Мое хобби - это квесты, как старые, так и новые. В свое время после прохождения чешского квеста Memento mori, где действие происходило в Петербурге, я вдруг подумал - а почему русских так редко показывают в квестах? Вроде бы благодатная тема, но таких игр наперечет. С тех пор я стал коллекционировать изображения русских в квестах и надеюсь, что когда-нибудь это разовьется в отдельный пост. А пока представляю уважаемым читателям один из подобных опытов - обзор старого аркадно-шутерного квеста "Не зная страха".
В 2000 г. британская компания Revolution Software, которая отметилась замечательными квестами Beneath a Steel Sky и Broken Sword, решила пойти в ногу со временем, а именно - выдать игру, пригодную и для ПК, и для консолей, так как первые Broken Sword игр удивительно успешно продавались на PlayStation. Рождением этого замысла стала адвенчура In Cold Blood, которую выпустили у нас под названием "Не зная страха".
Выпущенная игра особой популярности не снискала, на что были причины - разорваться между консольным геймплеем и классическим квестом не удалось. Самое смешное, что в итоге она продаётся только на ПК. Плюс - устаревшая графика и неудобное управление. Не спас даже сюжет боевика, десяток роликов и захватывающий экшн. Компания, собственно, и ранее отмечалась стремлением делать игры с "всерьёз", приближаясь к кинематографичности действия. И если технически им этого удалось достичь, то вот сюжетно игра представляет голимый трэш-боевик, чуть более чем полностью списанный с любой бондианы 90-х.
Итак, завязка. Британский спецагент Корд ("Корд. Джон Корд" (с)), отдыхающий на пляжу, должен по приказу начальницы Альфы немедленно отправиться на освобождение американского агента Кифера. Дальнейшая история будет посвящена суровому и загадочному постсоветскому государству, расположенном на территории Сибири, которое носит гордое название "Волгия". Глава этой страны премьер-министр Дмитрий Нагаров (с ударением на первом слоге) замышляет коварные планы на гибель человечеству. Сопротивляется диктатуре группа сибирских партизан под названием "Борцы за свободу Волгии", предводительствуемые здоровенным мужиком по имени Грегор Костов. Как вы думаете, будет ли в сюжете клюква?
Для начала - длинный обзор-пересказ сюжета с упором на вскрытие клюквы.
[Spoiler (click to open)]Дмитрий Нагаров - это глава Волгии, который захватил власть в результате госпереворота и уничтожения всех предыдущих правителей. Настоящий диктатор. Жесток, расчетлив, придерживается нацистских взглядов, похож на старческую смесь Клинта Иствуда и Росомахи.
Начальником службы безопасности у Нагарова служит его правая рука - подручный с редким русским именем Lukyan. Фамилии у него нет - а зачем? Выглядит он точь-в-точь как Сталин, который ходил в качалку.
Вместе эта пара ведет Волгию к Порядку и Справедливости!
А порядки здесь очень жёсткие. Пытки, казни, концлагеря, этнические чистки - все как полагается.
Для того, чтобы понять, насколько тут суровая производственная дисциплина, достаточно одного факта. Когда Корд нашел в местных застенках распятого окровавленного техника и спросил: "За что это тебя?", тот ответил: "Я не выполнил производственный план... Теперь я враг народа".
В Волгии очень неоднозначное отношение к языку. На русском не пишется почти ничего. Практически все технические надписи в виде вывесок, табличек и проч. сделаны по-английски: GATE, LEVEL, WARNING и так далее.
А большая остального написана какой-то тарабарщиной, не похожей ни на один земной язык.
С прогрессом в Волгии тоже туговато. Люди до сих пор вынуждены смотреть футбол на хреновых телеках.
По всей видимости, все деньги ушли на индустрию и военку. Мы повстречаем в Волгии много всяких фантастических механизмов - супераккумуляторы, квантовый ускоритель, плазменные пушки, ракетные системы и т.д. и т.п. Оцените, например, местные вертолеты на реактивных турбинах.
Хотя на военку уходит очень много, ни одного солдата здесь вы не увидите. Вместо старых-добрых krasnoarmeets отстреливать придется каких-то охранников, которые выглядят как помесь омоновцев с робокопами. Несмотря на современные шлемы и броники, вооружены исключительно деревянными kalashnikoff. Всю игру мы будем их отстреливать или бить по башке пробелом, подкрадываясь тихонько стелсом.
Получай, космонавт, ёпт!
А вот они вблизи.
Местные шахты, оставшиеся с коммунистических времен.
Хмммм... Так вот как выглядит Романсбург летом.
Единственные грузовики в Волгии представляют какой-то извод Камаза в стиле "Безумного Макса". Хотя знаете... после тех бронеподелок, что я видел на фотках из Украины...
Кстати, все эти "Камазы" ездят с номером 77 ЯFB. Даже не спрашивайте, почему. В новой постсоветской Волгии появились свои традиции и свои обычаи. Например, старорусское "Любопытной Варваре нос оторвали" трансформировалось здесь в...
"Старый волжанин говорит: "Собака, которая суёт нос не в ту дырку, почувствует свой зад в воздухе".
Самое забавное, что говорят в Волгии все с очень тщательным русским акцентом.
Ну, а теперь собственно о сюжете. Не буду пересказывать все в подробностях, но общую канву расскажу до конца, отметив наиболее яркую клюкву. Для начала мы вместе с Костовым прибываем на местную шахту, в которой пропал агент Кифер. Нам в помощь дается стелс, 9-зарядный пистолет, удар пробелом по голове и наручный аппарат REMORA - компьютер, GPS-навигатор, электронный ящик и хакерское устройство одновременно. Грегор Костов - суровый мужик с большим партизанским опытом. Проникнуть на шахту, по его словам, легко - он отвлечет охрану предложением купить сигареты, а Джон прокрадется внутрь, прикрываясь стелсом. "Это предсказуемо", - ответил Джон. "В Волгии ничего не предсказуемо", - ответил сибирский партизан. И вот мы на шахте. Наслаждайтесь местными памятниками героям социализма.
Местные жители Волгии из всех развлечений имеют разве что хлеб и зрелища пиво и футбол. Большинство техников занято матчем между волгинскими командами Спартак и Динамо Далески. Всеобщую ненависть фанатов вызывает нападающий Спартака с типичной русской фамилией Аршавин Vloddov. Так что, понятно, никому нет до нас дела. На шахте мы встречаем кучу странного оборудования типа голубого генератора и квантового ускорителя, а также Типичного Ученого боевиков, который работает на Нагарова из-за взятой в заложники дочери. Они носят типичные русские имена: ученый - Бёрдой Толстов (Byrdoy Tolstov), а его дочь - Alexandra Tolstov. Оказывается, Нагаров добывает на шахте странное вещество "тринефелин", которое и вызвало внимание Штатов, пославших для сбора информации Кифера. Он также обещал помочь Толстову, но попался и пропал в шахте. Чтобы пробраться туда, Толстов советует обратиться к его знакомому технику по фамилии Sparsky. Постреляв охрану в шахтах, мы находим тело мертвого Кифера и с помощью собранной им на айпадик информации узнаем все о тринефелине. Как оказалось, это загадочный минерал, много лет назад прилетевший в Сибирь на метеорите и имеющий необъяснимые физические свойства вроде заключения в себе колоссальной энергии. Что-то напоминает, да?
Сначала я подумал, что эта идея спёрта из чешской игры Original War, где американцы нашли сверхвещество "сибирит" на территории Сибирии, меняющее время, и чтобы отвоевать его у СССР, отправили на два миллиона лет назад отряд коммандос... Но тут оказалось, что игра вышла год спустя после британской и вдохновлялись чехи романом Вольфганга Ешке "Последний день творения" (1981), где то же самое, только вместо сибирита банальная ближневосточная нефть, а вместо динозавров - какие-то арабы на Мигах и с ядерным оружием... В общем, кто знает, откуда это взяли, отпишите, плиз!
Так или иначе, пора сваливать. Для этого мы прокладываем новый тоннель с помощью безымянной хрени, которую я прозвал Двухтактовым Тринефелинновым Буром.
Но сбежать так просто не получится! Ведь по нашему следу вызвали огнестрельного робота на антигравитационном ходу! Зловещий робот с красным видеоинтерфейсом Терминатора подмигивает в режиме ЕКФСЛШТП...
...и обнаруживает тела убитых охранников. Шнунчиан фы анкунинг, не правда ли?
Все ясно - на базе amerikanets!
А значит, время для команды ЫГНОУСЕ ЬФЕСР!!!!
Так что приходится взять руки в ноги и сбегать на вагонетке. На выходе нас уже ждет Костов на своём русском мотоцикле с коляской.
Следующая миссия - это штаб-квартира Нагарова в столице Волгии - городе Пентаград. Там содержатся компьютеры и информационные базы, которые надо взломать. Заодно наш спецагент, как каждый типичный спецагент бондианы, решает спасти маленькую Александру из лап бяки Нагарова. Выглядит Пентаград, кстати, явно не тоталитарно.
Но что потрясает куда больше, так это то, что в подвале штаб-квартиры почему-то надписи на... греческом! Не спрашивайте, почему. Возможно, потому что греческий безумно похож на кириллицу.
Кроме греческого языка в подвале нашлась... пара-па-па-пам! - пасхалка на Broken Sword!
Зато в служебных кабинетах все как полагается - строго, жутко и тоталитарно! Оцените, например, вот эти жжжжутко тоталитарные плакаты Волгии, выполненные в кроваво-багровых устрашающих тонах!
Остальные кабинеты тоже очень строгие.
Ин постсовьет Волгия порядки настолько суровы, что проходящих на другой этаж без пропуска karaюt автоматические пулеметы со скорострельностью 500 пуль в секунду!
Поэтому чтобы отключить их, нам приходится взламывать шкафчик дежурного офицера с карточкой, пока хозяин сидит в сортире. Чтобы найти нужный шкафчик, осматриваем таблички. Тут единственный раз за игру звучат нормальные русские фамилии. Я даже сначала не поверил, что в оригинале так и было.
Дежурным сегодня оказался офицер с еще одной нормальной русской фамилией - Борис Емтов.
Итак, операция прошла успешно. Корд получает возможность полюбоваться на тоталитарный кабинет Lykyana с коврами на стенках.
Дальше парочка компьютерных шуточек для программистов. Чтобы поставить жучок в серверную, надо пойти и взять у техника протоколы ввода-вывода. Ну, вы поняли, драйверы для жучка, который не подходит к оперативке, да? Гы-гы-гы. Ну, и еще вам понадобится девайс под названием hard drive removal tool - или, по-русски отвёртка и молоток "инструмент для извлечения жесткого диска".
После Цитадели Тоталитаризма, где дежурные офицеры пол-дня сидят на толчке, мы должны освободить захваченную Нагаровым китайскую агентку Чи Линг Чонг, которая явно в курсе его планов. Для этого мы отправляемся на нагаровскую гордость, снимок которой он даже повесил в кабинет - Land Train. Land Train - это что-то вроде бронированного тягача-вездехода в виде гигантского Лэнд-Ровера с кучей вагонов, который путешествует по просторам Волгии, взметая сибирские снега стальным наскоком. В отечественной локализации это пришлось назвать "бронепоездом".
Приблизительное представление о размерах этого чудища даёт скрин.
Хм, мне бы такой Белазик не помешал... После недолгих поисков Джон Корд находит одного из постанцев Костова, который пронес на бронепоезд мину - Феликса Khargheva.
Так миссия становится задачей на время! После долгой беготни в этом бронепоезде, оснащенном роботами-убийцами, плазменными пушками, ракетами и тому подобным мы освобождаем из плена китаянку и узнаем страшнющую правду! Нагаров проводит тайные эксперименты с этим тринефелином и цель его как-то навредить Китаю. Подробности пока неизвестны, так что Чи и Джон решают для спасения мира самовольно напасть на спецблок, где Нагаров проводит свои жуткие эксперименты. Точнее, проникает один Корд, а китаянка так, на подхвате. Первая цель - заблокированный уровень Каппа, который тщательно оберегается охраной от осмотра из-за какого-то произошедшего там ЧП. Чтобы обмануть охрану, придется повторить трюк и... опять использовать сворованный пропуск - на имя Alexi Remtov. На уровне Каппа действительно обнаружилось страшное - а именно полное повторение "Обители зла" (фильма, не игры).
Разница в том, что у нас тут не сошедший с ума компьютер и утечка биооружия, а вырвавшийся на свободу мегатерминатор-убийца по имени "Призрак". А в остальном то же самое. Коридоры с убитыми, вместо зомби несколько похожих на пылесосы стреляющих миниботов, прятание в укрытии и пара квестов для ловли этого огромного робота. В защиту Нагарова можно сказать, что он, в отличие от капиталистической Амбреллы, данный сценарий не планировал, хотя испытаниями терминатора остался доволен.
Из найденного ноутбука мы узнаем, что его хозяин Федор Хранитов (Khranitov) был награжден Министерством Defence of Motherland (!) орденом Железного Орла Второй Степени. Его друг Leon радуется и советует Федору выпить vodka.
После победы над "Призраком" мы проникаем в соседний уровень, где располагается Институт Этнических Исследований Нагарова, где он разрабатывает биооружие. Вот теперь полный плагиат Ризедент Ивел...
Причем опыты он ставит, как и положено, на политзаключенных... Вот и список жертв кровавого режима! Внимай ему, угнетенная интеллигенция - эти имена напишут на памятниках борцам с диктатурой: Йерик Дмитриевич Оляков, Светлана Николаевна Можно, Петр Станиславич Порозельский и Вячеслав Зиновьевич Степашин.
Из файлов мы узнаем, что Светлана Можно была координатором Министерства социального обеспечения (отечественные локализаторы без тени сомнения перевели англицизм social justic буквально - "социальная справедливость"), которую осудили за зачатие от расово неполноценного элемента. Порозельский - бывший министр торговли и промышленности Волгии, а Степашин - глава ее Центробанка, осуждены за - цитата - "неоправдание доверия" при проведении реформ. Из простых рядов диссенденствующей интеллигенции оказался только бывший универстетский преподаватель Оляков. Все они теперь подвержены как добровольцы процедурам биологического исследования в рамках программы Дмитрия Нагарова "Здравомыслие через самопожертвование".
В локализации этот ад подправили - Можно перевоплотилась в Можник, Петр Станиславич остался Парацельским, а вот Вячеслав Зиновьевич почему-то поменял отчество на "Заганович". Веселей всего получилось с Йериком Оляковым, которого по странному юмору переводчиков окрестили... Дмитрием Сергеевичем Лихачевым. Видимо, с намеком на известного ученого-искусствоведа.
Надо сказать, Оляков действительно тронулся головой, так что приходится плести ему чушь, чтобы завоевать доверие и играть с ним в самолетики. В разгар веселья неожиданно приходит Нагаров с Сашей, взятой в заложники и, ухмыляясь, выбалтывает свой коварный великий план века. Оказывается, тринефелин, армия роботов-убийц, мутанты, эксперименты с биооружием - это все не просто так. Нагаров решает объявить войну Китаю! "Когда-то моя страна была великой империей, потом мелкие народности с востока и запада захватили наши земли и вступили в союз против нас. Я верну свое и накажу воров!" Эпично.
План Нагарова состоит в том, что тринефилиновые суперпроцессоры создадут на радарах у США и Китая подставные подлодки и военные корабли, которые вызовут у обеих сторон уверенность в нападении противника. После этого достаточно будет шмальнуть ядерной ракетой по Китаю и, ясен пень, разразится Ядерная Война, в которой обе стороны погибнут, и только русские смогут выжить... Стоп, да это же план товарища Брунича из фильма "Фантом"!
Ничего нового за столько лет не придумали. План этот Нагаров назвал именем древнего русского чудовища, которое символизирует коварство, жестокость и непобедимую мощь, чудовище, одно имя которого заставляло в свое время пугаться древних славян. А именно - "Project Vodyanoi". Серьезно, "Vodyanoi", я не шучу!
С помощью нашей фирменной REMORA нам удается нарушить ракетную систему Нагарова "Волгинец 1", узнав пароль у техника. Паролем было имя его жены - Ева. Тут да, тут без претензий.
После небольшой миссии по уничтожению знакомой нам шахты, во время которой смело, но глупо гибнет Бёрдой Толстов, а мы узнаем, что шахта называлась Vlodistov...
...ну, видимо, в честь того шахтера-памятника на проходной...
...нам предстоит проникнуть на военную базу Нагарова, чтобы предотвратить ядерную войну. Расположена на острове и носит название Komkolzgrad, как в Сиберии Vostograd. Этот уровень, как и Сиберия Бенуа Сокаля, отличает шикарными зимними видами, имитирующими сибирский Крайний Север.
Ма-а-амонты!..
А вот и классический вид русской военной базы - забор с прислоненными к нему тракторными колесами, контейнеры с надписями "КОРООКА ОСТОРОХНО" и шлагбаум с вывеской "ОСТАНОВКА" с ударением в надписи.
Ковры, колёса... Теперь вы понимаете, насколько глубоко авторы постигли отечественный быт? Я уверен, это почти документалка! За колесом скрывалась дыра - абсолютно нормальная практика на русских военных базах. Чёрт, все-таки кто-то раскрыл нашу военную тайну буржуям!
Сама база выглядит тоже вполне буднично - разбросанные шины, коробки, бочки из-под радиоактивных отходов, в общем, обычный пейзаж в России.
Кстати, если вы уже заметили, у всех волжан в помещениях почему-то обязательно стоят полки, забитые книгами. Это тоже типично для русских? Кто, например, из вас держит книги в гараже?
А что изображено на этом плакате, я не имею представления. Кто знает, отпишите в комментах.
С помощью фуникулёра мы смогли проникнуть на морскую базу Нагарова с блэджеком и ядерными подлодками!
И тут засада! Нагаров вместе с Лукьяном хватают нас с поличным, жестоко пытают и оставляют погибать на станции, настроенной на самоуничтожение! Оказывается, нас сдала начальница Альфа, чтобы не ссориться с могучим диктатором Волгии. Какой поразительный поворот! Но, конечно, Чи не бросила нас в беде, мы спасаемся, догоняем диктаторов на вертолёте и вместе незаметно проникаем на подлодку Нагарова. Да, незаметно. Только взорвав атомной тринефелиновой пулей башню, положив охрану и сделав течь в реакторе. А так незаметно, да, со стелсом, да, да... Командир корабля настолько охренел, что даже сдался без сопротивления.
Нагаров решил воевать с Китаем двумя торпедами? Лошок!
Дальнейшее описывать не имеет смысла. Понятно, что все закончилось хэппи-эндом. Мы убили по случайности Костова, который подозревал Чи в предательстве, спасли Сашу, спасли Чи, превратили Лукьяна в рукопашной схватке в фарш, бросив его в турбины, а Нагаров погиб во время ядерного взрыва на подлодке, зажатый падающими обломками. Ура, мир спасен, все счастливы! Да, все, особенно Тайвань, получивший у себя заражённое радиоактивное море. Все как полагается в тупых боевиках!
И в заключение об игре как об игре.
[Spoiler (click to open)]Популярной она не стала и не могла стать, поскольку авторы попытались, как и в третьем Broken Sworde, сесть между двух стульев и сделать с одной стороны захватывающую адвенчуру-квест, а с другой консольную игру для джойстиков. Не получилось ни то, ни это. Как стрелялка игра малоинтересна - стелс очень прост, пистолет всегда один, и стрелять по малочисленной охране можно даже почти не целясь, Джон сам стреляет куда его повернут. Как адвенчура - не лучше. Задачки крайне примитивны в своей простоте, но очень запутаны в плане техники. Четверть времени герой вынужден отстреливать охранников и бегать от роботов-убийц, чтобы только пройти в следующую комнату. Все остальное время он ходит по локациям (часто на время), пытаясь вообще понять, чего от него хотят, поскольку подсказок, как правило, не дается никаких. Как, например, я мог догадаться, что сломанный терминал надо привести в действие... ударом руки, если до этого ударом руки мы ремонтировали только головы охранников?! Прибавьте сюда просто чудовищное управление на клавиатуре, когда Джон не идет при нажатии лево/право, а только поворачивается вокруг своей оси, в результате чего даже просто пройти в дверь является проблемой (с консолями дела не имел, но вряд ли там это удобнее); ряд мелких багов, когда непонятно даже, удалось вам пройти следующий квест или нет; откровенно слабую графику даже для 2000 года; второсортнейший сюжет боевика категории C, представляющий абсолютно все штампы Бондианы - и вы получите то, что при всем желании иначе как твердым середняком не назовешь. И эту игру не спасают ни куча красивых роликов, ни отличный стиль, ни разнообразие задач и миссий (которые в целом весьма продуманны и интересны, работая на реалистичность происходящего), ни тщательно разработанная атмосфера "виртуального театра" с независимыми героями и нелинейностью прохождения, ни даже фирменный юмор студии в лучших традициях Broken Sword, коего тут с избытком. Увы, но странный клон шутера и квеста (с сильным перекосом в последнее) выше головы не поднялся.
Впрочем, в это играли ведь. Смесь Resident Evil, Metal Gear Solid и Syberia, приправленная бондианой, на 6 часов минимального игровремени и 20 реального - почему бы было и не сыграть.
Отдельное спасибо переводчикам из Буки. Большое было удовольствие - сравнивать, как извратили адаптировали имена и названия в их локализации. Местами - жуткая отсебятина. Вы ж оцените только полет творческой мысли!
Дмитрий Нагаров - Дмитрий Нагатин Грегор Костов - Григорий Костин Лукьян - полковник Николай Ситников (Коляша) (???) Волгия - Республика Сибирь Борцы за свободу Волгии - Сибирская партия Свободы (СПС) (тонкий юмор?) Востоград - Восточный порт "Спартак - Динамо Далески" - "Горняк (Тюмень) - Сибиряк" Кифер - Джон Рейли (???) Бёрдой Толстов - Сергей Толстов Влоддов - Чагин Феликс Харгев - Феликс Суляк (вы бы еще Феликсом Сметаной его назвали, как в Сиберии, блеать!) Пентаград - Сухановский изолятор (Сухановка) Объект "Нургов" - НИИ "Нарьян-Мар 11" Инженер Алекси Ремтов - Решетов/Ройтов (да, в двух местах по-разному!) Sparsky - Запарский/Спарски (см. выше) Емтов - Яйцын (да, именно так, через "ы") Ева - Катя (?)
Чтоб они так жили, как локализуют. Да, существуют еще две пиратские локализации, от Enterity и RGR Studio, но о них я ничего сказать не могу.
В общем, творение получилось довольно неоднозначным. Тем не менее, несмотря на все недостатки, у игры есть некоторые достоинства, а для меня лично она вошла в премиум-топ немногочисленного списка самых подробных зарубежных квестов о русских.