Пару лет назад я с огромным удовольствием прошёл сказочный нуар
The Wolf Among Us. На днях ощутил внезапное желание продолжить знакомство с интерактивными мультфильмами от Telltale, но так как зомбятина всё ещё внушает отвращение заезженностью темы, с Игрой престолов я не знаком, а "сюжетный режим" Майнкрафта до сих пор считаю подзатянувшейся неудачной шуткой, выбор мой остановился на Tales from the Borderlands. За несколько дней прошёл. В целом, остался доволен, но если сформулировать впечатления вкратце, то получится что-то вроде "неплохо, но до Волка не дотягивает". Подробности - под катом.
Tales from the Borderlands - это отличный мультик, но весьма посредственная игра. Сюжет действительно вышел хороший. Очень динамичный, очень смешной, очень адреналиновый. Где надо - наполнен шутками и стёбом над штампами авантюрного жанра, где надо - эксплуатирует эти штампы с невинным видом так, что обижаться на него за это никак не получается. Сложно поверить, что подобное можно было сочинить на основе игр, представляющих собой бесконечную гриндилку ради экспы и лута, что-то вроде Diablo, только от первого лица и с пушками.
А вот игра... окей, давайте сразу начистоту. Выше я назвал это "посредственной игрой", но это не игра. В своё время я морщил нос от недостаточной интерактивности в The Wolf Among Us - так вот, на фоне нашего сегодняшнего фигуранта Волк смотрится просто королём нелинейности. В нём сюжет приходил к одним и тем же ключевым точкам независимо от сделанных выборов, да. Но он хотя бы имел скромность делать это спустя какое-то время после выбора. В Tales from the Borderlands ситуация приходит к общему знаменателю сразу же после развилки. Максимум, что зависит от вашего выбора или от расторопности во время QTE - следующая реплика в разговоре или следующие 15-20 секунд видеоряда. И всё. Иными словами, как метко сказано в одном из интернет-обзоров, мультик крутится своим чередом, а появляющиеся на экране варианты действий нужны только для того, чтобы проверить, не заснул ли человек по ту сторону экрана.
Собственно, хоть какое-то глобальное влияние действий зрителя (простите, назвать себя игроком тут язык не поворачивается) проявляется только под конец финального эпизода, когда главные герои (пардон за минорный спойлер) собирают команду для последнего решительного боя. Тогда и выясняется, что некоторые из персонажей не смогут или не станут иметь с вами дело, потому что вы в прошлом что-то сделали или чего-то не сделали. Причём, насколько я понял, у каждого из них триггер всего один, а не совокупность деяний. Слайд не из этого момента, если что - спойлерить хочется всё-таки по-минимуму.
Но таки о сюжете. Перед нами классическая авантюрная история о том, как несколько конкурирующих сил борются за несметные сокровища. В роли сокровищ выступает традиционное для Borderlands Хранилище (Vault) - творение рук вымершей инопланетной цивилизации, содержащее образчики неописуемо высоких технологий. В роли конкурирующих сил - большие шишки из корпорации "Гиперион", бандиты планеты Пандора и наши главные герои. Главных героев двое. Один - менеджер очень среднего звена в "Гиперионе" по имени Риз. Его многоходовый план по завоеванию кресла начальника отдела был на завершающей стадии разбит его давним соперником, Хьюго Васкезом. Теперь Риз разжалован в уборщики и замышляет со своим другом, бухгалтером Вонном, план страшной мести - возможность осуществить каковую ему предоставляется, когда он подслушивает, что Васкез замыслил втайне от начальства купить у местных ключ от Хранилища...
Вторая - пандорианка Фиона, сирота, воспитанная жуликом и вором по имени Феликс. Сама, соответственно, тоже - жульница и воровка. Она со своей сводной сестрой Сашей задумала одно крайне выгодное дельце и, казалось бы, что могло пойти не так?..
У каждого из главгероев есть инвентарь и спецспособность. Инвентарь, на самом деле, не нужен от слова "вообще" - те считанные по пальцам предметы, которые нужно подобрать и применить в каком-либо месте, применяются автоматически.
Спецспособности не сильно полезнее. У Риза - кибернетический глаз, при помощи которого можно сканировать окружающую действительность. Кроме двух с половиной случаев, когда он требуется по сценарию (и таки да, применяется автоматически), он нужен сугубо для того, чтобы читать комментарии разной степени остроумности, которые авторы вставили в качестве описания сканируемых предметов и существ.
У Фионы - деньги. Ну, в смысле, она может по мере прохождения то там, то сям тиснуть немного наличности. Зачем она нужна? Гм, и в самом деле - зачем? За неё даже ачивки никакой не дают (их тут вообще, как и в Волке, дают только за сам факт прохождения глав и эпизодов, и больше ни за что).
Деньги нужны для двух вещей. Первая - время от времени нам дают возможность поменять внешность кому-то из персонажей или их вещей. Как будет выглядеть ваш микроавтобус после ремонта, какую маску вы будете носить на гонках и как переоденетесь для тайного проникновения в логово врага - зависит от вас. Ни на что, кроме внешнего вида, это не влияет, так что, в принципе, этот момент можно игнорировать. Второе, зачем нужны деньги - если на протяжении прохождения собрать их все и ни на что при этом не тратить, для финальной битвы можно будет нанять секретного персонажа, который больше нигде в игре не фигурирует.
Я там выше похвалил сюжет? Окей, теперь буду ругать. Есть за что. Если перевести дух и попытаться посмотреть на него трезво, окажется, что феерия экшена, шуток, эффектных поворотов и смачных one-liner'ов вполне успешно маскирует от зрителя ряд недостатков. Во-первых, сюжет неровный. Такое ощущение, что нормально прописан был только первый эпизод - вот он действительно представляет собой цельное зрелище, в котором гармонично переплетается куча событий, а все персонажи находятся на своём месте. Дальше у авторов было, кажется, только общее направление развития истории. Очень общее. Поэтому далее важные события излагаются скомканно, промежутки между ними заполняются сценами, которые могут быть смешны и/или динамичны, но совершенно не нужны с точки зрения развития сюжета и местами безбожно затянуты. Да и параллельные действия двух главных героев уже не смотрятся столь изящно. Обычно их разлучают под натянутым предлогом, и в итоге получается, что они одновременно попадают в беду и начинают звать друг друга на помощь, в итоге кто-то один таки превозмогает, выбирается сам, спасает другого и подкалывает его на эту тему. Весело, но до жути прямолинейно. Да и в целом связность сюжета здорово падает по мере приближения к финалу. Последний эпизод, собственно, вообще вытягивает историю только драмой, пафосом и совершенно конскими дозами отсылок-пасхалок.
Во-вторых, сюжет заваливает нас персонажами. Большинство из них не критичны в сюжете, и почти все появляются на экране слишком редко и ненадолго, чтобы хоть как-то отложиться в памяти. Да, даже те, которые критичны для сюжета. А ещё авторы любят устраивать драматичные сцены и моральные выборы, что с учётом упомянутого выше работает гораздо слабее, чем могло бы. Ну, то есть, я умом понимаю, что вот в этой сцене меня хотят заставить хлюпать носом и терзаться муками, а не выходит - потому что персонаж, из-за которого это случается, мелькал до этого в паре сцен суммарной длиной минуты в три. Пару эпизодов назад. И это хорошо, что я сейчас прохожу все эпизоды подряд, а представьте, какого было тем, кто проходил онгоингом и для кого "пару эпизодов назад" обозначало "полгода реального времени"? У них, по-моему, вообще единственной реакцией на сцену было "Ээээ, а ты вообще кто?"
В-третьих, сюжет совершенно не рассчитан на тех, кто незнаком с серией Borderlands. Что за планета Пандора, почему жизнь на ней такая дикая и опасная? Что за Хранилища такие, чем они ценны, и чем занимаются охотники за Хранилищами? Что за корпорации "Гиперион" и "Атлас"? Кто такой Красавчик Джек? В принципе, почти всё, конечно, для сметливого зрителя, знакомого со штампами космической приключенческой фантастики, довольно быстро станет понятно по контексту. Однако, для неофита останутся незамеченными многие отсылки к шутерным частям, в частности, появление перекочевавших оттуда персонажей. Что лишь усугубит в их глазах катавасию, описанную в предыдущем абзаце.
Впрочем, хватит о плохом. В конце концов, невзирая на свои многочисленные недочёты, Tales from the Borderlands отлично справляется с ролью весёлого аттракциона. В конце концов, некоторые, вон, даже новые Стартреки смотрят, и им нравится, хотя косяков и дыр там больше на порядки.
В значительной степени, конечно, положительную роль играет выбранная авторами вселенная - так как она принципиально безумна и не претендует на какой бы то ни было реализм, у сценаристов оказались развязаны руки. Они, соответственно, стесняться не стали и от души напихали в происходящее кучу-малу всякой веселухи. И призрак-голограмма, живущий в импланте, и расстрел плотоядного слонопотама орбитальной лучевой пушкой, и город-трансформер, превращающийся в секретную базу корпорации по нажатию кнопки, и много чего ещё. Да и, конечно, само сочетание космооперы с вестерном даёт богатый простор для эксплуатации штампов того и другого жанра. Местами тут, например, вообще чистый Firefly.
Ну и отсылки, да. Вот на этой фразе я вообще под стол осыпался. Мало того, что цитируют Терминатора, что в исполнении корпоратского бота-погрузчика само по себе звучит божественно, так ещё и live заменили на leave, в результате чего вместо пафосного "Идём со мной, если хочешь жить" превратилось в постмодернистское "Идём со мной, если хочешь уйти".
Пульт управления Огромным Человекообразным Боевым Роботом (нет, не тем, что на слайде выше, другим) выглядит как игровой автомат. Ну мило же, согласитесь.
Экскаватор на горизонте не просто
существует в реальности, но и является героем массы интернет-мемов. А также фигурирует в первой части Borderlands как фон к одной из локаций.
Не те ролевые игры, о которых вы подумали.
В хибаре Феликса полно чертежей с надписями на русском. Что бы это могло значить?
В Волке, помнится, была крайне натуралистичная сценка не для слабонервных - с вправлением открытого перелома. Здесь таких ажно три. Вот, скажем, на слайде ниже Фиона выковыривает у человека глаз ложкой.
А? Что? Кто сказал
"пустынная крыса"?
По итогам приключений Риза приходишь к выводу, что самый полезный предмет на свете - телескопическая дубинка с электрошокером. Несть числа её креативным применениям.
Традиционно - немного слайдов вразнобой.
Итог? Ну, один-то раз пройти всяко имеет смысл. Оно весело, в хорошем смысле слова балаганно, пару-тройку раз радует годными вотэтоповоротами, ну а первый эпизод вообще образец для создания первых эпизодов эпизодических игр. На всё про всё лично у меня ушло десять часов, если верить счётчику стима, цена вопроса -
449 рублей в русском секторе. Но Волк всё равно круче.