Виртуальные права за реальные деньги или куда катится цифровая индустрия

Jan 13, 2014 11:21




Игровая индустрия - это невообразимые миллиарды разных игровых механик, томов сценариев и талантов авторов. Она величественна и безгранична, пока в мире будет существовать интерес к играм. Но в тоже время, обладая такими масштабами, она основывается на прошлых традициях и накопленном опыте, на исторических фактах и несбыточных мечтах, на всем, что, так или иначе, олицетворяет человека. И это не случайно, ведь она никогда не была обособлена от него, а придумана и создана именно им самим. Для чего? Для развлечения, для исследования нового, для закрепления старого. Не случайно многие и многие вещи, как и бесценный опыт мы получаем в играх. Только в играх - в этом моделировании реальности, мы можем все. Можем носиться сломя голову по двору, воображая будто это палуба гигантского корабля, можем сбивать с веток орехи, штурмуя вражеский замок, можем прятаться и искать друг друга как будто потерянную экспедицию высоко в горах. Игры стимулируют воображение и задают вектор развития на годы вперед, видеоигры действуют точно так же, удивляя, развлекая и наставляя человека.



Шестого сентября две тысячи седьмого года трое неизвестных хулиганов-школьников ворвались в дом парня по имени Петер МакШейд и угрозами вынудили перевести все его золото и деньги с личного аккаунта ММО-игры Runescape на своих персонажей. Случай получил огласку в полиции и «удачливые» грабители были арестованы и наказаны, но вся собранная МакШейдом валюта уже была утеряна безвозвратно. На www.destructoid.com автор вспоминает данную статью как тревожный звонок всей механике «микротранзакций» и уделяет пристальное внимание «правам потребителей», рассуждая о проблеме «цифровой собственности» в видеоиндустрии вообще. И, начиная рассуждать в таком ключе, он сознательно делит индустрию на три «века», по которым можно судить об изменении прав и свобод покупателей видеопродукции.
Первый «век» в его понимании - время, когда купленное тобой было твоим и только твоим. Картриджи ли, CD-диски, аудио или видеокассеты - ты пошел в магазин, ты приобрел продукцию, теперь ты волен делать с ней все, что душе угодно. Хоть выбросить на следующий же день - это роли не меняет. И «век» так и называется - «что мое, то мое».



Второй «век» меняет позицию на более расплывчатую формулировку - ты становишься обладателем «эксклюзивных прав» на игру, возможности играть в нее и получать последний контент, но не можешь назвать ее своей законной собственностью. И все цифровые сервисы, начиная от Xbox Live Arcade и Playstation Network и заканчивая «гигантами» Steam и Origins именно этому и потворствуют. То есть, по факту, ты не правообладатель, а просто арендатор чего-то имущества, которое арендодатель отдает тебе во временное пользование. И данное имущество, что немаловажно, ограниченно именно этими сервисами и не может комфортно работать в другой среде. Ну это все равно что в арендуемой квартире, ты вдруг вынесешь диван домой к родителям или установишь данный тебе телевизор у соседа дома. Это запрещается, это недопустимо, весь твой контент - твое имущество принадлежат одному и только одному сервису, на котором тебе позволено находиться.
Плюс к этому, все эти сервисы нацелены на жесткую привязку любого арендуемого тобой продукта к тебе самому - к твоей учетной записи. То есть, предположим, ты пригласил в свою арендуемую квартиру друга, чтобы он пожил у тебя какое-то время. Это допустимо в реальной жизни. Тут же - нет. Потому что друг обязан купить и установить себе такую же копию игры, иначе соединения не получится. Конечно, не все сервисы, представляют собой такие «драконовские» позиции. В Playstation Network Sony великодушно позволяет иметь одновременно один аккаунт на аж двух целых консолях. Но, позвольте, а если я хочу пригласить себе в квартиру на вечеринку еще пять-шесть человек? Ан нет, такого уже не выйдет, поскольку «щедрое» предложение ограничено. То есть, по факту, сейчас, приобретая за реальные, прошу заметить, деньги, любую цифровую продукцию, я, тем самым, подвергаю себя абсолютно неопределенному риску на все сто процентов. Но подвергаю добровольно, соглашаясь и подтверждая такой договор аренды. Почему? Да потому что балансировка между хорошими и плохими его сторонами больше склоняется в пользу плюсов - качественного контента, последних обновлений, стабильной работы арендуемого продукта, обратной связи с разработчиками и много другого. То есть, отнимая одно, а именно, свободу владения и распоряжения своим имуществом, арендодатель предоставляет тебе «тепличные» условия, когда у тебя все есть. И, меняя роскошь на свободу, ты добровольно принимаешь их.



С другой стороны некоторые сервисы как GOG или Humble Bundles предоставляют тебе право скачать «инсталлятор» данной приобретаемой игры и хранить его где угодно - на флешке ли, на жестком диске ли - без разницы. В этом случае, имея под рукой данную программу, ты можешь установить и наслаждаться игрой везде, даже там где совершенно нет интернета. Но, опять же, «инсталлятор» нельзя пощупать и потрогать в «натуральном выражении». То есть, в теории, ты возвращаешься прямиком в первый «век», где то, чем ты обладаешь, никуда не испарится, но, по факту, опять же, у тебя в руках цифровая копия игры. Тут можно конечно возразить, мол, но она же моя - значит я могу с ней делать что хочу. И это верно, но тут тоже есть свои негативные стороны. «Тепличной» жизни уже не выйдет, потому что можно сразу забыть об «облачных сохранениях», обратной связи, обновлениях и разных других приятностях, несомненно, облегчающих тебе игровую жизнь. Зато ты свободно можешь манипулировать полученной собственностью, не боясь всяких форс-мажоров со стороны «серверов».



Еще автор ошибочно полагает, что третий "век" начинается с того, что за «цифровым правом» официально закрепиться статус такого же «материального» имущества, что мы приобретали в первом «веке», то есть любая приобретенная тобой цифровая копия игры может быть использована в каких ты только не пожелаешь целях. В целом мнение грамотное и обоснованное, только вот «нематериальные» активы на рынке уже давно существуют и никакая это не новая модель, а логическое завершение старых преобразований. Цифровые копии, если они не арендуются тобой на разных сервисах, так или иначе принадлежат тебе, являясь имуществом, котором ты можешь владеть и распоряжаться по твоему усмотрению. Сервисы же, я еще раз повторюсь, просто предоставляют тебе определенные возможности, которые делают твою жизнь удобнее. Иначе говоря, никакого третьего «века» нет и не будет, просто все ранее принятые законы и правила в части «приобретения прав на имущество» постепенно получат свое отражение и в «цифровых, нематериальных продуктах». Это же и касается микротранзакций в частности.



Упоминаемое в начале ограбление мальчугана и наказание виновных, было оглашено не просто так, а как один из фундаментальных принципов будущей системы «прав на имущество в играх». Автор статьи согласен с судом, что любая принадлежащая человеку «виртуальная ценность», которая принадлежит ему самому, является его приобретенным имуществом, и не может быть отчуждена без веских на то оснований, не противоречащих действующему законодательству. Я же дополню прошлое предложение фразой «при условии, что иное не прописано в условиях и правилах самой игры». Почему так? Да потому что некоторые игры, наоборот, поощряют ПК-киллерство и кражу лута после смерти аватара или еще что нибудь. И в этом плане нарушением может являться только кража твоего зарегистрированного аккаунта, так как это непосредственным образом влияет на недопущение игрока к самой игре.
Нельзя же «стричь всех под одну гребенку» и наказывать только за то, что что-то не соответствует действующему законодательству. Слава Богу, что пока игровое законодательство никто еще не придумал (а автор статьи явно указывает на то, что ему очень хочется, чтобы оно было), ведь тогда, как и везде застучат бюрократические молоточки, и вольное игроздание полностью погрузится в беспросветный законодательный мрак, запрещающий не только микротранзакции, но и половину всего того, что есть в соответствующих играх. Пока закон только действует на права и обязанности «производителей и потребителей продукции», не затрагивая сами принципы «хорошего и плохого в геймплее игры». И пусть так и останется еще надолго.

Оригинал статьи - http://www.destructoid.com/digital-property-entering-the-third-age-253180.phtml
Благодарность - ShadeofLight за статью, Европейскому суду - за решение, Петеру - за прецедент.

.игры и люди, .содержание: перевод, .форма: аналитика, материал для gamer.livejournal.com, .рубрика: игрожурналистика

Previous post Next post
Up