История Абхазии с древнейших времен. 3

Jul 08, 2010 16:01

Глава III Современная Абхазия в составе единого грузинского государства в XI-XVвв.

Современная Абхазия в XI-XIIвв. В конце Х и начале XIвв. завершился длительный процесс объединения грузинских земель и образовалось единое государство, во главе которого оказался царь „абхазов“ и „картвелов“ Баграт III Багратиони. Объединение Грузии означало, прежде всего, слияние двух престолов: „абхазского“ (западногрузинского) и „картвельского“, что подразумевало государственное образование, возникшее ещё в начале IX века в Южной Грузии - Тао-Кларджети и выступавшее в роли правопреемника бывшего Картлийского царства. Титулятура первого царя объединенного грузинского государства начиналась со слов „Царь абхазов“. Это было выражением той ведущей роли, которую сыграло западногрузинское государство - „Царство абхазов“ - в объединительном процессе. Именно вокруг Кутаисского престола происходило собирание всех грузинских земель и формирование общегрузинской государственности. И это отнюдь не было связано со сменой династий, т.к. царевич Баграт занял западногрузинский престол не как Багратиони, а как легитимный представитель (по материнской линии) династии „Леонидов“ - внук (сын дочери) самого выдающегося царя „абхазов“ - Гиоргия II (922-957гг.), достигшего наибольших успехов в борьбе за гегемонию в общегрузинском масштабе.

С воцарением Баграта III в Кутаиси Царство „абхазов“ не претерпело каких-либо изменений как в этнополитическом, так и государственно-правовом отношении. Произошло всего лишь дальнейшее расширение пределов „Абхазского“ царства, которое уже охватило территорию всей Грузии (за исключением Тбилисского эмирата и южной части Тао - владений Давида Куропалата) и трансформировалось в общегрузинское государство. Именно поэтому буквально все грузинские летописцы XI-XII веков страну, т.е. всю Грузию, порой без всяких комментариев, называли не иначе, как „Абхазия“. Аналогично обстоит дело и с иноязычными письменными источниками, освещающими события XI-XIIвв., в которых термин „Абхазия“ („Абазгия“, „Обези“ ит.д.) однозначно подразумевают только „Грузию“ и единое грузинское государство. Наука пока что не располагает ни одним иноязычным источником этого периода, в котором термин „Абхазия“ имел бы иное значение.

Территория современной Абхазии не представляла собой единый организм в административном плане. Она еще со времен Леона II - основателя „Абхазского“ царства, была разделена на следующие административные единицы - эриставства: Абхазское - северная часть, примерно от Гумисты или Анакопии (Новый Афон) до Никопсии (севернее нынешнего города Туапсе), далее Цхумское - часть современного Гудаутского района, примерно до Анакопии, Сухумский и Гульрипшский районы, часть Очамчирского района, и Бедийское - часть Очамчирского р-на и Гальский р-н. Статус эриставов Абхазии, Цхуми и Бедии (Одиши) ничем не отличался от статуса других эриставов. Они, наряду с другими западногрузинскими эриставами, находились не в прямом подчинении царю, ав „непосредственном ведении министра царского двора (мсахуртухуцеси - управляющий хозяйством царского дома), являвшегося в Западной Грузии своего рода царским наместником“. В источниках сохранились отрывочные сведения об эриставах Бедийском, Цхумском и Абхазском. Т.н. в начале XIIIв. во главе Абхазского эриставства стоял представитель знатного рода Шарвашидзе - Дотагод. В науке нет единого мнения по вопросу происхождения и времени выдвижения рода Шарвашидзе. Некоторые ученые (М. Броссе, Д. И. Гулия, 3. В. Анчабадзе) считали их потомками одного из представителей дома Шарваншахов, направленного Давидом IV Строителем в Абхазию после присоединения Ани к Грузии. Однако существует также мнение, что предки Шарвашидзе играли активную роль в пределах Абхазского эриставства еще в ХIв.

Территория современной Абхазии в период существования единого грузинского государства, как метко заметил видный абхазский историк и этнограф Ш. Д. Инал-ипа, „меньше всего походила на отдаленную провинциальную область“. В XI-XIIвв. эриставства, расположенные на территории современной Абхазии, были опорой царей Грузии в борьбе против феодальной оппозиции. Не случайно, что первый царь объединенной Грузии Баграт III одной из своих резиденций (может быть, даже главной) сделал Бедию, где и построил великолепный храм - свою усыпальницу. Нет ни одного факта, который бы свидетельствовал об антиправительственных, тем более о сепаратистский настроенных абхазских феодалов, якобы недовольных упразднением „Абхазского“ царства. Наоборот, всё говорит о том, что они были одними из наиболее верных подданных царей объединенной Грузии, называющих себя, в первую очередь, царями „абхазов“. Абхазская знать всегда играла важную роль при царском дворе, как в Кутаиси, так и в Тбилиси, после переноса туда столицы государства Давидом IV Строителем. Значительно возросла роль расположенных на территории современной Абхазии эриставств, в частности, Цхумского эриставства. Сам же город Цхуми-Сухуми - одна из летних резиденций грузинских царей, по словам известного русского ученого В. Сизова, изучившего в ХIХв. исторические древности Восточного побережья Черного моря, стал важнейшим „культурным и административным центром грузинского государства“. Собственно абхазы постоянно фигурируют в военно-политических акциях грузинского государства на протяжении всего XI-XIIвв. Они, естественно, принимали участие во всех военных баталиях. Абхазы ничем не отличались от жителей других регионов объединенного Грузинского царства. В XI-XIIвв. теперешняя Абхазия не имела никакой автономии. Она даже не была единой в административном отношении. Единственная привилегия, которой добивались абхазы XI-XIIвв., была неустанная борьба за дальнейшее укрепление и упрочение военнополитического могущества своего отечества - объединенного Грузинского государства.

В XI-XIIвв. на территории современной Абхазии процветала средневековая грузинская христианская культура. В этом плане, данный регион, как верно пишет 3. В. Анчабадзе, ни вчем не уступал „другим областям Грузии“. В это время в Абхазии было построено множество христианских храмов, среди которых уже упомянутый нами Бедийский собор, воздвигнутый царемобъединителем Багратом III-м и ставший, наряду с храмом Баграта в Кутаиси, символом единой грузинской государственности. Замечательным памятником грузинского христианского зодчества являются Лыхненский (рубеж Х-XIвв.) и Пицундский (ХIIв.) храмы. На территории современной Абхазии строились в этот период крепости и другие оборонительные сооружения, среди которых следует назвать крепостные укрепления на Иверской горе Анакопии (Новый Афон), сооруженные в разное время (с IV по XIвв.), а также замок Баграта, расположенный на одном из холмов юго-восточной части Сухуми. Данная крепость являлась цитаделью средневекового Сухуми и охраняла порт, расположенный тогда у устья реки Беслетки, и всю эту местность. Типичным памятником средневековой грузинской архитектуры является и одноарочный Беслетский мост близ Сухуми, на котором высечена древнегрузинская надпись, датируемая по палеографическим особенностям XI-ХIIвв.
Христианские храмы расположенные на территории современной Абхазии были центрами грузинской книжности и просвещения. Письменная культура региона в это время была исключительно грузинской. Почти все дошедшие до нас лапидарные надписи XI-XIIвв. сделаны на грузинском языке. Никакой иной, помимо грузинской, национальной цивилизации на территории современной Абхазии в XI-XIIвв. не было - Абхазия в это время целиком и полностью оставалась страной грузинской средневековой христианской культуры.

Абхазия в XIII-XVвв. В XIIIв., в результате опустошительных нашествий сначала Хорезмшаха Джалал ад-Дина, а затем покорения Грузии монголами, не только была существенно подорвана военно-политическая мощь страны, но и появились первые бреши в единой грузинской государственности. В 40-х годах XIIIв. монголы разделили Грузию на восемь думанов (военно-административные округа), из них два были в Западной Грузии. Территория современной Абхазии вошла в думан, управление которым было поручено Цотне Дадиани. Жители нынешней Абхазии, в том числе собственно абхазы, и в этот период продолжали активно участвовать в общегрузинских процессах. Так, например, по словам анонимного грузинского хронографа XIIIв., описавшего столетний период монгольского владычества в Грузии, абхазы участвовали в походе царя Лаша-Гиоргия - сына и преемника царицы Тамар - на Ганджу. Этот же источник повествует о том, как Лаша-Гиорги „охотился в Цхуми и Абхазии и ведал делами тамошними“. Данное сообщение привлекает интерес в том плане, что летописец четко отделяет друг от друга Цхуми и Абхазию. Это лишнее доказательство того, что в XIIIв. эти области не составляли одну административную единицу, не говоря уж о владетельном княжестве - Абхазия, чуть ли не в границах современной автономной республики.

Абхазы также активны на общегрузинской арене и в период правления царицы Русудан. При активном участии абхазов произошло провозглашение Давида - сына Русудан царем Грузии в Кутаиси. В конце 40-х годов XIIIв., после поражения антимонгольского восстания, тот же Давид, сын Русудан, прозванный монголами Нарином, вынужден был покинуть Тбилиси и перебраться в Западную Грузию, где, по словам грузинского летописца, „абхазы, сваны, Дадиани, Бедиани, Рачинский эристав и все жители Лихт-Имерети собрались с огромной радостью и объявили его царем". С этого времени единое грузинское государство фактически распалось на два царства. В Восточной Грузии правил сын Лаша-Гиоргия - Давид (Улу), в Западной Грузии - Лихт-Имерети Давид Нарин фактически создал отдельное государство, которое просуществовало до конца 20-х годов XIVв. Территория современной Абхазии оказалась в пределах государства Давида Нарина.

Интересное сообщение о деятельности этого монарха на территории современной Абхазии сохранилось в надписи, высеченной на одной серебряной иконе из Илорского храма (находится близ нынешнего города Очамчире), что прямо свидетельствует о принадлежности данного региона к общегрузинскому христианскому миру и в этот период. Вопрос этот поднят нами не случайно: сепаратистский настроенные историки и отдельные русские исследователи рьяно пытаются распространить мысль о существовании в средних веках абхазской национальной церковной организации - „Абхазского Католикосата“.

Прежде чем разъяснить национально-культурную сущность т.н. „Абхазского Католикоса та“, считаем нужным вкратце затронуть вопрос о возникновении этого института. В историографии всё еще нет точного ответа, когда начал функционировать т.н. „Абхазский Католикосат“. Хотя в источниках нет прямых подтверждений, гипотетически вполне можно допустить возникновение в Западной Грузии самостоятельной церковной организации во главе с Католикосом еще во времена правления „Леонидов“ в „Абхазском царстве“, т.е. в IX-Xвв. В этой связи, ученые обращают внимание, прежде всего, на сообщение грузинского историка XVIIIв. Вахуштия Багратиони о том, что западногрузинская церковь, „при помощи… Леона и его наследников, освободилась от зависимости греков (т.е. Византии - З.П.), ибо об этом свидетельствует имя его, так как именуют его католикосом Абхазети, а не Эгриси или Имерети“. В XI-XIIвв. мало что известно об „абхазских“ католикосах и лишь с XIIIв., в связи с воцарением Давида Нарина в Западной Грузии, встречаем упоминание о них. Окончательное же оформление „Абхазского“ католикосата, как самостоятельной церковной организации, происходит во II пол. XVв. и следует особо отметить, что собственно абхазы не имели к этому никакого отношения. Этот акт произошел по инициативе западногрузинских лидеров - Имеретинского (он же и Картли-Имеретинский) царя Баграта и великого эриставт-эристава Дадиани-Гуриели Шамадавле, которые, при непосредственном участии Антиохийского патриарха Михаила, возвели на престол католикоса „Лихтимера и Абхазии“ владыку Иовакима. По этому поводу был составлен специальный документ - „Мцнеба сасджуло“ („Каноническая заповедь“), в котором, помимо прочего, были указаны границы деятельности „Абхазского“ католикоса: Имерети, Гурия, Одиши, Абхазети, вся Аджария, Шавшети и Кларджети.

В историографии совершенно однозначно признано, что учреждение „Абхазского“ католикосата во II пол. XVв. означало победу сепаратистских устремлении руководителей Западной Грузии - царя Имерети Баграта и главы владетельского дома Дадиани - Шамадавле, которым, в угоду своих политических амбиций, понадобилась „своя“ церковь, независимая от Мцхетскогокатоликосата, олицетворявшего общегрузинское идеологическое единство. То, что т.н. „Абхазский“ католикосат, вопреки фантастическим выдумкам любителей сенсации, представлял собой не абхазскую, а чисто грузинскую церковную организацию, наглядно свидетельствуют другие письменные источники и, прежде всего памятники, непосредственно освещающие деятельность „Абхазского“ католикосата: т.н. „Большой ядгар Абхазского католикосата“ (или „Бичвинтский ядгар“) и „Большой ядгар крестьян Абхазского католикосата“. Первый из этих памятников, по мнению исследователей, создавался в XVI-XVIIIвв. и в основу его древнейшей части, или собственно „Ядгара“, составленного на рубеже XVI-XVIIвв., был положен „Ядгар“ Баграта III - известного имеретинского царя, правившего в 1510-1565гг., пожалованный Бичвинтской (Пицундской) церкви, а вторая часть этого памятника представляет собой сборник жалованных грамот имеретинских царей, католикосов и владетельных князей Западной Грузии. Что же касается второго памятника, то он был составлен в 1621г. по заказу католикоса Малакии и в нем зафиксированы принадлежащие католикосу крестьяне в пределах Имерети, Гурии и Одиши. Таким образом, как видим, национально-культурный облик т.н. „Абхазского“ католикоса та не вызывает никакого сомнения: данная церковная организация целиком и полностью была грузинской. Единственное, что связывает т.н. „Абхазский“ католикосат с абхазским этническим миром, это то, что резиденция католикосов долгое время (по мнению З. В. Анчабадзе, вплоть до середины XVIIв.) находилась в Бичвинта (Пицунда), т.е. на территории Абхазского эриставства. Тот факт, что центром Западно-грузинской церкви являлась Бичвинта, может говорить лишь об одном - этнические абхазы и в это время продолжали оставаться в ареале грузинского христианства. Вместе с тем, следует отметить, что и после переноса резиденции „Абхазских“ католикосов из Пицунды в Гелати, Бичвинта-Пицунда оставалась важнейшим центром западногрузинской церкви. Там происходило освящение мира и другие торжественные ритуалы. После смерти Давида Нарина (1293г.) в Западной Грузии началась междоусобица, чем воспользовался Гиорги Дадиани, который, по словам царевича Вахушти, „прибрал к своим рукам Цхомское эриставство и завладел Одиши целиком до Анакопии“.

На протяжении всего XIVв. Западногрузинские эриставы, в том числе эристави Абхазии - Шарвашидзе стабильно проявляли верность к центральной власти, т.е. Тбилисскому престолу, чем значительно способствовали сохранению единства общегрузинского государства. Вместе с тем, в это время, в пику имеретинских Багратионов и благодаря поддержке центральной власти происходит дальнейший рост могущества правителей Одиши (Мегрелии) - Дадиани, которые становятся фактическими лидерами Западной Грузии. Они на протяжении XIV столетия постоянно владели Цхумским эриставством. Под их влиянием находились и эриставы Абхазии - Шарвашидзе. По данным арабских (ал-Мухибби, ал-Калкашанды) и западноевропейских (Иосафат Барбаро) авторов XIV-XVвв. граница Мегрелии „простиралась до Черкесии“, а „Дадимани (Дадиани) управлял Сухуми и Абхазом“. Цхуми-Сухуми был стольным городом правителей Одиши-Мегрелии. Именно в этом городе находился монетный двор, где один из наиболее влиятельных представителей дома Дадиани - Вамек I (1384-1396) чеканил собственную монету.

В начале XVв. царь Грузии Гиорги VII (1393-1407) подтвердил права преемника Вамека I Дадиани - Мамия (1396-1414) на Цхумское эриставство. В 1414г. Мамия Дадиани организовал военную экспедицию для „покорения абхазов“. Однако эристав Абхазии „Шарвашидзе с абхазами… истребили мегрелов, убили Мамия Дадиани“. В конфликт вмешался царь объединенной Грузии Александр I Великий (1412-1442), который вступил в Абхазию. Эристав Абхазии Шарвашидзе встретил царя почтительно, „подчинился… его повелениям“. В середине XVв., по указаниям иностранных наблюдателей правители Одиши - Дадиани (Бедиани) признавались „царями Мегрелии и Абхазии“. Примечательно, что только с их согласия Генуэзское правительство назначало своего представителя (консула) в Севастополе- Сухуми. Падение Константинополя (в 1453г.) и активизация турков-османов в северном и восточном Причерноморье внесли существенные коррективы в геополитическую обстановку региона, а это повлекло за собой серьезные осложнения на территории современной Абхазии. В 1454г. турки высадили первый десант в районе Сухуми и разграбили город, а также побережье Абхазии. Однако, царь Грузии Гиорги VIII (1446-1466), молниеносно отреагировав, незамедлительно вступил в Абхазию и „вернул местных жителей в свои дома, привел в порядок укрепления и управившись делами тамошними возвратился в Гегути“ (одна из резиденций царей Грузии). В 1455г. на Сухуми „внезапно напали“ уже „авогази“ (джико-абхазы) и обратили местное население в бегство. В 60-х годах ХVв. Абхазское эриставство по-прежнему было вовлечено в общегрузинские политические процессы. В это время эристав Абхазии Шарвашидзе поддержал Баграта Багратиони „объявившего себя царем Лихт-Имерети“ (Западная Грузия)“, за что получил от Кутаисского престола „власть над абхазами и джиками“. Абхазское эриставство во второй половине ХVв. признавало сюзеренитет правителя Одиши-Мегрелии, при этом „Верхняя Абхазия“ непосредственно входила в состав Одишского княжества, а „Абхазией до Джикети владел Шарвашидзе“, который „подчинялся не всем повелениям Дадиани“.

Саакашвили, georgia, south ossetia, Путин, russia, Абхазия, abkhazia, Россия, Грузия, Самегрело, politics, apsny, АРДЗИНБА

Previous post Next post
Up