Говард Филлипс Лавкрафт (будь он, конечно, жив) подивился бы своей популярности в веке двадцать первом: тут и одноимённый Call of Cthulhu, и Eldritch, и недавний The Vanishing of Ethan Carter… Но особняком ото всех стоит дилогия приключений Darkness Within, выпущенная турецкой студией Zoetrope Interactive: играя в этот панорамный квест, иногда ловишь себя на мысли, что если бы американский писатель вдруг восстал из мира мёртвых и вплотную занялся геймдевом, то сам сделал бы нечто подобное.
Darkness Within: In Pursuit of Loath Nolder вышла в 2007 году и получила неплохие оценки у прессы. Несмотря на это, жанр 'квест’ уже тогда находился в глубокой стагнации, поэтому игру мало кто заметил. Пожалуй, не заметил бы и я, если бы не один известный ныне летсплеер на Youtube (не будем называть имен и никнеймов), который полностью прошёл её на своём канале. Это было нечто поистине волшебное, прохождение смотрелось на одном дыхании, прямо как хорошее кино.
Прекрасно понимая, что воспоминания могут разительно отличаться от действительности, я не стал сам проходить игру (мало ли). И вот тринадцатого ноября вышло переиздание в Steam - с улучшенными разрешением и графикой. "Хорошо, хорошо, уговорили",- подумал я и нажал зелёненькую кнопку ‘в корзину’…
Вообще, разработчики этой игры очень смелые люди - не многие рискуют замахиваться на воссоздание той самой, лавкрафтианской атмосферы, а кто замахивается - терпит крах: игры, перечисленные в начале, ни на йоту не приблизились к тому самому духу, некогда созданному родоначальником мифов Ктулху. Так вот, произведение Zoetrope Interactive - напротив, эталон той самой атмосферы, которая чудесным образом была воплощена в программном коде. На неё тут работает буквально всё: обстановка, музыка, история…
Сила игры - в единстве её элементов. Всё вместе в ней смотрится просто идеально. Но стоит вытащить какую-то деталь из гармоничной конструкции и начать разглядывать его под лупой, как волшебство начинает рушиться. Сюжет, к примеру, оказывается не столь замечательным; проще говоря, он - банален. Всё повествование крутится вокруг расследования убийства некоего Кларка Филда - богатого любителя оккультных наук, а главным подозреваемым считается детектив, имя которого разработчики почётно вынесли в подзаголовок игры - Лоус Нолдер. По ходу игры я не единожды терял нить повествования; персонажи проработаны слабо - точнее, их тут как бы и нет, ведь во время вашего расследования вы встретите лишь одного человека. Но побудем немного оптимистами и представим, что стакан наполовину полон, а не пуст - чувство одиночества держит в напряжении до самого конца, ожидаешь какого-нибудь подвоха, скримера… Но разработчики делают ставку не на примитивизм, а действуют более тонко и оставляют вас наедине хоть и с заурядным, но не безынтересным сюжетом, который не претендует на гениальность, а просто хорошо вписывается в общую картину происходящего на экране.
Пройдёмся по механике: игра, как я и сказал вначале, представляет собой типичный панорамный квест со всеми вытекающими. То есть игрок, посредством левой кнопки мыши, перемещается между статичными (хоть и красивыми) экранами. Кому-то такой подход может прийтись не по нраву, но что есть, то есть.
Зато игра должна прийтись по вкусу книголюбам - поэтому если вы любите книги, то Darkness Within просто-таки создана для вас, ибо читать тут придётся много и со вкусом. Причём не просто читать, но и работать с текстами: Говард (да, даже в имени главного героя содержится недвусмысленная аллюзия) берёт в руки красный маркер и подчёркивает важные фрагменты, позволяющие пролить свет на расследуемое дело. Только первые раз пять это занятие выглядит интересно, а вот раз на десятый уже задумываешься: "На кой мне это надо" - и начинаешь подчёркивать всё подряд, в надежде случайно найти необходимое слово. К счастью, заветная кнопка подсказки (но только на ‘стандартном’ уровне сложности) всегда к вашим услугам.
Но подсказки, к сожалению, в Darkness Within не всесильны: против насущной проблемы жанра квестов (то бишь пиксель-хантинга) - не спасают даже они. Порой оказываешься в тупике и не знаешь, что и делать; совершенно же не смешно становится, когда обнаруживаешь после двух часов мытарств предмет, который нужен для продвижения по сюжету, в малозаметном, тёмном углу. Кстати, о тьме - в переиздании это теперь не одно только слово в названии игры. С новыми опциями, улучшающими графику, Darkness Within стала заметно темнее, так что поиск нужного предмета превращается в настоящую головную боль. Иногда доходит до смешного: приходится отключать все графические навороты, чтобы увидеть какой-нибудь малозаметный люк в полу. Но стоит отдать разработчикам должное - игра после включения всяких шейдеров и частиц смотрится намного круче и, если так можно выразиться, ‘атмосфернее’.
Кроме того, Говард в своём инвентаре, как в каком-нибудь новомодном Sherlock Holmes: Crimes & Punishments, может комбинировать мысли, суждения и улики. Конечно, графически всё это тут реализовано намного беднее, но давайте сделаем скидку на возраст - Darkness Within стукнуло уже семь лет.
Но, даже несмотря на почтенные годы, понимаешь, что достойного конкурента у игры попросту нет. Последняя хоррор-адвенчура, в которой, по какому-то недоразумению, мелькали ссылки на Лавкрафта (видимо, у хорватов довольно превратные представления о мастере ужасов) - это The Vanishing of Ethan Carter, но она и в подмётки не годится Darkness Within. У творения Zoetrope Interactive есть связная история, есть та самая атмосфера, есть стиль, наконец! Второго такого приключения просто не найти. Хотя нет, вру. Совсем скоро оно появится в стиме (цитирую одного из разработчиков - ‘через пару недель’), и имя ему Darkness Within 2: The Dark Lineage. Переиздание на сей раз будет затрагивать не только визуальную составляющую, но и непосредственно сам игровой процесс - разработчики на форумах говорят о, так называемом, ‘режиссёрском издании’: стоит ждать новые локации и головоломки. Скучать не придётся.
P.S. Кстати, совсем скоро начнётся закрытый бета-тест Alone in the Dark: Illumination. Ожидайте материала о перезапуске известнейшей серии (самая первая часть которой была также вдохновлена, кто бы мог подумать, Говардом Филлипсом Лавкрафтом), что называется, ‘из первых рук’.
Автор: Руслан Губайдуллин
Специально для 'Игротопа' -
http://igrotop.com/