В этом году я ехала на Игромир только ради Ричарда Герриотта.
Когда-то он создал мир, в котором я провела несколько лучших лет своей жизни. Мир назывался Ultima Online, и в нем жили самые добрые и отзывчивые люди из всех, кого я встречала в виртуальных мирах. Сам Ричард был известен в этом мире как его правитель, Лорд Бритиш.
Эти люди не были похожи на остальных. Вместо того, чтобы покрывать себя славой в сражениях, они построили красивый город, в котором кипела жизнь. Здесь была таверна, где путники отдыхали после долгой дороги, и ратуша, где проходили собрания городского совета. Музей, хранивший историю этого города, и библиотека с книгами, бережно собранными по всему миру. Здесь всегда происходило что-нибудь интересное: петушиные бои, ярмарки, конкурсы стихов, экспедиции по поиску кладов, показы мод и театральные представления. Когда местный дурачок завел чужую лошадь на крышу дома, весь город собрался и думал, как спустить ее вниз. В вечернее время, когда на улицах было людно, доблестные паладины охраняли ворота, готовые отразить атаку нечисти из соседнего леса.
Но ничто не бывает вечным, движок игры сильно устарел, играть в нее на современных компьютерах становилось все сложнее. Ричард занялся новыми проектами, а этот передал компании Electronic Arts, которая, как оказалось, практически не заботилась о развитии игрового мира. Старые игроки оплакивали уходящую эпоху и искали утешения в других играх с открытым миром, но нигде не находили такой же тщательной проработки бытовых деталей и такого дружного сообщества.
В 2013 году, когда мы уже перестали надеяться, Герриотт внезапно объявил о разработке Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues. По его словам, эта игра должна стать духовной преемницей Ultima Online и сохранить ее лучшие черты. Она еще не вышла официально, но есть возможность раннего доступа.
Конечно, сохранить получится не все, потому что прежний мир и большинство его персонажей остались зарегистрированными торговыми марками Electronic Arts. Тем не менее, Герриотт и его команда поставили цель воссоздать дух старой Ultima Online и подарить фанатам мир для комфортного ролевого отыгрыша и вместе с тем РПГ с увлекательным сюжетом.
Сразу предупрежу юных геймеров, которые не знакомы с играми серии Ultima и особенно Ultima Online: скорее всего вам не понравится этот проект. Он обладает посредственной графикой, не самым удобным управлением и имеет такие странные особенности, как общение с компьютерными персонажами путем набора текста на клавиатуре.
А тем, кто помнит старую эпоху, можно и нужно читать дальше. Возможно, этот мир станет вашим новым домом.
Когда я зашла в игру, меня встретила незнакомая женщина. Она преподнесла первый сюрприз: в разговоре с ней нужно было печатать слова. Как в добрых старых играх серии Ultima. Там у любого компьютерного персонажа можно было спросить имя «name» и род занятий «job». А потом задавать другие вопросы в зависимости от того, что вам ответят.
Здесь все оказалось так же, мы поговорили немного о мире, в который я попала. Она не упоминала Лорда Бритиша, но я решила спросить о нем, ведь он монарх этой страны и все должны его знать. Женщина ответила, что это ее супруг, и он послал ее встретить нового подданного.
Ричард Герриотт и раньше был известен тем, что делал своих друзей персонажами игр. А жена у него появилась не очень давно, и это действительно она, я нашла фото.
Пройдя чуть дальше, я увидела анкх, символ восьми Добродетелей. И снова накрыло ностальгией, ведь это тоже из Ultima - из той, прошлой жизни. Тогда я не обратила внимания на странного механического паучка (в левой части скриншота), а стоило бы, потому что это членистоногое за мной следило. Но об этом я расскажу позже.
Затем я встретила странное механическое существо по имени Оракул. Оно рассказало о трех принципах: Любви, Истине и Отваге, и о том, как важно вести добродетельную жизнь на основе этих принципов.
В играх серии Ultima кроме этих трех принципов были основанные на них восемь Добродетелей, так что это все было знакомо и понятно. Но самих восьми Добродетелей я пока в игре не нашла -видимо, систему сознательно упростили или просто еще это не реализовали.
Оракул задал несколько вопросов, чтобы определить мою судьбу в этом мире. Вот один из них: «Ты поклялся не покидать пост во время боя и видишь, что отряд врагов атаковал твоих друзей. Покинешь ли ты пост, чтобы принять участие в битве?» На него нет единственно правильного ответа. Принять участие в битве означает идти по пути Отваги, а остаться на посту - остаться верным Истине, в зависимости от ответов Оракул предлагает начальную профессию.
Мне показалось, что я видела этот вопрос в Ultima IV, но я проверила, тот вопрос был другим: «Тебе приказали охранять пустой шатер командира во время боя, но враг наступает и твоим товарищам нужна помощь, покинешь ли ты ради этого свой пост?» И там это был выбор между Доблестью (принять участие в битве) и Честью (остаться на посту). Но все равно было ощущение, будто вернулась в прошлое.
За следующим поворотом я увидела знакомое сооружение из камней. Любой фанат Ультимы знает, что такие каменные круги называются Лунными Вратами и позволяют путешествовать между мирами. Например, сам Лорд Бритиш родился на планете Земля, а в игровой мир попал через такие врата.
Пройдя в портал в центре круга камней, я покинула зону для новичков и оказалась на основной карте. Не буду останавливаться на описании локации для новичков и боевой системы, все это было довольно обычным и, честно сказать, страшненьким, ведь графика не является сильной стороной этой игры.
Следующая радость ждала в ближайшем крупном городе. Здесь много домов, принадлежащих игрокам, и в одном из них оказалась публичная библиотека с сотнями книг. Например, здесь было написанное игроком руководство для новичков.
И добрая детская книжка про цыпленка, скорее всего тоже написанная игроком. Вообще для того, чтобы собрать такую коллекцию, нужно приложить много усилий - говорю это как человек, который в свое время объехал весь сервер в поисках новых книг для местной библиотеки.
Видела даже книгу с картинками, что говорит о небывалом культурном развитии здешнего общества!
Вообще дома в этом мире оказались весьма разнообразными и красиво обставленными. Правда, за некоторые предметы обстановки придется платить реальными деньгами. В Shroud of the Avatar нет абонентской платы, зато есть сотни предметов роскоши, доступные за доллары. Картина на скриншоте к таким не относится, но гобелен за 7 долларов или настенные часы за 5 - это сплошь и рядом.
А скриншот с картиной здесь потому, что это еще одно напоминание о мире Ultima. Очень узнаваемый стиль для тех, кто помнит старые арты с коробочных изданий.
Возвращаясь к платным предметам, приведу еще несколько примеров. С одной стороны, это выглядит как форменный грабеж, потому что за каждый стол платить по 5 долларов никакой зарплаты не хватит. С другой, покупать никто не заставляет, в игре достаточно бесплатных предметов для украшения помещений.
Помню, в свое время в Ultima Online были ролевые сообщества эльфов и самураев. При этом в игровом мире ни тех, ни других не было и быть не могло, но Electronic Arts решила в кои-то веки дать игрокам то, что они хотят, и так появилось дополнение с эльфами и дополнение с самураями. Они это объяснили так: эльфы всегда там были, просто от людей прятались, а самурайский континент принесло какой-то неведомой силой. Должно быть, опираясь на этот опыт, в Shroud of the Avatar игрокам с самого начал предложили все необходимое для такого отыгрыша.
Еще один товар для ролевиков: возможность выполнять особые трюки. Например, умение жонглировать факелами, дубинками или ножами - это именно то, что нужно странствующему артисту.
Дома здесь можно купить и за игровую валюту, но в этом случае за них придется платить налог игровыми деньгами, то есть надо постоянно быть активным игроком и зарабатывать. Для тех, кто не хочет этим заморачиваться, предлагают не облагаемые налогом дома за доллары.
Особенно меня порадовала возможность отдельно докупить многоэтажный погреб на случай, если у вас вещей много. Хотя, наверное, я бы туда трупы складывала.
А еще там есть целые города, которыми управляют игроки, обставляют их по своему вкусу, устраивают там разнообразные развлечения. Я нашла один такой город, в нем почти всегда можно было найти пару человек, спешащих по своим делам, но никак не везло попасть на масштабные события. Зато в этом городе нашелся собственный Оракул, и оказалось, что он все это время за мной следил с помощью тех самых механических паучков.
Коварные пауки докладывали ему обо всех моих поступках и насколько добродетельными они были. Оракул сказал, что я проявляла интерес к другим людям и тем самым сделала первые шаги на пути Любви, а вот с Отвагой у меня пока никак. Похоже на правду, ведь я в боях почти не участвовала, а все ходила по библиотекам.
А еще Оракул сказал, что недавно я поставила свои интересы выше отдыха другого человека, и это может иметь последствия. Не помню, когда это я успела, я ведь даже местных NPC по ночам из кроватей не вытаскивала, чтобы с ними поговорить, хотя такая возможность есть. Буду теперь внимательнее к своим поступкам.
Вечером второго дня удача наконец улыбнулась мне. Я увидела толпу игроков, которая шла в центральное здание города, и пошла за ними. Это оказался аукцион. «Следующий лот - коготь феникса, необходимый для изготовления костяной брони! Кто унесет домой этот ценный предмет?» А на скриншоте, между прочим, перепродают за игровую валюту какую-то редкую алебарду, которую давали за поддержку игры на Кикстартере.
Теперь я тоже живу в этом городе, у меня есть комната в местной гостинице. И таки да, я решила здесь остаться. Несмотря на все минусы этой игры, ее разработчикам удалось главное - сделать ее духовной продолжательницей серии Ultima.
Правда, это мое личное мнение. В сети много негативных отзывов на эту игру в стиле «я хотел Ультиму, а получил другое». К счастью, как раз сейчас ее можно попробовать бесплатно, предложение действительно до 25 октября, так что кому актуально - не тяните!
А я пойду в магазин, поищу нормальный стол в свою комнату.