Эротическая сцена, изображение символа плодородия и изобилия или политический манифест? Какой смысл заложен в этой фреске? Какие тайны она хранит? Кто знает... Напишу, что нашла по этому поводу.
(после реставрации фреску закрыли стеклом, поэтому изображение отсвечивает)
(фото из интернета)
Масса-Мариттима (провинция Гроссето) находится недалеко от моего города Пьомбино. Масса-Мариттима - это очаровательный средневековый городок на вершине холма. Центральная площадь города и кафедральный собор заслуживают отдельного поста: сколько легенд они хранят!
Пока остановлюсь на "Дереве плодородия".
Эту фреску обнаружили в 1999 году на стене Fonte nuova - источника питьевой воды, называемого Фонтаном плодородия. Источник находится в историческом центре города в здании бывшего зернохранилища. Здание с тремя арками на фото. Здесь располагался так называемый Склад Изобилия - хранилище зерна Республики. Каждый житель города был обязан пожертвовать в общее пользование пять процентов от своего урожая зерна. Эти запасы служили городу в периоды войн и неурожаев. Как случается со многими хорошими начинаниями, ему пришел конец: появились злоупотребления и сокрытия. В 1833 году здание было переделано под городской театр.
Фреска была скрыта под слоями известковых отложений. "Дерево плодородия и изобиля" - так её называют. На ветках дерева помимо мелких листочков произрастают необычные "фрукты"; приблизившись можно увидеть 25 фаллосов, различных форм и размеров.
В Средние века, изображения детородных органов вблизи источников символизировали плодородие, связанное непосредственно с водой.
Общая композиция включает в себя: дерево с "фруктами", вокруг дерева летают черные орлы, под деревом располагается группа из девяти женщин.
Может быть это ведьмы, одна из которых вешает на ветку дерева отрезанный член, или наоборот снимает с дерева "фрукт", в то время как вокруг парят черные императорские орлы?
Фреску датируют XIII веком, здание и сами источники были построены в 1265 году. Документов относительно точной даты исполнения фрески и её автора не сохранилось. Известно, что до 1266 года управление города было в руках партии гибеллинов (сторонники Империи), на их смену пришли гвельфы (сторонники Папы). Расшифровка смысла, скрытого в изображении, сводится, видимо, к датировке фрески.
Александр Баньоли из главного управления по охране памятников Сиены и Гроссето считает, что фреска была сделана одновременно с источником (т.е. в эпоху правления гибеллинов) и она раскрывает тему циклов жизни. В подтверждение этого тезиса он приводит факт, что на капителях колонн источника находятся изображения мужских и женских органов. Аналогичные изображения существуют и на других общественных источниках воды в Тоскане: на источнике Буфалона (в той же Масса-Мариттима), в Сиене, Поджибонси и Сан-Джиминьяно. Подобное раскрытие темы плодородия часто встречается в искусстве этрусков, в римских храмах и т.д.
По мнению английского ученого Джоржа Фердзоко, директора центра по изучению Тосканы из Лестерского университета, мы имеем дело с одним из первых в истории "политических манифестов". По словам ученого, на фреске отражена четкая политическая программа. А датирует он фреску так: между 1267 и 1335 годами. "Это обращение гвельфов к гибеллинам. Партия гвельфов (сторонники Папы) предупреждала каждого, приходящего набрать воды к фонтану, что если к власти придут их противники - гиббелины, то победят еретические идеи, сексуальные извращения, колдовство и распри", - объясняет профессор. Гвельфы обвиняли гибеллинов в безбожии. А еретики, по средневековым поверьям, непременно были и содомитами. В фигурах женщин под деревом английский ученый опознает ведьм; одна из них, по его мнению, запечатлена в намерении при помощи палки подвесить на ветку еще один "фрукт".
В те времена в Тоскане бытовала легенда, что ведьмы отрезали у мужчин половые органы и помещали их в птичьи гнезда, где они должны были найти себе новую жизнь и размножиться. Подобная практика упоминается и в более позднем (1486) "Молоте ведьм". Может быть поэтому в народе называют мужской член "uсcello", т.е. "птица"? С крайней слева женщиной (не считая женщины в синем, чье изображение практически не сохранилось) происходит... нечто содомское, причем "птица" внушительных размеров.
Рядом две женщины ругаются, таскают друг друга за волосы в желании поделить между собой "драгоценный трофей". Изображение мужского члена практически прикрыто корзинкой, возможно прорисованной позднее.
О поведении группы женщин справа от дерева существуют разные мнения: некоторые считают, что они беседуют, а английский ученый уверен, что они запечатлены в процессе самоудовлетворения.
"Сегодня нам трудно интерпретировать это "Дерево с подвешенными фаллосами", говорит Фердзоко. "То, что нам сегодня кажется непристойным, в те времена было абсолютно нормальным, и использование мужских детородных органов для политического обращения не несло в себе ничего скандального".
Подсмотрела забавную ассоциацию этого дерева с другим подобным из анекдотической сказки Пушкина " Царь Никита и сорок его дочерей" у моей жж - подруги tarannataliaЗДЕСЬ.
A. С. П у ш к и н "Царь никита и сорок его дочерей" _________________________________
царь никита жил когда-то праздно, весело, богато, не творил добра, ни зла и земля его цвела.
Царь трудился понемногу, кушал, пил, молился богу и от разных матерей прижил сорок дочерей.
Сорок девушек прелестных, сорок ангелов небесных, милых сердцем и душой. Что за ножка - боже мой!
А головка, темный волос, чудо-глазки, чудо-голос, ум - с ума свести бы мог. Словом, с головы до ног
душу, сердце все пленяло; одного недоставало. Да чего же одного? Так, безделки, ничего.
Ничего иль очень мало, все равно - недоставало. Как бы это из"яснить, чтоб совсем не рассердить
богомольной важной дуры, слишком чопорной цензуры? Как быть?...Помоги мне, бог! У царевен между ног...
Нет, уж это слишком ясно и для скромности опасно, - так иначе как-нибудь: я люблю в венере грудь,
губки, ножки особливо, но любовное огниво, цель желанья моего... Что такое?...Ничего!...
Ничего иль очень мало... И того-то не бывало у царевен молодых, шаловливых и живых
их чудесное рожденье привело в недоуменье все придворные сердца. Грустно было для отца
и для матерей печальных. А от бабок повивальных как узнал о том народ - всякий тут разинул рот.
Ахал, охал, дивовался, и иной, хоть и смеялся, да тихонько, чтобы в путь до нерчинска не махнуть.
Царь созвал своих придворных, нянек, мамушек покорных - им держал такой приказ: "если кто-нибудь из вас дочерей греху научит,
или мыслить их приучит, или только намекнет, что у них недостает, иль двусмысленное скажет,
или кукиш им покажет,- то - шутить я не привык - бабам вырежу язык, а мужчинам нечто хуже,
что порой бывает туже!" Царь был строг, но справедлив, а приказ красноречив; всяк со страхом поклонился,
остеречься всяк решился, ухо всяк держал востро и хранил свое добро. Жены бедные боялись,
чтоб мужья не проболтались; втайне думали мужья: "провинись, жена моя!" (Видно сердцем были гневны) подросли мои царевны. Жаль их стало. Царь - в совет;
изложил там свой предмет: так и так - довольно ясно, тихо, шепотом, негласно, осторожнее от слуг
призадумались бояры, как лечить такой недуг. Вот один советник старый поклонился всем - и вдруг
в ясный лоб рукою брякнул и царю он так вавакнул: "о, премудрый государь! Не взыщи мою ты дерзость, если про плотскую мерзость
расскажу, что было встарь. Мне была знакома сводня (где она? И чем сегодня? Верно тем же, чем была) баба ведьмою слыла.
Всем недугам пособляла, немочь членов исцеляла. Вот ее бы разыскать; ведьма дело все поправит,
а что надо - то и вставит". "Так за ней сейчас послать!- Восклицает царь никита, брови сдвинувши сердито,- тотчас ведьму отыскать!
Если ж нас она обманет, чего надо не достанет, на бобах нас проведет, или с умыслом солжет,-
будь не царь я, а бездельник, если в чистый понедельник сжечь колдунью не велю: и тем небо умолю".
Вот секретно, осторожно, по курьерской подорожной и во все земли концы были посланы гонцы.
Они скачут, всюду рыщут и царю колдунью ищут. Год проходит и другой - нету вести никакой.
Наконец один ретивый вдруг напал на след счастливый. Он заехал в темный лес (видно вел его сам бес). Видит он: в лесу избушка, ведьма в ней живет, старушка.
Как он был царев посол, то к ней прямо он вошел, поклонился ведьме смело, изложил царево дело:
как царевны рождены и чего все лишены. Ведьма мигом все смекнула... В дверь гонца она толкнула
так примолвив: "уходи поскорей и без оглядки, не то, бойся лихорадки... Через три дня приходи за посылкой и ответом, только помни - чуть с рассветом".
После ведьма заперлась, уголечком запаслась, трое суток ворожила так что беса приманила.
Чтоб отправить во дворец, сам принес он ей ларец полный грешными вещами, обожаемыми нами
там их было всех сортов, всех размеров, всех цветов, все отборные, с кудрями... Ведьма все перебрала,
сорок лучших оточла, их в салфетку завернула и в ларец на ключ замкнула, с ним отправила гонца, дав на путь серебреца.
Он был малый аккуратный - всем запасся в путь обратный. Вот коня он разнуздал и спокойно кушать стал.
Конь пасется, он мечтает как его царь вознесет, графом, князем назовет. Что же ларчик заключает?
Что царю в нем ведьма шлет? В щелку смотрит: нет не видно - заперт прочно. Как обидно! Любопытство страх берет и всего его тревожит.
Ухо он к замку приложит - ничего не чует слух; нюхает - знакомый дух... Тьфу ты пропасть! Что за чудо? Посмотреть ей-ей не худо.
И не вытерпел гонец... Но лишь отпер он ларец, птички - порх! - И улетели, и кругом на сучьях сели, и хвостами завертели.
Наш гонец давай их звать, сухарями их прельщать: крошки сыплет - все напрасно (видно кормятся не тем) на сучках им петь прекрасно, а в ларце сидеть зачем?
Вот тащится вдоль дороги, вся согнувшися дугой баба старая с клюкой. Наш гонец ей бухнул в ноги: "пропаду я с головой!
Помоги, будь мать родная. Посмотри, беда какая: не могу их изловить! Как же горю пособить?"
Вверх старуха посмотрела, плюнула и прошипела: "поступил ты хоть и скверно, но не плачься не тужи... Ты им только покажи - сами все слетят наверно". "Ну спасибо!"-Он сказал...
И лишь только показал - птички вмиг к нему слетели и квартирой овладели.
Чтоб беды не знать другой, он без дальних оговорок тотчас их под ключ, все сорок и отправился домой.
Как княжны их получили, прямо в клетки посадили. Царь на радости такой тотчас задал пир горой.
Семь дней кряду пировали, целый месяц отдыхали. Царь совет весь наградил да и ведьму не забыл:
из кунсткамеры в подарок ей послал в спирту огарок (тот, который всех дивил), две ехидны, два скелета из того же кабинета... Награжден был и гонец. Вот и сказочки конец.
Многие меня поносят и теперь, пожалуй, спросят: глупо так зачем шучу? Что за дело им? Хочу.
------------------- Царь никита и сорок его дочерей. Нескромная сказка пушкина, дошедшая до нас в рукописных копиях. Начало сказки сохранилось в черновой тетради пушкина упоминается в письме к брату и плетневу от 15 марта 1825 года.
академия наук ссср институт русской литературы (пушкинский дом) а.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах издание четвертое. Издательство "наука". Ленинградск отделение. Ленинград 1961.Том второй. Стихотворения 1820-1826г. Стр.126.
Далекие по времени и образу мышления эпохи, но сколько схожих моментов: деревья с оригинальными плодами, колдуньи, намеки на правителей. Сказка Пушкина скрывала в себе явную политическую сатиру: высмеивала развратное поведение Александра I. В свете этих ассоциаций версия ученого из Англии по отношению к средневековому дереву кажется очень правдоподобной.
С момента своего открытия фреска "Дерево плодородия и изобилия" продолжает удивлять, а иногда и вгонять в краску зрителей. Над источниками находятся еще две арки. Может быть со временем и они принесут нам сюрпризы?