25 августа. Поход к Кипящей реке. Восхождение на вулкан Баранского. Закат. Ночной спуск с вулкана.
Ранним утром с Олей и Лешей отправились на съемки тумана. Здорово! Ничего не видать! Видно только, как клочьями туман клубится. Деревья постепенно выплывают из серой густой пелены.
Туман над Кипящей рекой усугубляется еще паром от нее. Чтобы что-то увидеть - нужно дождаться, когда бодренький утренний ветерок разгонит пар, да плюс очередной накат тумана немного рассеется.
Дорогу бы назад к лагерю найти!
Нашлась - по огромной лиственнице на повороте, мимо которой никак не пройти.
Пока народ массово спит, поплавала в озере - с громадным удовольствием нарушила его спокойствие: ни звука, ни шевеления листика или травинки на берегу, над поверхностью воды парок стелется. Видно только, как жучки-плавунцы снуют по своим делам. Зачарованный мир!
Здесь, на Курилах, по утрам и вечерам очень обильная роса. Каждая травинка, каждая хвоинка, каждая паутинка наряжена бусиками из росинок, сверкающих на взошедшем солнышке всеми цветами и оттенками.
Время - 8 часов утра.
От палаток пар валит в буквальном смысле!
Фотаю этот парок и вдруг слышу Аленины крики, я бы даже сказала - вопли. Оборачиваюсь: «Что случилось?».
Батюшки, Иван Грозный извергает стол дыма и пепла!
Коля: "Шо, опять извержение?"
Кто спал - уже не спит! Все фотают! Фотосессия на все подручные средства: фотики, айфоны, телефоны! Репортаж он-лайн! Никогда не забуду Олин крик (но не скажу, что именно она крикнула» : )))!
Хоть и далеко вулкан от нас, но я скорее чувствую, чем слышу его гул, и возникает ощущение неуправляемой неконтролируемой мощи! Фантастическое чувство и зрелище!
После завтрака Юра нам устроил «разминку» - настоящий поход с преодолением бамбучника, Кипящей реки, лазанием по останкам стланика - мы сходили на экскурсию на Кипящую реку с серными берегами, к дышащим серным воздухом фумаролам, к действующей геотермальной электростанции, употребляющей для выработки электричества практически неиссякаемую энергию вулкана (данная ГТЗ обслуживает Курильск):
Кипящую реку окружают крутые горы, на склонах которых растут скрюченные лиственницы, тянутся дымовые шлейфы от фумарол, да сама река - порожистая, дымится клубами теплого белого кислого серного пара.
Из-за ОЧЕНЬ густого пара, усиленного, вероятно, извержением Ивана Грозного, совсем не было видно Изумрудного озера. Но Кипящая река потрясла - она по-настоящему булькотит. Юра очень строго и авторитетно нас предупредил, чтобы мы аккуратно перебирались через нее по камушкам, дабы не провалиться в булькающую серо-голубую серную глину.
Именно в этом мести - в кипящем «котле» у него под правой ногой - несколько недель назад он пытался сделать варенку: оставил банку со сгущенкой в булькотящей серой жиже, - на другой день банка превратилась в расчлененку: отдельно стенки, отдельно крышки, содержимого вообще не оказалось:
Фумарольные выходы - покрытые желтыми кристаллическими иголками дырки в земле, из которых валил серный дым из самых недр планеты!
Здорово так прогулялись, размялись перед восхождением на вулкан Баранского, на «покорение» которого мы отправились часа в три - хотелось на его вершине встретить закат.
Очень интересная была туда дорога! Сначала мы шли по замшелому лесу, полному мхов, лишайников, громадных папоротников, густющих кустарников, обвитых лианами деревьев. Потом начался небольшой, как мне показалось, подъем вверх по течению реки (или ручья?). Здесь приходилось скакать по камням, камушкам, громадным валунам. Несмотря на жаркий солнечный день, из-за густого леса здесь было прохладно.
Потом лес закончился, и наш путь продолжался по ущелью по тому же ручью, который я назвала Ржавым - цвета ржавого металла водоросли на камнях, вода с запахом ржавчины. Пить эту воду нельзя, поэтому Юра нес здоровую канистру питьевой воды. Интересно, что в нижнем течении ручья вода ржавая, а в верхнем - серная, беловатая. Я видела почти четкую границу этого «водораздела».
Наш путь наверх продолжался в ущелье с громадными валунами, перебираться через которые для меня было громадным удовольствием.
Выделенным персонально для него пикселем - на фото фигурирует Саша.
Самой проблемной частью маршрута, на мой взгляд, является последняя - по сыпучке, где достаточно крутой склон. Держаться, практически, не за что, цепляться за камни бесполезно - сползаешь вниз вместе с ними (неприятное место, но, в итоге, все его преодолели с большими или меньшими трудностями).
Добравшись до более-менее безопасного места, позволившего мне остановиться, отдышаться и оглянуться, я остановилась, отдышалась и оглянулась: Иван Грозный опять «курит»! За сегодняшний день это было уже во второй раз! Вот так подарки! Такое специально не придумаешь и не закажешь! Не было возможности, к сожалению, фотик из рюкзака вытащить - за травинку какую-то хлипкую цеплялась. Просто так полюбовалась зрелищем и поползла по склону дальше.
К этому времени наша группа фактически разделилась на 2 части:
1. как я называю, «лосей» или «горных орлов» - которые «взлетели» на вершину чуть ли не второй космической скорости (Коля и Сергей)
2. и всех остальных, перемещавшихся примерно одинаково медленно.
Ура, я забралась наверх!
Инна, Леша, Гриша и Паша преодолевают еще не самые последние метры:
Слева виден Тихий океан, правда, он спрятался под облака, потом Грозный хребет, ближе к нам - облака и пар от фумарольных полей (примерно оттуда и начался наш путь на вулкан), дальше на заднем плане под «береткой» Атсонупури, вдали справа - Охотское море.
Мы были выше облаков!
В последних лучах заходящего солнышка мы делаем свои фотки.
Фото Павла
Потом солнышко село и стало быстренько темнеть. Уже в сумерках мы сделали коллективное фото:
Фото С.Петрова
и начали спуск, о котором я даже подумать боялась: хотя и другим путем пошли - через фумарольное поле, как говорят, здесь немного легче, но необходимо учитывать, что было уже темно. «Веселенько» так спускались, когда видно только перед своим носом от света налобника. Да уж, дорога вниз была не менее колоритна и увлекательна, чем вверх!
Учитывая, что Леша еще на подъеме повредил ногу (как оказалось впоследствии, у него был перелом лодыжки!), и то, что у народа были металлические штативы и фоторюкзачки весом под 10 кг, и все уже устали, спуск был совсем не томный:
• через кустарники низкорослые, когда ноги надо высоко поднимать, чтобы не запутаться в стебля-ветвях, и все это богатство еще вперемежку с камнями,
• по мелким камням,
• по крупным камням,
• по «сыпучке» (когда была «сыпучка» - я по ней съехала, сидя на «сидушке» (удобная вещь, рекомендую!),
• по руслу ручья, где периодически вода выходила на поверхность и было много поваленных деревьев, преодолеть которые можно было, подлезая /перелезая/перепрыгивая…
Роса вечерняя выпала, очень обильная…
Напоследок необходимо было пройти по бамбучнику всего каких-то 25-30 метров. Юра просил не отставать друг от друга, пройти паровозиком (так легче!). Но мы все равно растянулись в длинную колонну и долго продирались через эти труднопроходимые дебри (бамбучник - интересная штука: толпа народа пройдет друг за другом через его дебри, а за последним прошедшим его ряды сомкнутся, бамбучник выпрямится и будет дальше стоять-шелестеть как ни в чем не бывало - НИКАКИХ следов пребывания человека).
В итоге, все окончилось благополучно, мы все вернулись в лагерь довольные. Правда, с опозданием относительно контрольного времени, поэтому нас ожидали с некоторой тревогой.
Самые крепкие и сильные еще сгоняли на источник искупнуться в «серной» кислоте!
Думаю, излишне говорить, что мой словарный запас изрядно пополнился ненормативной лексикой, которая в изобилии звучала во время этого нашего похода. Не уверена, что пользоваться буду. Но так, на всякий случай, для общего развития.
Если кто пойдет на вулкан Баранского, мои рекомендации - ОБЯЗАТЕЛЬНО взять:
• теплую одежду (флиска, ветровка) - наверху может быть ветрено и холодно,
• тканевые перчатки - мне ОЧЕНЬ помогли при цеплянии за траву, камни, ветки, землю… Без них - осталась бы без ладошек!