БОРЬБА НАРОДОВ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ ПРОТИВ КОЧЕВНИКОВ И САСАНИДСКОГО ИРАНА

Aug 29, 2011 17:23



Маскутские племена, известные античным историкам под названием массагетов, кочевали в конце 1-го тыс. до н. э. в сте­пях к северо-востоку от Каспийского моря. Под натиском сав-роматских племен они на рубеже новой эры покинули Евразий­ские степи и проникли в Западный Прикаспий, на территорию Кавказской Албании. С этого времени, по сообщению письмен­ных источников, в Приморском Дагестане возникает государ­ственное образование под названием «царство маскутов», кото­рое сложилось к югу от Дербента. С маскутами археологи свя­зывают обширный, протянувшийся почти на 10 км Паласасырт-ский могильник в Южном Дагестане, на котором исследованы подкурганные катакомбные погребальные сооружения, харак­терные для степных кочевников и чуждые погребальным тради­циям местных народов (Гмыря Л. Б., 1993). Утвердившись в при­морских районах Южного Дагестана и Северного Азербайджа­на и владея Дербентским проходом, маскуты покорили местные народы и, как свидетельствуют источники, неоднократно совер­шали набеги на Армению и другие районы Закавказья.
Помимо маскутов, в Прикаспий появляются и другие коче­вые племена, которые, верные своим кочевым традициям, начи­нают активные акции против богатых стран Закавказья. Сре­
ди этих кочевников источники называют племена берсил, кото­рые являлись одним из подразделений древних болгар. Берсилы вторглись в Кавказскую Албанию в конце 1-го тыс. до н. э., и поэ­тому Берсилию в источниках называют и страной Первой Сар-матии. По мнению известного востоковеда Дж. Маркварта, Бер-силия - это область, которая была древнейшим центром хазар, которую арабы называли Баршалией. О месторасположении Бер-силии существуют разные мнения. Исследователь С. Ш. Гаджие-ва на основании созвучия слов сопоставляет барсил с названием с. Баршлы (Башлыкент). Не исключена возможность, что с. Барш-лы, расположенное в предгорьях Дагестана, в Каякентском рай­оне, действительно являлось местом поселения остатков некогда многочисленных и древних берсил. Где они жили до этого и тем более откуда они появились в Приморском Дагестане - остава­лось неясным. Большинство исследователей вслед за Дж. Марк-вартом считает, что искать Берсилию следует к северу от Дербен­та, в долинах Терека и Сулака. Сведения о раннем проникнове­нии и длительном пребывании берсил в Приморском Дагестане столь убедительны, что исследователь М. И. Артамонов предпо­лагал даже местное происхождение этого народа (Артамонов М. И., 1962). Однако из сообщений древних историков и географов, в частности Ибн-Русте и Гардизи, известно, что болгары дели­лись на три колена: «...один зовется берсула, другой - эсегал и третий - болгар».
Древние берсилы проникли в Прикаспий в конце 1-го тыс. до н. э., задолго до переселения сюда основной массы кочевни­ков в конце IV в. н. э. В новых условиях Прикаспия они рань­ше других смешались с местным населением и перешли к оседло­му быту и земледельческому хозяйству. Подобной трансформа­цией экономического уклада, а также доминирующей их ролью в Западном Прикаспий можно объяснить не только древнее про­исхождение, но и прочное закрепление за занятой ими террито­рией названия «страна Берсилия», располагать которую к северу от Дербента стало традицией в историографической литературе.
Древняя Берсилия, по сообщениям источников, преврати­лась в колыбель сложившегося здесь впоследствии Хазарского
каганата. Как отмечает византийский монах IV в. Феофан, «хаза­ры - великий народ, вышедший из Берсилии». Они издавна нахо­дились в ближайшем родстве между собой. Берсолу в источниках называют даже братом Хазарика-
В целом родственные хазарам берсилы вслед за маскутами начали освоение былой территории Кавказской Албании в Тер-ско-Сулакском междуречье, закладывая тем самым экономиче­скую базу нового царства под названием Берсилия. Экономиче­ская трансформация берсил в новых условиях была весьма зна­чительна, что также находит отражение в письменных источни­ках. В этом плане представляет интерес сообщение сирийской хроники VI в., в котором дается перечень 13 кочевых народов, живших в V-VI вв. к северу от Дербента (Пигулевская Н. В., 1941). Примечательно, что среди этих племен источник отмечает болгар (берсил) как народ, имеющий здесь свои города. Подоб­ное их выделение среди других кочевых народов Прикаспия слу­жит подтверждением не только результатов их созидательной деятельности, но и достоверности источников о более раннем, чем других кочевых племен, проникновении берсил в предгорья Кавказа. В своем социально-экономическом развитии они, соот­ветственно, опередили остальных кочевников и создали на тер­ритории северной части былой Кавказской Албании собствен­ное государство во главе с царем. Довольно красочный рассказ о битве царей Берсилии и Армении содержится в «Истории албан» Моисея Каганкатваци. Разумеется, что если в Прикаспий суще­ствовала целая страна со своими городами и культурой, то здесь должны сохраниться и вещественные следы Древней Берсилии. Ориентирами для их поисков послужили исследования древних городищ в Терско-Сулакском междуречье или в колыбели Хаза-рии. А если хазары, по сообщению источников, «...великий народ, вышедший из Берсилии», то, соответственно, Терско-Сулакское междуречье, где обнаружены наиболее ранние экономические и политические центры Хазарии, предстает перед нами и как древняя Берсилия (Магомедов М. Г., 1990). Среди разнообраз­ных памятников Терско-Сулакского междуречья представля­ют интерес подкурганные катакомбы, не характерные для мест­
ных народов. Сочетание в могильниках, особенно на наиболее исследованном Андрейаульском, различных типов погребений (катакомб, срубов, грунтовых ям и др.) является свидетельством характерной этнической и социальной неоднородности мест­ных и пришлых кочевников, объединенных в составе Берсилии. Исследования показали, что берсилы, упоминаемые в источни­ках среди скифских племен Причерноморья и Юго-Восточной Европы, переместились в конце 1-го тыс. до н. э. под натиском савроматских племен в Терско-Сулакское междуречье и создали здесь свое царство.
Наряду с маскутами и берсилами, с первых веков нашей эры в Прикаспий появляются и отдельные группы гуннов. Однако массовое вторжение гуннов на Кавказ (в Прикаспий) началось в конце IV в. По словам византийского дипломата Аммиана Мар-целлина, гунны отличаются физической силой, грубым, «чудо­вищным и страшным» видом. «Питаются они кореньями и полу­сырым мясом». «Все они, не имея определенного места житель­ства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам... с кибитками, в которых они проводят жизнь, ...гоняя перед собой упряжных животных и ста­да, они пасут их; наибольшую забот)' они прилагают к уходу за лошадьми» (Аммиан Марцеллин, 1906-1908). Экономика гун­нов, судя по этим сообщениям, целиком базировалась на экстен­сивном кочевом скотоводстве. Гунны находились на той ступени социально-экономического развития, когда война ведется «толь­ко ради грабежа, становится постоянным промыслом».
Первыми, на кого обрушились гунны после форсирования Волги, были аланские племена, кочевья которых занимали При­каспийские степи до низовий Дона. Гунны, по словам А. Марцел-лина, произвели «страшное истребление и опустошение среди алан, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе». В 395 г. огромная гуннская орда, сметая все на своем пути, через Приморские районы Кавказской Албании прорвалась в Закавка­зье, откуда вторглась в пределы Ирана, прошла Сирию и Малую Азию. Весь Восток, как свидетельствуют источники, содрогнулся при известии о гуннах (Моисей Каганкатваци, 1861).
Однако под натиском крупных сил персов гунны вынужде­ны были отступить из Передней Азии на Северный Кавказ. Неис­числимые бедствия принесли гунны и населению Кавказской Албании. Они, судя по следам разрушений и пожарищ, разоря­ли поселения и города, уничтожали производительные силы и истребляли непокорное местное население. Территория Прика-спия к северу от Дербента после возвращения гуннов из Перед­ней Азии стала называться «царством гуннов», в которое вошло и местное население. Обосновавшись на территории былой Кав­казской Албании к северу от Дербента, гунны, как маскуты и бер-силы, активно вмешивались в политические дела Закавказья, куда неоднократно совершали грабительские походы. С проник­новением маскутов, берсил и особенно гуннов Приморский Даге­стан превратился в сложный узел взаимоотношений местных и кочевых народов. Он представлял собой один из главных очагов кровопролитных войн и грабительских походов в Закавказье, в которые вовлекались и местные народы.
О наметившемся переходе осевших в Прикаспийском Да­гестане кочевников, в том числе и гуннов, к оседлому быту и зем­ледельческому хозяйству недвусмысленно говорит сирийская хроника VI в., в которой дается перечень кочевых народов (угров, савир, болгар, кутигур, авар, хазар и др.), живущих за воротами Дербента в «пределах гуннских». У некоторых из этих племен, в том числе и у гуннов, источники отмечают наличие и городов. Несомненно, что эти города сложились здесь еще в эпох)' Кавказ­ской Албании и стали достоянием пришельцев кочевников, в том числе и гуннов.
Наиболее археологически исследованным памятником эпо­хи гуннов в Приморском Дагестане является Урцекское городи­ще, сложившееся, как уже отмечалось, в эпоху Кавказской Алба­нии. Городище расположено в замкнутой с трех сторон пред­горной долине, неподалеку от села Уллубий-аул Каякентско-го района. В эпоху гуннов городище обретает новые очертания и достигает своими размерами 35-40 га (Магомедов М. Г., 1983). Изменилась и прежняя его планировка, которая структурно состояла из собственно города размерами 450 х 250 м, защищенного оборонительными стенами и башнями. Хорошо укреплен­ная крепостными стенами цитадель, где проживали местные пра­вители, занимала наиболее недоступную и возвышенную часть городской территории. Вокруг городища простиралась обшир­ная сельскохозяйственная территория протяженностью более 10 км и шириной 3-4 км, защищенная с трех сторон ответвле­ниями приморских хребтов, а с открытой восточной стороны - системой «длинных» оборонительных стен. В процессе раско­пок был установлен многослойный характер городища, возник­шего еще в эпоху раннего железа (VII в. до н. э.) и развивавшегося в эпоху Кавказской Албании. С приходом гуннов оно превраща­ется в столицу царства гуннов, известного из письменных источ­ников под названием Варачан.
Городище выделяется не только своим стратегическим местоположением, обширными размерами, но и монументаль­ностью оборонительных, а также бытовых и культовых соору­жений. Сложная топография городища, наряду со значитель­ной протяженностью и массивностью его оборонительных стен, протянувшихся до морского побережья, свидетельствует о важ­ном его значении как крупного политического и экономическо­го центра раннесредневековой эпохи, известного далеко за пре­делами страны. Наличие в заключительных слоях Варачана зна­чительной прослойки сероглиняной керамики, характерной для памятников Берсилии, а затем и Хазарии, является свидетель­ством тесных связей между осевшими здесь кочевниками. Гунн­ский князь, по сообщению источников, был вассалом хазарско­го кагана и находился с ним в родстве, поскольку «принужден был дать ему дочь свою в супружество». Поэтому Варачан, по сообщениям источников, выступает не только столицей цар­ства гуннов, но и летней резиденцией хазарских каганов (Маго­медов М. Г., 1983).
Таким образом, с началом массового вторжения кочевых племен в Приморские районы Кавказской Албании и с форми­рованием здесь их государственных образований под названием «царство маскутов» к югу от Дербента, «страна Берсилия» в Тер-ско-Сулакском междуречье и «царство гуннов» к северу от Дер-
5. Зак. .4» 1237. 65
бента начинается процесс распада Албании и перемещение части местного населения из Прикаспия на юг и в горные районы Даге­стана.
Процессу ослабления и распада Албании способствовал и Иран, где в начале III в. н. э. воцарилась новая династия - Сасани-дов. Упорядочив и укрепив власть на местах, Сасаниды присту­пили к завоеванию соседних областей и подчинили себе обшир­ные области Передней и Средней Азии. Они захватили Северный Иран и вторглись в Закавказье. Армянский историк Вардапет Егише сообщает об 11 царях горцев, выступавших против Саса-нидского Ирана. После ожесточенной борьбы с упорно сопро­тивлявшимися народами Армении, Грузии и Албании Ирану удалось подчинить Закавказье (Егише, 1971). Восточный Кавказ, и особенно Прикаспий, также представлял для Ирана огромный интерес не только в экономическом отношении, но и особенно стратегическим своим положением. Сасаниды прилагали огром­ные усилия, чтобы утвердиться здесь. Для этой цели они возво­дят в Прикаспий многочисленные и грандиозные по масштабам крепостные сооружения. Следы огромных усилий иранских пра­вителей по укреплению Прикаспийского прохода сохранились здесь в виде остатков многочисленных памятников крепостно­го строительства. Они обнаружены почти на всем протяжении Прикаспийского пути и на наиболее узких участках Приморско­го Дагестана, удобных для закрытия прохода по берегу моря.
В расположении этих памятников вырисовывается тщатель­но продуманная система, в которой крепостные сооружения каж­дой долины вдоль Прикаспия выступают отдельными звеньями в общей цепи обороны, протянувшейся по всему приморскому коридору. Примечательны в этой связи и сообщения письмен­ных источников о том, что Сасанидские правители после того, как вся территория Кавказской Албании с 390-х годов вошла в состав Сасанидского Ирана, предпринимают грандиозные уси­лия по защите северных границ империи от вторжения кочевни­ков.
Правители Ирана Кавад I и особенно его сын Хосров I Ану-ширван (531-579) строят многочисленные укрепления у выхо­
дов ущелий, образуемых горами Кабк (Кавказа). Ибн-аль-Факих называет даже 360 крепостей, якобы построенных Ануширваном в Прикаспий.
Аль-Истахри пишет, что «Хосрои прилагали большую забо­ту к этой пограничной местности, не ослабляли наблюдения за ее положением вследствие великой опасности с этой стороны и сильной боязни ее». Поэтому Хосрои «поселяют в этом месте стражников из переселенцев». Причем вся эта местность, как пишет Истахри, «была представлена в их исключительное поль­зование безо всяких расходов для правительства». И сделано это было «из сильного желания заселить этот край надежными людь­ми и тем самым защитить от различных враждебных племен и кафиров».
Академик В. В. Бартольд замечает по поводу строитель­ства Ануширвана, что постройки предназначались для закры­тия не только прохода по берегу моря, но и ущелий соседних гор, откуда вражеские войска могли окружить Дербент. Наряду со строительством многочисленных крепостных сооружений, Сасаниды укрепляют и такие известные города былой Кавказ­ской Албании, как Семендер и Беленджер, являвшиеся важны­ми узлами обороны в общей системе укреплений в Прикаспий. Их крепостные сооружения были возведены общей строитель­ной техникой, наиболее яркими образцами которых являются фортификационные сооружения Дербента. Топография этих городищ свидетельствует о том, что они строились для защи­ты от северных кочевников. Основное назначение такой рас­тянутой системы укреплений заключалось в закрытии прохо­да не только по берегу моря, но и в сторону гор. Подобное их назначение находит отражение и в названии самого северного оборонительного узла, каким выступал Семендер, расположен­ный у города Махачкалы. Название городища раскрывается как «крайняя (или порубежная) дверь». Мощные крепостные сте­ны Семендера, перегораживающие узкий Прикаспийский про­ход у г. Махачкалы, на самом деле выступают первыми с севе­ра рубежом или крайней дверью по отношению к Дербенту. К северу от Семендера Приморский коридор резко расширяется,
и далее нет удобных пунктов для закрытия прохода (Магомедов М. Г., 2004).
Сасанидские правители, очевидно, сознавали, что без тесно­го союза с местными правителями горных районов, выступавши­ми наследниками распавшейся Кавказской Албании, их усилия но укреплению северных границ империи не приведут к успеху. Поэтому в своей политике сближения с местными правителями они не останавливаются даже перед тем, что вводят знать горно­го Дагестана в систему персидской иерархии. Местные правители получают от Сасанидов различные титулы и саны, а некоторые из них становятся и шахами. Заинтересованные в закрытии досту­па кочевникам в свои владения, местные правители, естественно, участвовали в строительстве крепостей по закрытию проходов из Прикаспия в горы. Они несли и основную тяжесть по строитель­ству и охране проходов. Эти проходы, соответственно, получают, как свидетельствуют источники, названия тех владений, куда они вели. Как отмечает Ибн-Хордадбек, абвабы - это выходы уще­лий, образуемых горами Кабк (Кавказа), защищенные укрепле­ниями, из которых наиболее выдающиеся Баб-Сул, Баб-ал-Шаби-ран, Баб-Самсахи, Баб-Сахиб, Баб-Филан-шах, Баб-Каруман, Баб-Табасаран-шах, Баб-Лиран-шах, Баб-Ануширван.
Наиболее грандиозным сооружением в общей системе обороны Прикаспия являлся Дербент, до сих пор вызываю­щий восхищение своими дивными стенами. Первые стены Дер­бента, как показали археологические исследования, были гли­нобитными, а каменные были возведены позже, при Хосрове I Ануширване.
Моисей Каганкатваци, описывая стены Дербента, отмечает, что «цари персидские изнурили страну (Албанию), собирая архи­текторов и изыскивая разные материалы для построения велико­го здания». Эти ценные сведения указывают, что строительство Дербентских сооружений было осуществлено за счет людских и материальных ресурсов местных народов.
Персидское название Дербента (Дар-банд) означает «узел ворот». Арабы перевели это слово как Баб аль-абваб, то есть «Ворота ворот». Монголе-татары и турки называли его Демир­
капи - «Железные ворота». «Морскими воротами» - Дзгвис-капи
- прозвали его грузины.
Чтобы закрепиться в Прикаспий, Ануширван целыми семья­ми переселял сюда жителей из Персии. В их число попали и пред­ставители горских евреев - татов, потомки которых известны в Дагестане и поныне.
Письменные источники сообщают, что после строительства знаменитых Дербентских укреплений остальные крепостные соо­ружения в Прикаспий приходят в упадок. Переселенцы покида­ют города и крепости, и они превращаются в развалины. Даль­нейшая судьба этих памятников связана не только с местными, но и с осевшими здесь кочевыми народами, вошедшими в начале VII в. в состав обширной империи хазар.
Формирование Хазарин как самостоятельного государ­ства исследователи связывают с распадом Тюркского каганата, в орбиту которого входили родственные тюркоязычные кочевни­ки Средней Азии, Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа. Хазары и берсилы (болгары) слились с тюрками в одно обширное военно-политическое объединение и вместе с последними при­нимали активное участие в грабительских походах в Закавказье.
После длительной гражданской войны в Западнотюркском каганате в 626-628 гг. между конфедерациями Дулу (сторон­никами болгар) и Нушиби, которым сохраняли верность хаза­ры, последние были низвергнуты. Остатки хазар - представите­лей некогда могущественного племенного объединения Нушиби
- ушли из Средней Азии в Западный Прикаспий - в страну Бер­силию. Они обосновались здесь среди своих соплеменников и союзников, которые значительно раньше совместно с берсилами оказались в Приморском Дагестане и сохранили верность дина­стии хазар. Являясь наследниками государственных традиций и международного авторитета тюркской державы, свергнутые с западнотюркского престола правители хазар, судя по письмен­ным источникам, были провозглашены в Берсилии новой правя­щей династией.
Политика новых правителей Хазарии на раннем этапе ее существования ничем не отличалась от политики Тюркского кага­
ната. Главной задачей каганов было покорение кочевого населе­ния Прикаспия и Юго-Восточной Европы, которое придержива­лось проболгарской ориентации. Прежде всего хазары нанесли удар по той части болгар, которая поддерживала представителей мятежного рода Дулу - врагов Нушиби. О характере деятельно­сти новых правителей Хазарии интересные сведения можно най­ти у хазарского кагана Иосифа в его письме испанскому сановни­ку Хасдаю ибн-Шафруту. «У меня записано, - отмечает Иосиф, - что когда мои предки были еще малочисленны, всесвятой дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со мно­гими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божьей они прогнали их и заняли их страну, а некото­рых из них заставили платить дань до настоящего дня» (Коков-цев П. К., 1932). Исследователи не без основания считают, что увеличение территорий и могущества Хазарии могло произой­ти за счет присоединения территории соседних племен. Границы нового государства расширялись главным образом за счет бол­гар, которые заселяли Северо-Западный Прикаспий и Приазовье. Источники отмечают, что «хазары - великий народ, вышедший из Берсилии, - овладели всей территорией Болгарии до самого Понта (Черного моря) и наложили дань на старшего брата Батбая (сына Кубрата), которую они платили до сего времени».
Разгром болгар и покорение населения Западного При­каспия казалось хазарам настолько важным, что каган Иосиф считает этот политический акт началом образования Хазарско­го каганата.
В начале VII в. Хазарское государство объединило в своем составе различные по социальному развитию и пестрые по этни­ческому составу кочевые и местные народы Прикаспия. Источни­ки не только определенно помещают хазар на территории былой Кавказской Албании к северу от Дербента, но и говорят о много­численных городах и поселениях, очевидно, появившихся здесь еще в эпоху Кавказской Албании и продолжавших существовать при берсилах и хазарах.
Наиболее плотно заселенной территорией Прикаспия в хазарскую эпоху является долина Сулака. Замкнутая с трех сто­
рон отрогами приморских хребтов, она тянется более чем на 15 км в длину. Всего в Чирюртовской долине выявлено до 15 горо­дищ и поселений, в заключительных слоях которых представлена и культура хазарской эпохи.
Среди разнообразия густо расположенных в Прикаспий памятников особо выделяются остатки крупных и тщательно укрепленных городищ. Самым значительным из них является Верхнечирюртовское городище, расположенное в проломе хреб­та, откуда Сулак вырывается из предгорий на Прикаспийскую низменность. Сохранившиеся остатки городища, перекрытые с. Верхний Чирюрт, которое местное население называет и Гель-бах, протянулись более чем на 1 км вдоль берегов реки. Обшир­ные остатки города были защищены и массивными, достигавши­ми 10-метровой толщины оборонительными стенами и башня­ми. Они берут начало от вершин хребта, возвышающегося с вос­точной стороны над с. Верхний Чирюрт. По склону хребта стены тянулись вниз на протяжении почти 1 км до обрывистого берега Сулака дугой, защищая подступы к остаткам древнего города и в Сулакскую долину в целом (Магомедов М. Г., 1994).
Важное значение города, и особенно его крепостных соору­жений, в историческом прошлом региона находит отражение и в сохранившемся до наших дней названии расположенного здесь селения под названием Гельбах, в котором проживают аварцы. Его более позднее название Чирюрт происходит от слияния двух слов: чир - «стена, ограда, забор» и юрт - «селение, дом» (тюрк.). По смыс­ловому значению Чирюрт - «селение у стены, или за стеной». По сохранившимся местным преданиям, за время своего существова­ния с. Чирюрт (Гельбах) якобы 7 раз разрушалось врагами. Каждый раз его вновь восстанавливали, выбирая для нового строительства камень с развалин оборонительных стен древнего города.
Детальное совпадение различных сведений письменных источников с топографией Верхнечирюртовского городища и комплексом выявленных здесь обширных археологических мате­риалов свидетельствует, что его остатки являются первой столи­цей страны Берсилии, а затем Хазарии, известной под названием Беленджер.
Однако с изменением военно-политической ситуации в Прикаспий хазары вскоре перенесли столицу на новое место. В причинах переноса новой столицы страны позволяют разобрать­ся древние письменные источники. Они сообщают нам о перего­ворах обеспокоенного хазарскими вторжениями иранского шаха Хосрова I Ануширвана с каганом, состоявшихся в Берсилии (Бар-шалии). В результате этих переговоров оба правителя вступают в родственные связи друг с другом и устанавливают новую границу между двумя государствами по Дербентскому проходу.
С освоением вновь обретенной территории, очевидно, и связано возникновение новой столицы Хазарии, которая сло­жилась на базе уже существовавшего Семендера, в районе горо­да Махачкалы. Этот район имеет явные преимущества по сравне­нию с местом расположения первой столицы хазар Беленджера. Здесь предгорные хребты близко подходят к берегу моря, образуя узкий трехкилометровый коридор, удобный для закрытия при­морского прохода. Новая столица располагала здесь и выходом к морю, который обеспечивал большие возможности для торговли и сбора морской пошлины, являвшейся одной из доходных ста­тей хазарских каганов.
И, наконец, на новом месте хазарская столица была ближе к странам Закавказья, куда была направлена основная экспансия хазар в VII-VIII вв.
Таким образом, заняв господствующее положение на При­морских землях былой Кавказской Албании, гунны, берсилы и особенно хазары коренным образом изменили этническую кар­ту региона. Они не только совершали грабительские походы в Закавказье, но и нередко оседали на землях Кавказской Албании и к югу от древнего Дербента. В этой связи представляют инте­рес сообщения Моисея Хоренского. В своей «Истории Армении» он, в частности, описывает события, происходившие здесь еще во время правления царя Аршака (131-118 гг. дон. э.). В дни его, как отмечает Хоренский, «возникли большие смуты в цепи Кав­казской горы, в землях булгаров, из которых многие, отделив­шись, пришли в нашу землю и на долгое время поселились на юге от Коха (Кавказа) в плодородных и хлебородных местах». В дру­
гом месте Моисей Хоренский, наряду с болгарами, упоминает и хазар между 193-213 гг. Он пишет, что «болгары и хазары, со­единившись, прошли через ворота Джора (Дербента) под пред­водительством царя своего Внасепа Сурхана, перешли Куру и рассыпались по ту сторону ее. Валаршак разгромил их и, пре­следуя, в свою очередь, перешел через ущелье Джора (Дербен­та) в страну врагов, где и пал от рук могущественных стрелков». И далее он отмечает, что вследствие больших смут в стране бул­гар многие из них поселились в конце II в. н. э. в Армении.
О нашествии хазар на Албанию и Армению в царствова­ние Шапура II (309-380) сообщает и другой источник, в частно­сти «История албан» Моисея Каганкатваци. Наряду с булгара­ми и хазарами, на Кавказе в это время жили и гунны, которые являлись постоянными участниками Закавказских походов. Их, в частности, упоминает Агафангел в начале III в. н. э. в составе войск армянского царя Хосроя I, выступившего против основа­теля иранской династии Сасанидов. А у другого историка, Фав-ста Бузанда, гунны принимают участие в событиях, связанных с попытками христианизации кочевников Приморского Дагестана в 30-х гг. IV в. Бузанд, в частности, отмечает, что молодой армян­ский епископ Григорис представился маскутскому царю, повели­телю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал про­поведовать христианство. Сообщение это примечательно тем, что гунны здесь упоминаются в числе уже осевших к югу от Дер­бента племен маскутов (массагетов).
Таким образом, обосновавшись в Прикаспий, кочевники положили начало распаду Кавказской Албании и тюркизации местного населения. Эти процессы особенно усилились с воз­никновением в Прикаспий Хазарского каганата, объединивше­го в своем составе не только кочевников, но и местные народы. Причем эти процессы активно затронули и обширные просто­ры Албании к югу от Дербента. Академик 3. М. Буниятов в своих исследованиях по истории Азербайджана пишет даже о трехсот­летнем господстве хазар к югу от Дербента, и главным образом на нынешней территории Азербайджана.
В итоге массового вторжения тюркоязычных кочевников почти на всем протяжении 1-го тыс. н. э. и особенно с домини­рованием хазар в Прикаспий и создаются условия для актив­ной тюркизации Кавказской Албании, народы которой являлись носителями иберийско-кавказских языков. В этой связи необходимо отметить предпринимаемые в последние годы некоторыми исследователями попытки необо­снованно удревнить пребывание тюркоязычных кочевников на Кавказе. Одни, в частности К. Кадыраджиев, пытаются обосно­вать тюркское происхождение племен каспиев, упоминаемых среди народов Кавказской Албании античными источниками в середине 1-го тыс. до н. э. А другой исследователь, Г. С. Федоров, полагает, что предки тюркоязычных кумыков проживали в Даге­стане с неолитической эпохи. Подобные версии стали распро­страняться в последние десятилетия вследствие отсутствия кри­тического анализа резко возросшего количества трудов по исто­рии народов Дагестана. И важно отметить, что специалисты свя­зывают подобные суждения с целенаправленными попытками фальсификации истории народов Дагестана. Подобные попытки связаны с демократической вседозволенностью в общественно-политической жизни России в целом и в Дагестане в частности.

В целом древняя Кавказская Албания, сложившаяся на про­сторах Западного Прикаспия и Восточного Кавказа и протянув­шаяся от Аракса на юге до Терека на севере, являлась высокораз­витым государственным образованием с широкими международ­ными связями. Формирование государства было связано с доми­нирующей ролью местных албанских племен, сумевших уже в IV в. до н. э. объединить вокруг себя разрозненные племена регио­на. Распад Албании, просуществовавшей целое тысячелетие, свя­зан с кочевым миром, коренным образом изменившим этнопо-литическую карту не только Западного Прикаспия, но и обшир­ных просторов Юго-Восточной Европы.Во все исторические эпохи богатые страны Кавказа притяги­вали к себе кочевые народы, обитавшие на обширных просторах Евразийских степей. В последние века до нашей эры и в первые века нашей эры натиск кочевых племен испытали на себе и наро­ды Северного Кавказа. Не были исключением и народы Кавказ­ской Албании, также не сумевшие оказать успешное сопротивле­ние хорошо вооруженным полчищам кочевников, которые были великолепными всадниками. Поэтому уже с первых веков нашей эры, по сообщению многочисленных письменных источников, в Прикаспий вторгаются кочевые племена, известные под названи­ями маскуты, берсилы (болгары), гунны, хазары и др. (Магомедов М. Г., 1994).

Кавказская Албания, кавказ, Дагестан

Previous post Next post
Up