Удивительно, но эпоха пятых шейдеров и одиннадцатого DirectX вместо того, чтобы раскрепощать разработчиков, накладывает на них множество ограничений (сейчас игрокам нужны не какие-нибудь геймплейные новшества, но фотореалистичная графика). И отрадно, что некоторые разработчики их всё-таки успешно преодолевают; в число таких вот оригиналов, например, можно записать студию Subset Games с их игрой Faster Than Light.
Кроме того, что графически “Быстрее света” ничем особо не выделяется (хоть и приятный, но типичный ретро-стиль), в игре практически отсутствует сюжет. Так, завязка у FTL более чем символическая: космический корабль Федерации должен доставить разведданные в другой конец галактики (то есть пройти восемь секторов), при этом героя будут преследовать некие загадочные повстанцы (в буквальном смысле), цели которых не разъясняются. Невольно в голове возникает аналогия с небезызвестной сагой Джорджа Лукаса, которую разработчики, видимо, решили перевернуть с ног на голову в угоду себе.
Хотя вторичность, с позволения сказать, “сюжета” нисколько не мешает игре. Даже наоборот: геймплей начинается сразу же после выбора корабля. Хотя прежде чем выйти в “открытый космос”, я всё же рекомендую пройти обучение, которое подробно разъяснит, как всё работает.
А работает тут не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд. Есть корабль и есть экипаж. Космическая посудина поделена на отсеки, некоторые из которых (имеющие важные корабельные модули) подпитывается энергией. На всё энергии, разумеется, не хватит, поэтому ваш внутренний стратег должен чётко понимать, куда он её направляет и зачем. Усилить щиты или активировать вторую пушку и дать врагу “прикурить” выстрелив, например, в отсек с движком?
Корабли в FTL зрелищно разлетаются на куски
С другой стороны, враг может дать “прикурить” и вам, выстрелив, например, в отсек с оружием, после чего заполыхает пламя, которое медленно, но верно будет распространяться по всему кораблю. Но отставить панику! Достаточно открыть “дверь” в открытый космос и запереть все другие (если показатель кислорода упадёт до нуля, то все в команде погибнут), чтобы потушить разбушевавшийся огонь.
Впрочем, роль космических пожарников может исполнить и команда корабля, вот только если загорелся весь отсек, это может закончиться для них весьма плачевно, чего допустить никак нельзя: когда погибнет последний член весьма разношёрстной команды (всего в игре порядка восьми рас вместе с дополнением Advanced Edition), появится окошко, в котором вам сообщают, что наступил окончательный и бесповоротный Game Over.
При прыжке в другую систему есть риск телепортироваться прямиком к местному светилу и поджариться
Итак, пройдя обучение, вы нажимаете кнопку New Game (игра официально не русифицирована, но в Интернете вы можете найти любительский перевод) и оказываетесь в меню выбора корабля. Вначале он (выбор) невелик, потому кликаем самый первый, под названием Kestrel, и отправляемся в путешествие, полное неизвестности и опасности.
Все показатели в норме. Правда, ненадолго
Неизвестности - потому что каждая новая игра генерируется заново, опасности - потому что чаще всего вам придётся вступать в открытую конфронтацию с теми же самыми повстанцами, пиратами и прочими преступными элементами. Выглядит бой следующим образом: ваш корабль прыгает в систему и натыкается на врага, справа появляется схема посудины оппонента, поделённая на части (в каждую можно выстрелить). Что будет дальше - зависит от выбранного стиля игры: направите ли вы все мощности на орудия или же на двигатель, надеясь поскорее скрыться от врага в гиперпространстве? Тут главное не переоценить себя: если первые системы проходятся легко, весело и непринуждённо, то потом вам начнут попадаться весьма “толстые” противники, у которых найдётся несколько тузов в рукаве (какие-нибудь жукоподобные мантисы, например, могут взять на абордаж ваш корабль), и от них легче и безопаснее будет скрыться в гипере, нежели строить из себя героя межгалактического масштаба.
Помимо этого, очень желательно следить за другой важнейшей характеристикой - уровнем топлива. Если оно вдруг закончится, то вам останется только ждать и уповать на помощь других пролетающих мимо искателей приключений. Поэтому, дабы не случился такой вот конфуз, надо периодически заглядывать в магазины, скупать там всё мало-мальски нужное (в том числе и членов команды!) и, периодически, апгрейдить судно; модернизации тут подлежат все основные системы.
Но беззаботно летать по системам тоже не получится. Надеюсь, вы не забыли про повстанцев? Так вот, они действительно преследуют вашу команду, и с каждым вашим гиперпрыжком всё ближе и ближе подбираются к вам, что задаёт быстрый темп игры.
Разбавляют всё это торжество плазмоганов и лазеров случайные события. Например, вы можете помочь экипажу корабля, у которого закончилось топливо, а в ответ те наградят вас ракетами и местной валютой.
Вот тут, например, команда другого корабля столкнулась с гигантскими пауками. Прийти им на помощь или оставить в беде - выбор за вами
Как и любое roguelike-приключение, Faster Than Light рассчитана на большое число прохождений. Основная её проблема в том, что после двух-трёх часов игры интерес к ней пропадает, поскольку механика FTL оказывается изучена вдоль и поперёк. Положение бы могли спасти открываемые корабли, коих немало, но их очень, ОЧЕНЬ проблематично открыть; вот где разработчики действительно перегнули палку со сложностью.
Кстати, стоит отдельно упомянуть и о расширенном издании, которое, как я написал ранее, добавило одну новую расу (ланиусы) и ещё много всего по мелочи: начиная от нового типа кораблей и заканчивая новым сектором и дополнительными случайными событиями (хотя, конечно, все мы прекрасно понимаем, что Advanced Edition создавался, в первую очередь, для "яблочных" устройств). Однако, если вам нравится оригинальная игра и не нужны все эти навороты, то их можно всегда отключить в начале каждого нового приключения.
И всё-таки, несмотря даже на эти недостатки, игра заслуживает внимания, потому что ничего подобного в этом жанре я не припомню.
Автор: Руслан Губайдуллин
Специально для "Игротопа" -
http://igrotop.com/