Покинув кишлак Булункуль, расставшись с раздолбанным асфальтом Памирского тракта километрах в двухстах за Аличуром, мы свернули налево на совсем плохонькую песчано-каменистую дорогу - это южный отворот Памирского тракта, связывающий кишлаки Аличур и Лянгар. Мы движемся по настоящей полноценной пустыне: воды нет, растительности нет, жизни нет. Да и не мудрено: бесснежными зимами -трескучие морозы до -40, летом - не лучше: испепеляющая жара днем и отрицательная температура ночью.
0.
Как-то незаметно, зрительно неощутимо преодолев перевал Харгуш (4344 м), постепенно дорога нас привела к реке Памир, на всем своем протяжении являющейся границей между Таджикистаном и Афганистаном. Несколько коров, нашедших скудную растительность в пойме реки, с регулярной завидностью нарушают государственную границу, переходя с одного берега на другой в поисках пропитания.
1. река Памир
На той стороне реки Памир - Афганистан: ни одной машины, ни одного дома, ни одной дороги - лишь несколько троп вдоль реки, ответвления которых теряются в горах.
2.
Правда, однажды нам повстречались два всадника, подтвердив, что на ТА сторона все же обитаема.
3.
Насколько обитаема НАША сторона - тоже вопрос не простой: мы не встретили по дороге ни одной машины, никто нас и не обгонял. Лишь однажды навстречу нам попались два путника, идущих в противоположном направлении, да стадо баранов, сопровождаемое насквозь пропыленными пастухами с обветренными и выдублеными безжалостным высокогорным солнцем лицами, прошло в поисках далеких сытных пастбищ.
4.
Чем питались эти бараны по пути? Ведь лишь вблизи воды есть жизнь,
5.
6.
6.1
или БЫЛА когда-то жизнь…Вдали видны развалины некогда стоящей здесь советской пограничной заставы…
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Взгрустнув о далеком советском прошлом, мы продолжаем свой путь по Ваханской долине вдоль реки Памир, проложившей себе русло у подножия хребтов: Южно-Аличурского на севере и Ваханского на юге:
13.
14.
ВАХАНСКАЯ ДОЛИНА
Одно из самых удаленных от моря мест на Земле - Ваханская долина. Регионы, не имеющие выходов к какому бы то ни было морю, да еще и труднодоступные сухопутными дорогами, дольше сохраняют свою самобытную культуру: морскими путями, при их наличии, помимо различных грузов, в регион проникает цивилизация, нанося порой непоправимый ущерб существующему здесь своеобразию. С экономической точки зрения такие удаленные от моря регионы можно считать отсталыми, но для путешественников они наиболее интересны.
В Азии таких стран не много. Среди них - Таджикистан, который можно считать еще и самой континентальной, а в самом Таджикистане Ваханская долина - одно из континентальнейших мест на Земле.
15.
16.
17.
ГИНДУКУШ
По мере нашего продвижения на юго-запад вдоль реки Памир из-за Ваханского хребта, высокой зазубренной стеной возвышающегося на афганской стороне, начинают сначала робко выглядывать заснеженные вершины другого горного хребта - Гиндукуша - одного из высочайших горных систем Азии на стыке Памира, Каракорума и Гималаев. Гиндукуш (Hindu Kush) означает "индийские горы", в нем насчитывается более 20 семитысячников. Несмотря на его удаленность от цивилизованного мира и труднодоступность, невероятная завораживающая природная красота, не тронутая человеческой деятельностью, уже давно привлекает любителей альпинизма.
18.
Проводив закатное солнце, в прорехи между свинцовыми тучами осветившее вершины великих гор, мы продолжили свой путь вперед, повторяя многочисленные изгибы горной дороги.
19.
20.
Ни одного огонька, ни одного кишлака, ни одной машины… Кругом кромешная темнота, из которой фары машины выхватывали только небольшую часть освещенной дороги, погружая в абсолютную черноту окружающий нас мир. Отвесная стена горного хребта справа, на крутом склоне которого человеком отвоевана небольшая территория под дорогу, вырисовывалась не ясным силуэтом... Об обрывистом ущелье слева, на дне которого бурлит горная река, шум которой даже и не доносится сюда до нас, думать совсем не хотелось. Сложно сказать, как долго или как много мы проехали после заката солнца: в отсутствии зрительных ориентиров пропадает ощущение пространства, расстояния… Но нам - пассажирам не нужно ни о чем не переживать, можно расслабиться, покимарить, довериться водителям - они люди опытные, аккуратные, семейные, не рискуют - сами хотят добраться до жилья…
Но вдруг далеко впереди стали мерцать огоньки - это был свет от кишлака, раскинувшегося на склоне горы. Вскоре машины уже петляли по крутому серпантину, который и был улицами этого поселения, среди пирамидальных тополей, среди высоких каменных заборов, за которыми в своих домах уже давно спали жители. Поворот за поворотом мы спускались все вниз, и вниз, и вниз…почти к самой реке. Наконец, наша машина въехала в открытые ворота двора, скрипнула тормозами, и, подняв облако пыли, остановилась…
Мы прибыли в кишлак ЛЯНГАР.
Другие мои рассказы про путешествие по Памирскому тракту:
-
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Алайская долина_ Сары-Могол_ ч.2 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Алайская долина_ Кочевники_Закат на озере_ ч.3 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_ Пещеры и легенды Рангкульской котловины_ ч.4 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_ Колыбель человечества_ ч.5 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт …Легенды памирских озер_Аличурская долина...ч.6 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт …Гиндукуш_ ч.7 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт…Лянгар_Ваханский коридор_ ч.8_Историческая -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт…Ишкашим_Гарм-Чашма_Хорог_ч.9 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт… Хорог_Джиланды_Мургаб_ч.10 -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт… «Черное» озеро Кара-Куль_ ч.11 -
Экскурсия в далекое прошлое...ПАМИР -
Однажды 30 лет спустя… Памирский тракт_Эпилог Дополнительные источники информации:
1. И.Горненский «Тайны Памира», Москва Изд. «Вече», 2002
2. П.Лукницкий «Путешествия по Памиру» Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1955
3. А.Гаврилюк, В.Ярошенко «ПАМИР» Изд. «Планета! М., 1987