Оригинал взят у
andrew_v_pitere в
Игровая рулетка - Desert strike - Return to the GulfHelicopters don't fly,
they vibrate so badly the
ground rejects them.
Tom Clancy
Вертолеты не летают,
они вибрируют так ужасно,
что земля сама отталкивает их.
Том Клэнси
В результате разыгровки для меня была выбрана игра Desert strike. Я слышал о ней раньше, так как в детстве у моих знакомых (счастливых обладателей 16bit-ных приставок) она была в тройке трех популярных картриджей, которые бесконечно переходили из рук в руки, радуя все новых игроков. Остальными двумя были Jungle book и Ecco.
Итак, игра позволяет взять на себя роль пилота американского вертолета Appache во времена войны в персидском заливе. Операции проходят на территории “a small but wealthy Arab Emirate” (читаем Ирак) , а главным антагонистом выступает “General Mubaba“ (читаем Садам Хусейн). Сюжет незамысловат, но относительно реалистичен - Mubaba обладает ядерным оружием и собирается устроить местный апокалипсис. Кто как не США, а в данном случае мы, хотим его остановить.
До знакомства с Desert Strike мои знания ограничивались тем, что это игра про вертолет. Все. Но с прохождением, подобно матрешке, она постепенно раскрывала свою глубину. Сначала выяснилось, что там есть сюжет, затем мелочь, но приятная - выбор второго пилота, еще порядок выполнения миссий - он логично объясняется перед вылетом, например, сначала уничтожить радары для вывода из строя электростанции, чтобы в свою очередь, ослабить вражеские ПВО. Для меня в играх очень важна фабула. Часто симуляторы и аркады грешат ее отсутствием, но здесь есть персонажи, брифинги и сюжет, а значит уничтожать врагов надо не просто так, а за идею. Поэтому в сюжет погружаешься если не с первой, то со второй кампании точно.
В игре основными задачами является уничтожение стратегических объектов (радары, командные центры, аэродромы и т.д.), спасение своих агентов и захват вражеских, а также борьба с вражеской техникой. Наш арсенал представлен пулеметом, ракетами «Гидра», и ракетами наводимыми радаром (самые разрушительные). Во время прохождения, необходимо следить за жизнями, за топливом и за боезапасом. Все это можно возобновлять, подбирая контейнеры на поле боя. Мне показалось, что топливо здесь наиглавнейший дефицит, т.к. запасов его мало, а тратится оно чуть помедленней скорости света. Интересно, что для повышения жизней мы спасаем союзных бойцов, затем возвращаем их в контролируемую союзниками зону и только тогда получаем жизни (+100 за каждого спасенного).
Всего в игре 5 кампаний, каждая состоит из семи - восьми миссий. С самого начала игры у меня шла череда неудачных вылетов, так продолжалось пока не стало понятно как возобновлять жизни (как я уже заметил - спасаем союзников). Cо снарядами и топливом все было ясно, их надо просто находить и подбирать. Также оказалось, что все места их дислокации можно видеть на карте. Некоторое время я также потратил на навыки пилотирования. Работать по целям эффективней оказалось с налета и с последующим отходом от встречного огня. Очень упростило бы дело возможность стрейфа, но если это возможно, то как этот сделать я не обнаружил, склоняюсь что никак. Далее прохождение продвигалось также неспешно. Часто, фатальной ошибкой был случайный удар вертолета о здание или скалу, что приводило к временной потере управления, а если рядом была неприятельская ракетница или наша русская Шилка (!), то мой вертолет начинал неуклюже ловить вражеские снаряды.
В Desert Strike есть ряд моментов, которые мне показались важными для прохождения:
- союзники подают сигналы зеркальцем. Пролетая над зданием и заметив сигналы во окне, взрываем здание, а освобожденного берем на борт.
- во время игры важно рассчитывать соотношение боезапаса и топлива. Например, сначала я экономил ракеты - расстреливал здания из пулемета, все это время топливо тратилось - как результат мой вертолет падал, оставаясь без керосина, зато полный ракет. Так что выгоднее было быстрее расстрелять его дорогим оружием и переходить к следующей цели, экономя топливо.
- зачастую вражескую единицу мне было выгоднее облететь, чем уничтожать. Как результат - экономия времени, топлива и боезапаса.
- не лишним было заранее проработать маршрут, опираясь на местонахождение контейнеров с топливом и амуницией на карте, так чтобы оптимально их использовать в самые необходимые моменты.
- не забывать следить за статусом. Карта, запас топлива / амуниции / жизней, цели и задачи, описание большинства техники и объектов, встречающихся в ходе выполнения операций - все это полезно смотреть и проверять.
- перед кампанией можно выбрать второго пилота, одни из них дают бонус к точности стрельбы, а другие к работе лебедкой. Но, в целом, эти бонусы особо роли не играют.
Садясь за игру, я не питал надежд на полное прохождение, так как она как и большинство игр того времени - требует немалых временных затрат и усилий, но тем не менее провел за ней гораздо больше времени чем планировал изначально. Игра действительно цепляет. После очередного крушения автоматом жмешь перезапуск уровня, просыпается настоящий олдскульный азарт и выключать ее не хочется. Так запустив Desert strike с целью составить о ней впечатление, обнаружил себя переигрывающим десятый раз миссию, спустя 2 часа и не имея успеха в уничтожении завода хим.оружия. Управлять вертолетом приятно, и еще приятней вести на нем бой. Графика, по сравнению с другими играми SNES звезд с неба не хватает, но здесь это особо и не нужно. В целом картинка и анимация приятна глазу. Отдельное внимание привлекают заставки между кампаниями - в проектах того времени было не так уж много игр, где участвовали живые актеры (конечно не видео, а слайд-шоу), здесь такой ход успешно использован, что придает игре антураж реальных исторических событий.
Desert Strike была первой в серии игр strike: затем вышли Jungle strike, Urban strike, Sovjet strike, а последней стала игра, готовившаяся в прототипе как Future strike, но выпущенная как L.A.P.D. Future cop. В нее я играл еще в 2002-ом на PC, обнаружив в пиратском сборнике. Очень она мне тогда понравилась, и сейчас участвуя в игровой рулетке я был приятно удивлен, узнав что своим созданием она обязана Desert strike.
В итоге игра превзошла мои изначальные ожидания, она оставила приятные впечатления о полетах и боях над территорией отдельно-взятого арабского государства. Я не удивлен, что Desert strike имеет высокие оценки критиков (85-90%), потому что качественный продукт особенно заметен в мелочах, а здесь им уделенно достаточно внимания, насколько это можно сделать в рамках 16-ти бит.
Из того что мне не понравилось, хочу отметить управление. Во-первых, к нему надо привыкать и во-вторых очень не хватает стрейфа. Также, не совсем понятным остался для меня момент, почему например ракетные установки иногда взрываются от попадания одной ракеты, а иногда на них и двух мало.Пока спишу это на неопытность младшего пилота. И в заключении, если меня спросят пару - тройку игр для SNES, в которые можно с удовольствием поиграть, то Desert strike назову точно. На то он и хит.