По страницам книжным, все дальше, дальше...
Здесь любовь прекрасна, друзья верны,
Здесь душа и песня не знают фальши,
Здесь не ищут правды за полцены.
Правда ли сразит Ланселот дракона?
Правда ли подвески вернутся в срок?
Правда ли любовь выше всех законов? -
Это я спрошу у последних строк.
(Йовин)
Вообще я не то чтобы очень люблю космическую тему в играх и фильмах. В книгах - другое дело; разумеется, Брэдбери, Лем, Азимов плюс многие другие прочитаны и нежно любимы - а вот тех же "Космических рэйнджеров", классику, уже сколько времени хочу пройти, но шаттл и ныне там. С фильмами дело обстоит помягче, но если поставят перед выбором - смотреть какие-нибудь из "Звездных войн" или примерно равнозначную по качеству и силе классику фэнтези - выберу фэнтези.
Но прошедший год как-то любопытно повлиял на мои пристрастия. Сначала был сериал-космический-вестерн Firefly, меньше двух десятков серий - концентрированный раствор прекрасного в еще более прекрасном. А потом игра, как-то прошедшая мимо меня в начале двухтысячных, хоть я и была тогда все тем же завзятым геймером; вероятно, сделавшая это все по той же причине моей осторожности на тему космоса и особенно на тему тех самых звездных войн; и это при том, что сейчас с каждой полки смотрят плюшевые глупые Люки и Леи в виде круглых злых птичек, усиливая мою подозрительность...
В общем, речь о Star Wars: Knights of the Old Republic, почтенном ветеране 2003 года.
Оказалось, что ни эр-два-дэ-два, ни Дарта Вейдера, ничего подобного там нет, а действие вообще происходит за четыре тысячи лет до. Что система основана на (всем ностальгировать полчаса!) классической d20, фирменные биоваровские бои-с-паузой идут бонусом, присутствуют личный космический корабль, личная банда друзей-идиотов компаньонов и прекрасные кинематографичные вставки. И, пожалуй, что самое главное... Это не вестерн, не боевик, не сплетение вопросов космической этики и морали а-ля Ле Гуин или "Игра Эндера". Это сказка. Сказка, действие которой происходит между звезд, а расстояния меряются не тридесятыми землями, а тремя тысячами парсеков, но от этого не становящаяся менее сказочной. Здесь черное - это всегда черное, а белое - всегда белое; здесь злодеи не совершают добрых поступков, путая сюжет, и путь всегда прям и ясен. И, разумеется, герою дадут меч-кладенец; то есть, простите, световой меч джедая, и он отправится в путь. За три тысячи парсеков, собирать кусочки старинных Звездных Карт, собирать по осколкам то, чем является он сам, и делать выбор - Темная или Светлая сторона Силы. А серой не бывает. Потому что в сказках между добром и злом не существует компромиссов.
Это красивая сказка. Для 2003 года, наверное, запредельно; сейчас - просто красивая, даже если игрок избалован мириадами полигонов на квадратный сантиметр шкурки каждого пробегающего суслика. Тут дело не в полигонах, а во впечатлении. Дуэль на световых мечах: у врага-ситха красный, у вас синий (или желтый, или зеленый, можете потом и красный себе сделать тоже, дело вкуса), искры брызжут во все стороны, мечи жужжат, сталкиваясь, выпад, удар, подсечка, враг картинно хватается за грудь и медленно оседает на пол. Или отбивание лазерных зарядов тем самым мечом: пули катаной на лету - легко! Или использование джедайской Силы: враг обездвижен, замерев в умоляющей позе, врага поднимает в воздух и крутит, ударяя об стены. Или классическое "мы спина к спине у мачты, против тысячи вдвоем" - трое джедаев против набегающих толп врага.
Да даже вне боев: огромные деревья родной планеты вуки, каждое дерево - как двадцатиэтажный дом, ночь, плывущая над гигантскими кронами. Или скалы Коррибана, над которыми горит закат, многометровые статуи "первых ситхов". Или индустриальные пейзажи планеты-мегаполиса.
Или - в движении: наш корабль, "Черный Ястреб" (Ebon Hawk, чувствуете реверансы и отсылки в имени?), поначалу вызывающий удивление - это что за летающая подкова? - оказывается весьма грациозен в космосе, при приземлении и отбытии с планеты. Он юрко проскальзывает между, казалось бы, непреодолимых препятствий, стремительно уходит от погони, вы изучили наизусть расположение его помещений и затащили в кают-компанию свой байк. И вот уже каждое попадание случайно напавших на след кораблей-гончих в силовой щит нашего кораблика воспринимается как личное оскорбление, и приходится самому садиться за гашетку и лупить по гадам из пушки.
(Это, кстати, одна из трех мини-игр; ох и любят Bioware подобное! Вспоминается Jade Empire, где мы в лучших традициях топ-даун скроллер-шутеров рулили нашим стимпанково-восточным стреколетом между локациями... Вторая мини-игра - гонки на тех самых байках по специальным трассам, а третья - карточная игра "Пазаак", больше всего напоминающая всем известное "очко", или "21".)
Это правильная сказка. Даже зная о "Звездных войнах" примерно столько же, сколько я, вы очень быстро проникнетесь верным настроением. Нет, забудьте про Люка и Лею, черт с ними, до них еще четыре тысячи лет. Верным - это... Ну, например, "деньги брать за стоянку корабля у меня не хочешь ты". Прокачанное до предела джедайское убеждение - и каждый раз это неизменно, по-детски радует: здорово же! Или - осознание, какая же все-таки огромная эта SW-вселенная. В ней поместятся еще сотни игр, поместятся, совершенно не задевая киноэпопею и не мешая друг другу; огромная не только в плане размеров, но и в плане временных рамок. "Давным-давно, в далекой-далекой галактике"... И вот уже сорок сотен лет - не срок, потому что до них, многие тысячи лет назад, были Строители, которые подчинили себе все разумные расы, изобрели гиперпереход, овладели Силой так, как это недоступно другим... и сгинули без следа. А до Строителей были другие огромные империи, поднимавшиеся из ниоткуда и исчезавшие в никуда, и еще будут, и еще не раз. Здесь развитие идет по кругу, здесь практически не меняется ни стиль брони, ни оружие, ни корабли, и те самые Люк и Лея будут жить в мире, не сильно внешне отличающемся от того, что мы видим в KOTOR... но в чем-то это прекрасно. Так и бывает в сказках.
И почти каждый злодей перед смертью успевает произнести классическую речь "я тебя недооценивал" (а перед боем ее произносит прямо-таки каждый второй), и случайно навязавшиеся с нами на корабль по принципу "а я все равно с тобой пойду" товарищи становятся бесценными боевыми братьями (и сестрами!) - и упрямая девчонка-подросток (с синей кожей, но какая разница?), и дроид-мизантроп, называющий людей "meatbags", и мандалорианский наемник, и все прочие. "Я тебе пригожусь" - и ведь правда. Так и выйдет.
Это добрая сказка. Разумеется, в ней есть финал для Темной стороны Силы - полноценный, Bioware не вяжет веников, а если и вяжет, то сразу получается летательная метла "Нимбус-2000" с зеркалом заднего вида и режимом полета до десяти часов в вакууме. Но все-таки она добрая. И при этом совсем не простая, нет, plot twist здесь пусть и один основной, но на твердую пятерку - не догадаетесь, если сами себе не проспойлерите; ну, или уже под самый конец, что не важно. Сказка не требует логики - нам не объясняют, как на планете, полностью покрытой водой, где отсутствуют естественные острова, развилась двуногая и двурукая гуманоидная жизнь, и почему вообще практически все разумные расы (хатты не в счет) теми самыми гуманоидами и являются, и дышат примерно одним и тем же составом атмосферы без дополнительных устройств и скафандров. Это не важно для сказки. И мы поддаемся, и не замечаем, например, что озвучка инопланетных диалектов изрядно хромает (два десятка фраз на все про все каждому языку). Это тоже не важно. Мы все равно понимаем любой язык... кроме разве что писков дроида-помощника, похожего на складную тумбочку... хотя и их тоже понимаем. Интуитивно.
И мир, к которому раньше относился снисходительно, "ну что-то вроде такое есть, ах да" незаметно становится близким и интересным. И уже сам не замечаешь, как лезешь в вукипедию, смотреть подробности о расе иридонианцев или о лесах Кашиика. И выныриваешь лишь после финальных титров игры, с глазами, отражающими свет чужих солнц, лазерные вспышки и блеск разноцветных мечей... И это здорово.
Побывать там, в давным-давно, посреди далекой галактики.