Жила-была маленькая, но гордая французская компания Cyanide, никого не трогала, примус починяла, клепала себе симуляторы спортивного менеджмента. Но однажды именно ей были проданы права на вселенную «Песни льда и огня» (“Song of ice and fire”) Джорджа Мартина, экранизированной в виде сериала «Игра престолов» (“Game of Thrones”). И после долгой работы компания таки выпустила в 2012 году RPG «Game of Thrones». Перед создателями игры стояла серьезная проблема: история еще не закончена, и поместить события игры внутри событий саги Мартина или после них (как сделали, например, создатели «Ведьмака», тоже имеющие дело с литературной основой) нельзя. Но если нельзя найти выход, то надо идти через вход - и события игры были сделаны предшествующими событиям первого романа саги - «Игра престолов».
Мы играем по очереди за каждого из двух персонажей - сира Морса Вестфорда (в процессе игры я его называл про себя «сир Компот»), брата Ночного Дозора, донельзя сурового челябинского мужика, и сира Алестера Сарвика, жреца Рглора и наследника крупного лорда, вассала Ланнистеров. Мы увидим знакомых персонажей: Джиора Мормонта, лорда-командующего Ночного Дозора, королеву Серсею, Вариса - но это прежде всего история жизни двух вышеназванных людей, имеющая косвенное отношение к событиям «Песни льда и огня».
"Огонь". Из луков. Мдя.
Игра состоит из роликов с диалогами, где нужно выбирать вариант ответа, и периодов «свободы», где надо добежать до нужного места, решить головоломку и/или выиграть бой. В общем, по геймплею она похожа на, например, Mass Effect (в рецензиях пишут про похожесть на Dragon Age, но я в нее не играл, так что ничего сказать не могу), что поначалу разочаровывает (очень хотелось бы «открытого мира» для такой-то богатой вселенной). Но студии удалось главное - создать не очередной «практикум по ограблению корованов», а уникальную игру, великолепно передающую дух саги. Вам постоянно придется выбирать меньшее из зол, шастать по тюрьмам и борделям, принимать рискованные решения и обнаруживать предательство союзников. Почти каждая глава связана с предательством того, кому ты доверял и с кем, возможно, только что дрался бок о бок. В конце же концов - это главный игровой спойлер, но я не могу об этом не сказать, ибо это, по-моему, крутейшая фишка игры - [Spoiler (click to open)]вам придется выбрать одного из ваших героев - Морса или Алестера - и его руками убить другого. К тому времени ты уже успеваешь сродниться с каждым из них, к тому же оба они неплохие люди (хотя Морс, имхо, поблагороднее будет), и оба делают то, что требует от них долг. И, тем не менее, один из них должен убить другого. Я не знаю другой игры, где есть что-то подобное.
Морс в застенках гестапо. Типичный игровой диалог.
Выбор варианта ответа в диалогах непосредственно влияет на происходящие события. Например, можно отбрехаться от встретивших тебя в подворотне гопников, а если выберешь не тот вариант, придется вступить с ними в бой, выиграть который будет очень непросто. Выбор некоторых вариантов ответа может сделать невозможным дальнейшее прохождение сюжета (я так попал однажды, и, как водится, последнее сохранение было довольно давно, пришлось много переигрывать). Однозначно правильного решения зачастую не существует. Скажем, приехав после долгого отсутствия в родное имение, сир Алестер сталкивается с майданом восстанием народа. Его можно жестоко подавить - и тогда на вас обозлится народ, но поддержат вассалы, а можно пойти на переговоры с восставшими и частично выполнить их требования - тогда крестьяне и горожане проникнутся к вам уважением, но вассалы (поскольку требования народа удовлетворяются за их счет) затаят злобу и будут плести интриги.
Королевская Гавань. Дом лорда Харлтона.
Боевка не слишком увлекательна. Помимо кликанья по врагам, можно, сильно замедлив время, выбрать спецспособности, которые герой и его спутники применят при следующем ударе. Новые способности открываются по мере прохождения игры и повышения уровня персонажей. Способностей штук 15, но реально полезны лишь 3-4, их вы и будете все время использовать. Надо сказать, выдумывая спецспособности, создатели игры попытались выжать максимум из этого практически лишенного магии мира. У Морса есть песик - какой-то нелепый в атмосфере Севера и уродливый бесшерстный бульдог (его обличие можно сменить, но в любом варианте оно будет вызывающе не «северным»), в которого можно «варговаться» (вселяться) и которому в процессе боя можно приказать отобрать у врага щит, обоссать обездвижить его и т.п. Алестер владеет огненной магией Рглора - может поджечь клинок, поджечь врагов и т.п. Спутники героев тоже обладают спецспособностями (всякими «сокрушительными ударами»), которые можно использовать в бою.
Морс ногебает. Типичный игровой бой.
Кроме того, у героев есть навыки владения определенным видом оружия и ношения определенного типа доспехов, очки для прокачки которых также появляются с повышением уровня. Еще в начале игры выбирается боевая стойка героя, с которой связан набор спецспособностей и определенное оружие. Если герой возьмет оружие, не соответствующее его боевой стойке, он не сможет применить свои способности. Надо следить, чтобы доспехи и оружие соответствовали наиболее прокачанным навыкам и боевой стойке, в противном случае регулярный гейм овер обеспечен
Алестер ногебает. Типичный игровой бой в режиме замедления времени и выбора спецспособностей. . Если говорить о недостатках игры, то можно отметить управление камерой. Нет, то, что она вращается не просто при движении мышки, а при движении мышки с зажатой правой кнопкой - это ничего, к этому привыкаешь мгновенно. А вот то, что слушается она плохо и автонастраивается так, что частенько проваливается в текстуры - это неприятно. Идет, например, бой, враги тебя вовсю дубасят, а ты вытаскиваешь свои «глаза» из какой-нибудь стены.
Шутка-пасхалка разработчиков - мейстер Мартин, внешне похожий понятно на кого. Даже в очках, правда, почему-то без дужек.
В игровой карте мало что понятно и она довольно бесполезна. Про карту лучше забыть и шариться по маленьким и оттого весьма запутанным локациям, полагаясь только на компас (который тоже почему-то иногда не работает). Вообще - может, конечно, это я тупой - но мне часто было непонятно, куда идти и что делать.
Бордель в Кротовом городке.
К середине игры сюжет начинает провисать, и играть становится скучновато - продолжаешь это делать в основном по инерции, ну и чтобы узнать, чем все закончится-то. Кто-то ругает графику (и анимацию персонажей) - а она, действительно, находится где-то на уровне второй «Готики» - но я не графодрочер, мне было норм. Двери, конечно, открываются сквозь персонажей, персонажи проходят друг сквозь друга во время боя и т.д., но это все терпимо. Меня, правда, почему-то особенно раздражали гигантские руки героев в роликах - больше их голов. Но главное все-таки, что геймплей, особенно боевка, довольно однообразен, и вся тактика в последней сводится к выбору из небольшого набора спецспособностей.
Королевская Гавань. Городской стражник созерцает дверь, делая вид, что несет службу.
В качестве вывода можно сказать следующее: это игра для фанатов саги с отличным сюжетом и атмосферой, великолепно передающими дух первоисточника, но с наличием мелких недоработок, однообразным геймплеем и устарелой графикой. Поскольку информация о мире и персоналиях подается в игре в не очень удобном виде, незнакомым с творчеством Мартина обеспечено периодическое вопрошание «Кто все эти люди?», что может здорово снизить удовольствие от игры. Им рекомендуется курить мануал начать со знакомства с первоисточником.