Не так давно вышедший из состояния закрытого бета-теста кооперативный MMOTPS Warframe уже успел выйти в качестве одной из релизных игр PlayStation 4 (оставаясь при этом все еще в открытой бете) и набрать немалую популярность. Этому поспособствовали несколько факторов - зрелищный геймплей, разнообразие всевозможных орудий убийства врагов, и, наконец, последний: "да это же чёртовы космические ниндзя, которые рубят роботов футуристической катаной!".
Click to view
Неочевидная особенность трейлеров Warframe - почти все действия можно повторить и в игре, пусть и со слегка упрощенными анимациями.
Сколько навскидку вы можете вспомнить кооперативных шутеров, рассчитанных на 4 игроков? В голову приходят Borderlands, Left 4 Dead, относительно недавно вышедший God Mode, кто-то вспомнит E.Y.E., кто-то добавит еще пару игр... и все? А если добавить к жанру игры еще и слово "MMO"? Большинство MMO игр традиционно включают в себя достаточно большое количество PvP-элементов, а в случае Варфрейма PvE-ориентация была определена с самого начала разработки. Появившиеся в последнее время PvP-арены, Конклавы, были введены исключительно по просьбе коммьюнити, да и само ПвП, несмотря на регулярную его балансировку, все еще остается достаточно сырым.
Но суть игры - все равно не в этом - наибольшее удовольствие здесь доставляет расправа с сотнями компьютерных противников всяческими способами - мечами, двуручными топорами, токсическим, энергетическим, метательным оружием - 118 видов только в момент написания рецензии, и каждую неделю-две появляются новые смертельные гаджеты. А ведь самих экзоскелетов-варфреймов тоже два десятка, и у каждого свои характеристики и свои уникальные 4 способности, зачастую способные быть куда более убийственными, чем любое оружие.
Локи, при полном отсутствии наносящих прямой урон способностей, остается одним из моих фаворитов за счет невидимости.
Несмотря на то, что сюжет игре такого типа вовсе и не обязателен, он присутствует (довольно скудный, но развивающийся вместе с развитием игры). Далекие потомки землян все еще не забросили Солнечную систему, и основное действие разворачивается именно здесь. Некогда могучая империя расы под названием Орокин (Orokin), произошедшей от людей и все еще сохранивших человекоподобный вид, распалась, систему терзают внутренние конфликты: загнивающая (так и хочется добавить "капиталистическая") империя Гринир (Grineer), управляющаяся Королевами-Близнецами, тоже на грани распада, практически все Гринир - клоны, и дегенерация их тел за счет несовершенной системы клонирования все более заметна. Власть коррумпирована, о жизни гражданских неизвестно практически ничего, но вряд ли она кажется мёдом, да еще и эти Корпусы в очередной раз заламывают дичайшие условия предоставления кредита.
Саргас Рак (простите, игроки в MOBA) - один из недавно переделанных боссов Гринир.
Гильдия Торговцев Корпус (Corpus) - фрукты ещё те. Единственная их цель - прибыль, возведенная в культ, и ради нее они могут быть куда более жесткими и эффективными, чем Гринир. Отсутствие большой армии Корпус компенсирует развитой робототехникой и контролем торговых маршрутов (а вот с кем они торгуют, кроме Гринир - пока неизвестно). Рядовые представители Корпус, в отличие от Гринир, выглядят как обычные люди - но ходят слухи, что Корпус индоктринирует своих членов, превращая их чуть ли не в послушные машины (неужели им еще мало?).
Алад V - один из глав Совета Директоров Корпус. Прославился своим самоубийством - как иначе назвать эксперименты над пленными Тенно?
В довершение ко всему этому Орокин во время древней войны с Разумными (Sentients), о которых достоверно неизвестно ничего, кроме названия, создали Техноцитовую чуму - она уничтожила Разумных, но последствия ее до сих пор прекрасно видны. По всей системе часты нападения Зараженных (Infested) - гибридов человека и машины, изломанных, мутировавших уродов, на первый взгляд обладающих интеллектом зомби обыкновенного. Но, возможно, телепатические передачи их лидеров заставят вас изменить мнение?
А вот Форид - из старых боссов - всего лишь увеличенная и перекрашенная модель обычного моба. Пока что встречается и такое.
Таинственная организация Лотос (Lotus) предоставляет свои услуги любому заинтересовавшемуся - Гринир и Корпус равны, если оплата хороша, хотя еще чаще Лотос преследует свои цели и мотивы, ликвидируя неугодных лидеров врагов и упрочняя свои позиции в системе. Товар Лотос - таинственные воины Тенно, спавшие в криосне до недавнего времени, и одним из них и оказывается игрок. Мы беспрекословно выполняем задания Лотос, однако со временем начинаешь задумываться - а мы точно хорошие парни? Действительно ли стоило убивать ученого, разрабатывающего способ излечить всю свою расу, или археолога, занимающегося своей работой?
Но пока что Тенно подчиняются - они еще не умеют ориентироваться в этом новом мире без помощи Лотос (кстати, а действительно ли это организация, или всего лишь могущественный ИИ? Мы не знаем даже этого).
Фанартов с фреймами без шлема - не перечесть, однако в игре лица так и не были показаны ни разу.
Лор лором, но стоит рассмотреть и дизайн с боевой системой. По построению уровней Warframe напоминает Hellgate: London - любой уровень генерируется случайным образом из набора тайлов. Тайлсеты бывают совершенно разные - заснеженная планета, корабли любых рас, пустыни Фобоса (терраформирование, десу), древние развалины Орокин в карманах подпространства, атмосферная станция добычи газа на Юпитере... На первый взгляд - неограниченные возможности рандомизации уровней. На сотый - начинаешь узнавать каждый тайл и на автомате вспоминать кратчайшие пути прохождения его. Спасает здесь регулярный ввод новых тайлов и динамичный геймплей (а ведь когда все начиналось, был всего лишь один тайлсет - корабли Корпус). Несмотря на такую механику построения уровня он ощущается совершенно бесшовным, пусть иногда и нелогичным (зачем, зачем делать такие лабиринты на корабле?) - тайлы подогнаны один под другой идеально.
Горы на фоне - всего лишь скайбокс, но красиво ведь.
Сами же Тенно бегают по стенкам почище Нео, внушительный арсенал уже был упомянут. Анимации персонажей хороши, вариантов атак в ближнем бою - хватает, враги задорно распадаются на куски, брызгая кровью на стены, сгорают, разлетаются на кусочки после замораживания, распадаются в прах при дезинтегрировании, чем радуют нас безмерно. Редко в какой игре можно получить такое моральное удовлетворение, как взбежать вверх по щиту ближайшего Гринира, как по стенке, пробежаться над его головой по настоящей стене еще немного вверх, перекувыркнуться, приземлиться в толпу собравшихся врагов, пафосно раскидав их при этом по сторонам, после чего перерезать глотки врагам, пока они не вышли из нокдауна.
Цели наших миссий довольно разнообразны - здесь и сбор шпионской информации из компьютерных терминалов, и спасение заложника-Тенно (отсутствие экзоскелета у заложника явно показывает, что Тенно еще не утратили человеческий облик), и перегрузка реактора корабля, и оборона важного артефакта, и выживание в условиях отсутствия кислорода, когда единственным его источником являются скафандры врагов (и помощь Лотос - не слишком часто, правда), и убийство важной цели - босса... Кстати о боссах - здесь игра тоже движется в правильном направлении. Если первоначально боссы представляли собой обычного моба с увеличенным ХП и парой абилок, то сейчас все больше боссов получают свой заслуженный реворк и бой с ними становится куда более интересным, пофазовым, со своими особенностями, все менее дружелюбным к соло-игроку и требовательным к координации (однако 99% контента по прежнему проходится соло, буде у вас возникнет такое желание, хоть кое-где и придется попотеть).
Dat ass! Повреждений от падения с высоты, хоть в кувырке, хоть как, мы, естественно, не получаем.
Пройдя миссию, мы получаем награду, долгожданную экспу и уровень. Что же изменилось? Если экзоскелет за повышение уровня получает небольшие, но все-таки к максимальному 30-му уровню заметные бонусы к HP, щитам и энергии, то оружие 30-го уровня будет совершенно аналогично оружию 0-го уровня. Хотя нет, пожалуй определенную пользу уровень все же принесет - оно прибавит определенную порцию опыта аккаунта. Ранг аккаунта никак не влияет на характеристики текущего выбранного оружия/варфрейма, но с повышением ранга нам становятся доступны все более мощные варфреймы (довольно субъективно, if you ask me), и все более мощное оружие (совершенно объективно). Каждое оружие и каждый варфрейм способны принести опыт аккаунта только один раз, поэтому максимальный ранг аккаунта жестко ограничен общим количеством экипировки в игре - рассматривайте это как горизонтальное развитие и оттачивание мастерства не одного оружия, но в целом.
Так как же улучшить свое оружие? Здесь помогут моды, выпадающие из противников и дающиеся в награду за миссии. Чем выше уровень оружия/варфрейма, тем больше очков модификации ему доступно, и тем больше модов-карточек мы сможем к нему применить. Здесь и прямое увеличение урона, и добавление элементального урона, и повышение объема магазина, и дальность мили-атак, и скорость бега/количество HP-щитов для варфрейма - итого 275 модов на момент написания рецензии (правда некоторые из них - ну вот совершенно бесполезные и ценны разве что для коллекции). Кроме того, каждой карточке можно прокачивать уровни, значительно усиляя ее эффект - но, естественно, и очков модификации она будет требовать больше. В целом, система модов определенно должна понравиться любителям коллекционных карточных игр, потому что собрать эффективную "деку" в оружие - та еще задача.
Бесполезный, но эффектный мод.
Если стандартных 30 очков модификации не хватает - выход есть. Можно использовать катализатор Орокин (для оружия)/реактор Орокин (для варфрейма) и запросто удвоить количество доступных очков - но вот загвоздка, они доступны, как правило, лишь за реальную валюту - платину. Если вы не любитель тратить деньги на игры - выход есть, получить чертежи на "картошки", как игроки в шутку называют реакторы и катализаторы за специфическую форму, можно и за ежедневный вход, и время от времени на специальных игровых событиях - алертах, доступных в течение пары часов (а вот в какое время суток - это уж как пошлет Великий Канадский Рандом). Пусть и нечасто, но раз в неделю-две картошку получить можно запросто, если не проспать алерт. В целом, если вы решили серьезно играть в Warframe, но не донатить ни копейки - готовьтесь спать меньше. Практически любую вещь (за исключением косметики) можно добыть игровым путем - но времени на это уйдет больше, чем займет покупка ее за платину. Лучшей линией поведения здесь, пожалуй, остается неторопливость. Так, например, реальные деньги я тратил исключительно на слоты для оружия и фреймов (еще одна наиболее частая покупка, доступная за платину) - ведь без их покупки разнообразное вооружение и фреймы собрать в своей коллекции не получится, придется выбирать и чем-то жертвовать. Однако и без слотов можно собрать убийственный, пусть и маленький, набор, достаточный для полноценного участия в любом игровом контенте. При этом реакторов и катализаторов, добытых игровым путем, вполне хватает на всю немаленькую коллекцию.
Цены в маркете зачастую вызывают недоумение, но ассортимент обширен.
Кроме того, платину с недавним введением торговли стало добыть намного проще: любой мод или ключ в локации Орокин можно продать другому игроку, в том числе за платину - все, что нужно, это клан-холл (здесь - додзё) с построенным торговым киоском. Сады камней прилагаются (не бесплатно, конечно, но побыть архитектором и построить додзё своей мечты здесь вполне реально). А если в клан вы вступать не планируете, воспользуйтесь чужим по приглашению - заодно можно закупиться в их лабораториях чертежами мощного кланового оружия!
Для маленького клана цены вовсе не кусаются.
И напоследок небольшой совет: если не хотите быстро выдохнуться - играйте с друзьями или вступите в дружный клан. Любая кооперативная игра становится таким образом приятнее, а к Варфрейму это относится особенно.