. Действие на Марсе с его рудокопами и движущимся через марсианские пустоши поездом неприкрыто отсылает к «Призракам Марса» Джона Карпентера; атмосфера киберпанка на Земле с полузаброшенным городом и постоянным дождем откровенно навеяна «Бегущим по лезвию» (даже саундтрек в меню сделан в духе обволакивающих мелодий Вангелиса); а наличие аквариума с дельфином у местного хакера будет непонятно, если не знать, что это отсылка к «Джонни-мнемонику». И… надо отдать должное, это в целом работает. Несмотря на чудовищную малобюджетность, в большинстве своем атмосфера в игре есть, хотя и понятно, что она взята в основном с других фильмов и комиксов.
К сожалению, с сюжетом и вообще мифологией игры авторы явно не определились. Можно было бы подробно расписать здешнюю картину мира и расширить так действие. Можно было бы, наоборот, все это опустить и использовать мир как фон для событий. Авторы же фильма показали нам довольно стереотипный фантастический мир будущего с летающими машинами, киберпанком, марсианскими рудокопами - но зачем-то бросили в сюжет обрывки о прошлом, не потрудившись их связать друг с другом. Рен Сильвер целый уровень ходит по подземному миру, состоящему из части города, которую похоронил под землей Большой взрыв - но зачем герои упоминают, что этот взрыв в тайне устроило правительство, если это не играет роли в сюжете? Зачем упоминать о неких повстанцах, которые борются с правительством, если о них больше нет ни единого упоминания? Как вообще организован местный мир? К этому добавляются и явные недомолвки. Почему в последний момент собиравшаяся обыскивать Марс Рен была выдернута другом-хакером? У создателей не хватило денег на фоны Марса и они спешно переписали сюжет? Это очень вероятно после нахождения в сети скринов, которых в игре не было. Кто был тот пропавший турист, о котором упоминало объявление на Марсе? Евгений Борисов, который регулярно подделывал свою смерть? Зачем в сюжете был нужен старый шахтер-алкоголик - только чтобы мы украли у него динамит, серьезно?
И все же мне лично было приятно посмотреть на взлеты и приземления такси из Бегущего по лезвию под дождь киберпанкового будущего, походить по развалинам погребенного города, поверхности астероида, заброшенным фабрикам и коридорам вполне футуристичного звездолета. Сам сюжет, несмотря на всю его предсказуемость и сюжетную неразработанность, по крайней мере, не раздражал, что для второсортной игры уже достижение. Возможно, игру можно было бы даже назвать интересной благодаря самому феномену квеста, полностью копирующего малобюджетную фантастику - в конце концов, у таких фильмов есть и свои поклонники, а технически игра уж никак не хуже, и даже красивее, чем современные инди-поделки, заполонившие наши интернет-земли. К тому же у нашей героини, есть какой-никакой, а характер - правда, довольно стереотипный, характер умной бой-бабы. К тому же авторы явно переборщили с юмором, который плохо соотносится с мрачноватым сюжетом. То, что на подбитом звездолете сошел с ума бортовой компьютер, который предлагает Рен на нем жениться - это, допустим, забавно. Ну, для тех, кто не смотрел «Космическую одиссею 2001», конечно. Но трудно поверить, чтобы дама, которая пришла в себя на борту подбитого звездолета с сумасшедшим компьютером после того, как ее захватили в плен - будет юморить, глядя на какой-нибудь огнетушитель. А тут это продолжается всю игру, явно контрастируя с действием.
Ну, и отдельное спасибо издательству Логрус. Да, не все надписи вокруг переведены, но переведено зато все нужное. Да, всю игру озвучивает шесть человек - включая голос Дмитрия Филимонова, который даже во сне можно узнать. Но это все же лучше, чем оригинальная озвучка, в которой озвучивали героев явно сами создатели игры неумело пытаясь скрыть хорватский акцент с помощью роботоподобных голосов. У нас это выкинуто - и слава богу.
Но все же игра оказалась слишком уж вялой, чтобы проходить ее с большим интересом. Отчасти тут дело в отсутствии экшна и крови по стенкам, за что обычно любят это жанр. Мало того, что здесь нет никаких ярких экшн-сцен, так и действие довольно ровное. Сверхсекретные базы злодеев и проходы к важным людям охраняются так плохо, что туда может пройти абсолютно кто угодно. Редкие встречные противники типа чудовищ, собак-роботов и роботов-людей оказываются удивительно безвредными - достаточно просто подойти к ним и застрелить или даже просто что-то кинуть на голову. Причем даже таких моментов за игру будет всего с пяток, и они не заключают в себе никакого напряжения. Тут вообще нет никакого динамизма и напряжения.
Единственное напряжение, которое будет преследовать игрока - это напряжение при геймплее. Правда, он тут совсем не сложный. Большинство предметов лежит прямо под рукой и только дожидается, чтобы их взяли и использовали на стоящий прямо рядом объект. Более-менее оригинальных и любопытных головоломок я насчитал за всю игру пару штук. Иногда, впрочем, логика авторов ставит вовсе в тупик. Как заткнуть истерящую девушку в доме, в который вы незаконно пробрались, чтобы вскрыть сейф, а она приняла вас за любовницу хозяина? Просто свяжите ее скотчем. Как вскрыть сейф? Взорвите его динамитом - он работает не хуже ключа и после взрыва даже бутылка внутри не пострадает. Как отогнать гигантского паука на вашем пути? Бросьте в него коктейль Молотова - и неважно, что вам нечем его зажечь, он загорится автоматически. Правда, с небольшим количеством предметов, которое не превысит на игру шести штук одновременно, запутаться тяжело.
Другое дело, что этот простой и неинтересный геймплей вдруг внезапно прерывается какой-нибудь надуманной задачкой и блужданием с пиксельхантингом на полчаса. Игрок вынужден ходить по лабиринту или искать булыжник в куче камней, внешне ничем не отличающихся от соседа, или видимые только после ощупывания экрана доски, или невидимый даже вблизи ключ от шкафа. Пиксельханинг вообще бич этой в целом несложной и короткой игры, который отнимает времени куда больше, чем несколько весьма несложных головоломок, вставленных для оживления действия. Это само по себе работает на раздражение, а уж вкупе с отсутствием ярких моментов, напряжения и просто сюжетной неразработанностью окончательно переводит игру в разряд второсортных квестов, за которые каждый может браться исключительно на свой страх и риск.
Резюме? Наследие похоже на малобюджетную и сырую заготовку, у которой на самом деле был потенциал - но конечный результат лишен той изюминки, за которую игре можно было бы простить все недостатки. Хотя сам по себе пример малобюджетного фантастического квестодетектива невольно привлекает внимание. Так что солидаризируюсь со словами коллеги из далекого 2005 года:
http://questzone.ru/reviews/legacy.php«Несмотря на то, что лично мне игра не понравилась, играть в нее все же можно. Причина моего разочарования, скорее всего, кроется в завышенных ожиданиях - я пытался поставить эту игру в один ряд с лучшими играми в жанре Sci-Fi: такими, как Blade Runner, The Dig, Beneath a Steel Sky, но эта игра - совсем другого уровня. Это игра-подражание, вторичный продукт, но по технике своего исполнения она стоит куда выше многих мусороквестов, которые мы в изобилии имеем сегодня».
И сейчас - добавлю я.