Прочь из моей головы!
Оборвав провода, спутав карты, фигуры сметая с доски,
Разбивая шлагбаумы на полном ходу,
Оставляя разрушенными города.
(Сплин)
Иногда безумие является спасением. Иногда, когда ты ничего не можешь сделать с миром снаружи - единственным выходом остается уйти в мир внутренний. Иногда, чтобы изменить вселенную, надо начать с себя. И бежать изо всех сил, чтобы только остаться на одном месте.
Первая напрашивающаяся ассоциация к новой Алисе, Alice Madness Returns - недавно вышедший на экраны "Sucker Punch", "Запрещенный прием", где главная героиня так же искала ключи от реальной запертой двери в своем разуме. И находила. Вторая ассоциация, вероятно, показавшаяся близкой только мне - "Межзвездный скиталец" Джека Лондона, повесть о том, как обреченный на пожизненное заключение человек обретает свободу, не выходя из стен собственной камеры, не выпутываясь из смирительной рубашки.
А Алиса... А что Алиса? В первой части мы спасали ее от надвигающегося безумия, готового превратить девочку в вечный "овощ" на больничной койке. Спасли. Но даже после того, как нашу героиню выпустили из психиатрической лечебницы, видения не оставили ее. Ведь остался главный неразрешимый вопрос: что же случилось в доме Лидделлов в ту роковую ночь? Кто виноват в трагедии? И почему Алиса, единственная выжившая, упрямо цепляется за остатки памяти о семье, не желая забывать прошлое и начинать новую жизнь?..
Из моей головы, где сферой становится плоскость...
Мы возвращаемся в Страну Чудес.
И она так же красива, как и раньше. Даже красивее.
При этом безумие Алисы, ее фантазии, ее страхи показываются нам постепенно, расширяя и увеличивая "область сумасшествия" от главы к главе. Первая глава почти нормальна, а дальше гротеск, образы и воспоминания реального Лондона по нарастающей увеличиваются, в последней части игры выплескиваясь в действительно жуткое окружение. И да, реальный мир в отличие от первой части нам тоже покажут. Он, в отличие от Алисиного мира, тускл, сер и мрачен. Мы увидим Алису глазами других людей; увидим хмурого, упрямого, истеричного и агрессивного подростка, который почему-то зациклен на идее тайны своего прошлого. Мы проследим за ее безумием, которое бесспорно и несомненно: огромные люди-комары в переулках города, постоянные потери сознания, погони за несуществующими призраками. Есть ли у Алисы выход из этого тупика? Только в Стране Чудес.
Страна не враждебна Алисе; собственно, это было ясно и в первой части. При всей своей изломанности, искореженности, гротескности; при всем ее агрессивном населении, возглавляемом Червонной Королевой (сколько нового предстоит узнать о Королеве!) - она не враг своему создателю. Страна Чудес - это спасение, это единственный возможный для Алисы вариант изменить реальность. Поэтому над бездной здесь выстраиваются мостики из карт, в самый подходящий момент под рукой оказываются бутылочки и пироги ("съешь меня!", "выпей меня!"), а через провалы перемещаются платформы, нарисованные словно фиолетовым мелком - как и неуклюжие рисунки тем же мелком на стенах, они отдают дань Алисиному оборвавшемуся детству.
Страна не враждебна, и поэтому Алиса никогда не пугается того, что происходит в этой стране, как бы жутко оно ни выглядело со стороны (а вы бы смогли спокойно говорить с половинкой поломанной куклы, или с кем-то, состоящим преимущественно из щупалец?). Бывшие разрушители ее мира, такие, как Шляпник, становятся союзниками; старые друзья (Кот, Гусеница) остаются друзьями. Враг - это вторжение извне, это огромный черный поезд, проносящийся через ее разум и уничтожающий все на своем пути. А Страна... Страна прекрасна. Или я это уже говорила? Простите, тема способствует некоторому раздраю в мозгах. Шестереночно-паровой мир Шляпника, ледяные просторы Арктики с высовывающимися мордами йети, подводный рыбий город, мир таинственного Востока с летающими иероглифами, гигантскими бумажными веерами и изделиями китайского фарфора - все это превыше всяких похвал. Попадая в каждую новую вселенную, Алиса меняет платье, избавляясь от "стандартного" синего прикида с белым окровавленным фартучком. И новые платья, признаться, ей очень идут.
Где то горит фейерверк, то тлеет свечка из воска...
За прошедшее с первой части время героиня научилась не только переодеваться, но и пользоваться новыми видами оружия (впрочем, они все так же безумны. Как вам дубинка в виде головы лошади на палочке? Или чайник, который возомнил себя гранатометом?), прыгать выше и дальше, чем раньше, а также уворачиваться от вражеских ударов, рассыпаясь роем лазурных бабочек. И, конечно же, уменьшаться, пролезая в самые маленькие проходы и замочные скважины. А увеличиваться? Можно будет и увеличиться. По ходу сюжета. Оружие, кстати, можно апгрейдить, собирая разбросанные по уровням зубы (не ясно, правда, чьи). Та же безобидная лошадка-скакалка после четвертого, финального усовершенствования становится прямо-таки мечтой Чака Норриса.
Кто-то во втором ряду спросил про музыку? Она есть, и она не мешает, этого, в принципе, достаточно. Желания "хочу полный OST!" не возникает, но и желания вырубить это тынц-тынц-тынц к белым кроликам - тоже. Звуки хорошие, озвучка - аналогично (особенно прекрасен, как всегда, Чеширский). Играть, пожалуй, стоит на английском языке: он сложноват по сравнению с привычным игровым лексиконом, но зато как вписывается в мир!
Где музыка Баха смешалась с полотнами Босха...
Алиса - действительно выдающаяся игра. И, как это ни печально, минусы у нее тоже выдающиеся.
Во-первых, это управление; и на управление не пожаловался только ленивый. Возможно, на приставках оно мега-удобное, не знаю, не проверяла. Дело даже не в расположении клавиш, его можно сменить. Дело в самой... концепции, что ли.
Зачем нужен lock на цели? Почему нельзя сделать галочку "автонаводка on\off" в опциях? А без lock-а Алиска безбожно мажет по всем врагам меньше двух метров ростом, я уж не говорю о прицельной стрельбе по маскам огромной Руины. И отражение ударов aka кружевной зонтик без зажатой клавиши lock не работает.
Уворот, он же рассыпание кучей бабочек. Красиво. Эффектно. Помогает уйти от удара. Ага. А после уворота каждый раз приходится заново зажимать этот трижды проклятый lock. И работает уворот через два раза на третий: жмешь его, жмешь, ан нет, не выходит цветочек аленький.
Сейвы. И тут уже не отделаешься отмазкой "на приставках оно удобно!", ибо система сейвов одинакова везде. И такую неудобную систему я видела в последний раз... не знаю, наверное, лет семь-восемь назад. Во-первых, обычных сейвов, даже quick, нет в принципе - только автосейвы. Во-вторых, возможности вернуться назад по уровню тоже нет! Это, собственно, делает почти невозможным сбор всего дополнительного контента (бутылочки, воспоминания, свиные пятачки). Идете вы вперед, перед вами развилка, налево пойдешь, направо пойдешь... Выбираете одну из дорог - а дверь за вашей спиной обрушивается\ захлопывается \ превращается в птицу и улетает. И, разумеется, тут же происходит автосейв - один на всю игру. Прелесть. В-третьих, точки автосейвов разбросаны по уровням совершенно рандомно - если вы погибнете во время сражения с минибоссом и пачкой его миньонов, есть вероятность, что возродитесь прямо у его логова... а есть такая же вероятность, что за пятнадцать минут и полсотни платформ до этого логова. Ужасно раздражает, на самом деле.
Сам процесс игры. В красивых декорациях, с красивой Алиской в новых платьях, с красивыми врагами... И абсолютно одинаковый геймплей, не меняющийся от главы к главе. Прыжки на потоках пара (меняется только внешний вид паровых труб). Кнопки, открывающие двери или вызывающие платформы (внешний вид кнопок не меняется вообще). Монстры, прыжки, монстры, прыжки, прыжки. И еще немного прыжков. И еще. Некоторые, кстати, получаются только с пятого раза. Некоторые не получаются и с двадцать пятого. Тренажер для пальцев, а вы думали.
Разработчики честно попытались разнообразить эту сказку про белого бычка чем-то новым: убегание от огромной карты по коридорам (впрочем, даю зуб от Брандашмыга - я видела это еще в одной из первых детских игр про Гарика-со-шрамом), гигантская Алиса, мини-игры - двухмерные и трехмерные. Мини-игры, кстати, еще один повод для желания раздолбать клавиатуру о голову программиста Madness Returns: если половину их можно пропустить кнопочкой exit, то вторую половину почему-то пожелали сделать непропускаемой. И, к примеру, пинбол кукольной головой (с видом спереди-сбоку, и неясно, куда эта голова вообще катится и куда через секунду свалится) вызывает острые приступы агрессии, под стать самой Алиске. Дело не в самой концепции мини-игр, дело в том, что они неудобны, очень неудобны. Хотите сделать разминку для игроков, приятный отдых от крошения монстров и прыжкам на пару - так сделайте ее хотя бы в духе старых платформеров, а не "как бы так выпендриться".
Да, про вид спереди-сбоку: залипающая временами совершенно неожиданно камера (в самых дурацких ракурсах, как правило) тоже не из самых приятных функций. Но это терпимо, и со временем привыкаешь, а в обычной ситуации камера дисциплинированно держится за Алисиной спиной.
Ну и последний, глубоко imho-подобный минус: игра слишком затянута. Если играть по часу в день после работы - нормально, но если большими порциями - то великолепные сумасшедшие миры, повторяющиеся с регулярностью заводского утреннего гудка, начинают приедаться. Когда только попадаешь на уровень Dollhouse - замираешь от офигения и осознания жутковатости окружения, но когда, пробегав там пару-тройку часов, полазив по шипастым лабиринтам и сразившись с ассортиментом целого "Детского мира", опять попадаешь во все тот же Dollhouse, он уже не вызывает никаких эмоций, и единственное желание - достать Алисе финальным оружием бомбу помощнее, чтобы раздолбать сразу всех и вся. Это, конечно, только мое мнение - но, возможно, стоило пожертвовать длиной уровней в угоду их разнообразию.
И не дружат между собой полушария мозга.
Итог? Алиса, это Итог. Унесите Итог.
Огромные, как замок Королевы, плюсы - и не уступающие им проблемы геймплея. (Правда, багов почти нет, хотя и обещали на форумах множество; но чего нет, того нет, хотя пулемет-перечница временами заедает). Прекрасное безумие Алисы, прекрасная история - о ее исходе начинаешь догадываться только главы с третьей-четвертой, до этого блуждаешь в полном лондонском тумане. Отсылки к обеим книгам: Морж и Плотник, устрицы, "ты никогда не любила книжки без картинок" случайной репликой няни. Атмосфера - от нее не спасешься, даже надев на голову Сонин чайник. Ругаешься на кривое управление, на прыжки - и продолжаешь играть. До победного конца. До итога. Ах, Итог уже унесли? Принесите тогда Пудинг.
В Алису стоит поиграть - это несомненно. Ради возвращения жестокой сказки, которая стала еще жестче и еще сказочнее, ради необходимой дозы безумия, ради... это же МакГи, в конце-то концов! Играйте. И расскажете потом, как вы поняли завершающие слова Кота. Ah, Alice...