На дворе - конец 21-го столетия. Человечество все еще не колонизировало космос, мотивируя это экономической неэффективностью, а люди, заправляющие основными финансовыми потоками планеты видят больше потенциала в создании миров виртуальной реальности. О, здесь технологии по сравнению с нашим временем продвинулись - ВР общедоступна, и если лет двадцать назад для полноценного доступа к ней требовались ВР-очки или специальные капсулы с гелем, имитирующим тактильные ощущения, то сейчас достаточно прямого подключения через нейроразъем. И хотя никто не спутает ВР с реалом, среди сетевых обитателей ходят слухи о тайной, закрытой виртуальной реальности нового поколения - настолько реалистичной, что отличить ее от реального мира невозможно. Эта разработка называется Otherland - Иноземье в официальном переводе киберпанк-тетралогии Тэда Уильямса под тем же названием.
Игры про виртуальную реальность - не редкость, киберпанк - вполне популярный жанр, но вот ММО про нее же - нечто новое (а на ММО с использованием виртуальной реальности мы пока можем только надеяться - пока что существует только несколько проектов в разработке). Уже это заставило заинтересоваться игрой, а прочтя описание - миры фэнтези, миры sci-fi, миры на любой вкус - я понял, что как минимум попробовать на зуб это нужно. Уильямса я, к своему стыду, до знакомства с игрой не читал - и, как оказалось, зря. Тетралогия весьма и весьма хороша, и рекомендовать ее к прочтению я бы стал увереннее, чем саму игру. Почему - немного ниже.
Судьба Otherland сложилась несколько неудачно - о разработке было объявлено еще в 2008 году, игра обещала быть чуть ли не лучшей по графике MMO к своему выходу в 2012, но разработка затянулась, в 2013 году сингапурская студия RealU закрылась, dtp entertainment обанкротилась - и разочарованные фанаты книг (да и не только они) остались ни с чем. В 2014 польская компания Drago Entertainment объявила о том, что она продолжит разработку, и в сентябре 2015 игра наконец-то появилась в открытом доступе в Steam. Неудивительно, что в 2015 графика уже не смотрится революционно (хотя игра все равно очень красива) - но это далеко не главная проблема Otherland.
Но сначала все же о хорошем. Миры виртуальной реальности прекрасны - и 8Squared, эволюционировавший из простой шахматной симуляции в мир, напоминающий какое-нибудь альтернативное Зазеркалье - война белой и красной королев, разделенная на огромные квадраты земля, виртуальные фигуры, парящие в небесах. И Марс, словно вышедший из книг начала двадцатого века - колонизированный викторианскими джентльменами и леди, покрытый красными океанами, с небом, полным цеппелинов. И мир жуков со своим вечным дождем - созданный эксцентричным профессором Кунохарой, где все человеческие симулоиды размером меньше даже стрекозы. Ну и, конечно же, центральный мир - Лямбдамаг (он же Lambda Mall) - мир-магазин, где централизована чуть ли не вся онлайн-торговля на земном шаре.
Кастомизация персонажей также радует - внешних видов брони очень много, причем в каждом мире есть аутентичные наборы (правда пока что исключительно косметические, что, за неимением пока что возможности использовать их как костюм, снижает их ценность) - но никто не запрещает и в футуристической броне сражаться с красными (или белыми, кому как по душе) солдатами королев в 8Squared. Настройка внешности симулоида - в основном за реал (хотя Drago, в отличие от многих других разработчиков, пока что не дают возможности донатить, и просто выдают всем персонажам по набору донат-валюты). Не желаешь платить - используй один из простейших симов (без черт лица, с одноцветной окраской), ну а если можешь себе позволить - к твоим услугам очень широкий спектр аксессуаров/цветов кожи/моделей/костюмов/etc. Что характерно - все как в оригинальных книгах.
На этом хорошее, увы, заканчивается. Надо заметить, что игра все-таки только в Early Access, и к релизу планируется не ранее, чем через полгода, поэтому вполне вероятно, что список недостатков будет значительно уменьшен.
Наиболее мешающая играть особенность - крайняя нестабильность серверов и высокий пинг (а также неоптимизированный неткод и огромное количество багов, происходящее из-за этого). Если мне удавалось поиграть 2 часа без десинков или дисконнектов - это можно было считать удачей. Drago утверждают, что с железом на их стороне все в порядке, значит проблемы действительно в сетевом коде (и это хуже). Остается надеяться, что за полгода они все же смогут это исправить - если просто высокий пинг еще терпим, то моб, отображаемый совершенно в другом месте, чем его положение на сервере, или расходящийся с реальным счетчик здоровья - уже нет.
Интерфейс ужасен - некоторые функции практически не функциональны (вроде карты), некоторые - неинформативны (список скиллов), некоторые просто не работают (на пвп у меня попасть так и не удалось, хотя ходят слухи, что такие счастливчики все же находились). Это, к счастью, проблема вполне решаемая, и разработчик достаточно активно над улучшением интерфейса работает.
Боевка, к сожалению, скучна. У каждого из 4 классов есть 3 различных вида оружия, но у воина, к примеру, они ведут себя практически одинаково (отличаются только 2 скилла, зависящих от конкретного оружия). У других классов механика несколько разнообразнее. В дополнение к базовой атаке и двум оружейным скиллам можно использовать до восьми классовых навыков - проблема в том, что большинство из них просто усиляют определенные параметры персонажа и ощущаются неинтерактивными. В сочетании с высоким пингом и залипающими анимациями персонажа - удовольствие от боя весьма сомнительное.
Раскачка персонажа обещала быть нелинейной, с деревьями навыков для каждого класса. К сожалению, только обещалась - есть всего лишь список скиллов, которые можно линейно апать на определенных уровнях. Нелинейность разве что в выборе 8 активных скиллов для классов, у которых их больше - но и здесь все довольно очевидно.
Система крафта в зачаточном состоянии - из монстров можно собирать фрагменты е-ДНК, а собрав достаточное количество фрагментов открываются новые рецепты. Проблема опять же в интерфейсе, который даже не позволяет выбрать, какую именно из валяющихся вокруг тушек монстров нужно обрабатывать, в отсутствии информации и в полной бесполезности существующих рецептов (не говоря о том, что на старте игры разработчики просто забыли отключить тестовый флаг, позволяющий крафтить без затрат материалов).
Личная комната - фича, которая мне всегда нравилась. Игры с хаусингом добавляют уютность и комфорт личного пространства, которое можно кастомизировать под себя, к игровому миру - а в Otherland личную комнату еще и нужно будет защищать от нападений врага, клонируя NPC из любых виртуальных миров. Опять же, проблема только в том, что все это еще не реализовано, и в личной комнате заняться практически нечем (да и реализованные функции, вроде склада крафт-материалов, не работают).
Ну и, наконец, сюжет. Он продолжает историю, расказанную в книгах, служа своеобразным сиквелом - но в этом одна из его проблем, поскольку людям, не знакомым с серией, мало что будет понятно. Отсутствие возможности выбора поведения персонажа приводит к некоторым совершенно идиотским поступкам - нас несет по течению, и мы за время пребывания в определенном мире можем, к примеру, поработать на обе воюющие стороны. Побочные квесты отсутствуют, имеющиеся NPC довольно плоски и неинтересны. И все бы было ничего, если бы в игре было чем заняться кроме сюжета - но пока что такого времяпровождения нет. Данжи отсутствуют, группового контента нет, пвп (если оно все же есть) - сырое.
Если подытожить - Otherland может стоить своих денег, если вы фанат серии книг, или же хотите, чтобы из этой игры все же получилось в итоге что-то хорошее. Не исключено, что через полгода-год большинство проблем будут исправлены, хотя я испытываю определенные сомнения по поводу некоторых из них. Но по крайней мере несколько десятков часов геймплея игра сейчас обеспечить может, а что будет потом - что ж, увидим.