Достоевский «Подросток»

Jun 23, 2023 22:26







Роман «Подросток» входит в так называемое «великое пятикнижие» Достоевского. Но «Подростка» несомненно меньше читают, чем скажем «Преступление и наказание». Между тем, роман «Подросток» заслуживает быть прочитанным, на мой взгляд, каждым, хотя бы для того, чтобы элементарно поддержать разговор. Конечно, современный читатель, бегущий за новинками литературного мира, пресыщается слогом этих современных произведений и попросту подыхает от скуки, пробуя погрузиться в Достоевского. Современный читатель отмахивается от Достоевского, ибо попросту не хочет мыслить и погружаться не только в произведение, но и в самого себя. Почему в самого себя? А потому, что все произведения Фёдора Михайловича открывают настолько широкую дорогу для мысли и размышлений, что, несомненно, вносят изменения в душу читателя, дают толчок задуматься. Но каждый ли захочет заглянуть в глубины себя? Каждый ли признает, что он, может быть, врёт самому себе? Но это лишь один из множества аспектов того, что открывает Достоевский читателю.

И вот, роман «Подросток». Если я вам вкратце перескажу сюжет, то вы, мне так кажется, в негодовании начнёте размахивать руками с возгласами: «И об этом 460 страниц!». А в романе, между тем, очень и очень весьма много есть о чём подумать и поразмышлять.

Сначала вам будет трудно погрузиться в читаемое, вам возможно не понравиться слог и стиль Аркадия Долгорукого, главного повествователя романа. Но вы потерпите, втянитесь, уверяю вас. И Достоевского читайте медленно, осознанно, неспешно.

Читая, я делала массу пометок, но коснусь лишь немногого, хотя мне хочется говорить и говорить об этом романе.

Почему? Что же такое зацепило меня, заставило задуматься, пустило меня в долгий путь исканий и размышлений? Я люблю, когда книга заставляет меня отправиться в этот путь.  Такой книге всегда найдётся место на книжной полке, ибо к ней непременно последует возвращение.

Достоевского можно читать всю жизнь и всю жизнь возвращаться к прочитанному. Можно также сказать о роли произведений Достоевского в жизни читателя. Произведения Достоевского меняют человека, открывают для него тайные закоулки души, потрясают и закладывают зёрна нравственности на всю жизнь. Так, несомненно, Достоевский оказал влияние на формирование моей личности в четырнадцать лет.

В произведениях Достоевского всегда присутствует тема Бога, и роман «Подросток» не является исключением. Но в начале надо бы сказать, что по нынешним меркам главный повествователь отнюдь не подросток, как его назвал Достоевский. Почему же всё-таки роман назван так? Потому что, Аркадий ещё не сформировавшая личность, он слишком наивен, доверчив, ищет свой путь в жизни. Недаром же он восклицает, что не может ещё отделить добро от зла, и укажите ему путь по которому нужно идти.

Тема Бога, веры это неотрывная составляющая произведений Достоевского. Только задумайтесь над тем, как Васин объясняет Аркадию веру в Бога гордого человека! Гордый человек верует лишь потому, чтобы не преклоняться кому-то из людей! Он на самом деле не верует, но принимает своё желание веровать за веру.

Самый чистый, глубоко верующий человек в романе «Подросток» это Макар Долгорукий. Личность очень интересная и незаурядная, приковывающая к себе внимание. Некий праведник, выведенный Достоевским на страницы повествования, напоминающий праведников лесковских. Мне кажется, встреться с таким человеком в жизни, поговори с ним, и душа изменится. Описание чувства, когда Бог в душе, когда душа воспевает и радуется божьему миру, разве это не счастье верующего человека? То, что понимает простой русский человек, а другой понять не может. Знаете, мне раньше всегда казалось, что перед смертью каждый в Бога уверует. Но, это оказалось не так. Одних Господь лишал рассудка, других так и не посещал. Что же такое вера в Бога? Почему у одних она такая сильная, а у других, как бы они не пытались уверовать нет её? А что Макар Иванович говорит о безбожниках? Интересная ведь мысль, однако. И жить без Бога одна лишь мука. Мука.

Что душа человеческая? Почему человек обижает тех, кого больше любит? Почему человек поступает так, а не иначе? И, как важно самому себе говорить правду и признаться, что душа то паука у меня. Что страсти охватывают, что паук свои сети плетёт, что не ангел я, а зло во мне сидит.

Версилов, настоящий отец Аркадия, клубок неразгаданных тайн. Что движет этим дворянином? Несомненно, он человек пытающий уверовать в Бога, человек борющийся с самим собой и своей страстью. Деспот с одной стороны, с другой стороны страдающий от страсти. Человек с двойственной натурой. Помните, как кричит Аркадий, что это не Версилов, это двойник его? Двойник, да в каждом из нас есть такой двойник. Та скрытая личность, которая порой высунется из-за двери и покажет всем язык. Но Версилов личность примечательная. Не пустая, сложная. Нельзя категорично отнести его к отрицательным персонажам, ибо, как и Аркадий мы влюбляемся в его противоречивую натуру. Мы прислушиваемся к его речам, рассуждениям. Спорим с ним, и пытаемся найти ту нить правды и истины, которые может и сокрыты, но потяни и они вываляться наружу. Но неправда ли, что «молчание всегда красиво, а молчаливый всегда красивее говорящего»? А речь Версилова о европейцах, о русском, который получил «способность становиться наиболее русским именно лишь тогда, когда он наиболее европеец»? А мир нарисованный Версиловым без Бога, но в конце с видением картины, как у Гейне «Христа на Балтийском море»? Ну и любовь Версилова к матери Аркадия. Что эта за любовь? Русские женщины быстро дурнеют?! Привязанность?! Может быть, возвращение к тому, кто безропотно любит тебя и терпит все твои недостатки? Некий оплот тишины и штиля? Да, мать Аркадия некий образ женщины, коей и должна быть любящая христианская женщина. Она мне чем то напомнила Марыню из «Семьи Поланецких» Сенкевича.

Вот один пройдёт мимо этого романа, отмахнется рукой. Я же разбираю его по всем фронтам. Надо отдать должное Достоевскому, мастерски он пишет от лица Аркадия Макаровича. А вот читаешь и чувствуешь, что пишет человек, вступивший в жизнь. А жизнь ведь полна людьми. Людьми, у которых свои жизни и своя правда жизни. Некая ось, которая выстраивается от рождения человека.

Вот родился младенец, улыбается или орёт на всю улицу, а каков он в жизни будет? Аркадий так любил отца своего настоящего, что Версилов часто говорил, право, милый, не знаю, за что ты меня любишь так. А ведь Аркадий отца хотел иметь, хотел иметь просто отца! Отца, в полном понимании этого слова.

Достоевский и пишет о случайном семействе, о неком семействе вдруг возникшем по воле обстоятельств. А как у вас с матерью моей всё произошло? Да, как то так, милый мой, как то так.

Пройти через некие обстоятельства и остаться честным человеком. Или понять всю душу свою.

А как вам идея Аркадия? Некая идея всегда нужна человеку, чтобы держаться на плаву. Но идея и не нужна, если веруешь в Бога всем сердцем.

А если веру потеряешь? Разуверишься? По какому пути пойдёшь?

Роман воспитание, роман о случайном семействе содержит в себе смерти персонажей(это же Достоевский!). Их немало. Особенно меня тронули два суицида: Оли и Крафта. Олю можно было спасти, отчасти это случай, когда не делай добра, если не хочешь зла. Крафт же персонаж идейный. У Крафта это взвешенный поступок, он всё решил для себя и глубоко верит в свои измышления. Особенно в этих случаях стоит припомнить слова Макара Ивановича насчёт греха самоубийства и молитве за этих несчастных.

И вот, кстати, не нашла я так ответа, почему мать Оли в третьей части в обоих прижизненных изданиях романа меняет имя и отчество. Зачем это нужно было Достоевскому?

Описание внешности некоторых персонажей кажутся излишними. Например, внешность девицы Олимпиады(зачем мне надо было знать, как она выглядит?).

Использование слова физиономия в разговорной речи заставило улыбнуться(по вашей физиономии я заключаю, что вы крайне необщительный человек, думаю я сказать кому-либо при встрече).

Стоит ещё упомянуть, что «Подростка» вы не увидите на станции метро Достоевская в Москве. Почему-то Иван Валентинович Николаев не стал изображать «Подростка» в оформлении станции, хотя этот роман входит в «пятикнижие» Достоевского.

Упомяну ещё и фильм шестисерийный снятый по роману «Подросток» 1983 года режиссера Евгений Ташкова. Фильм не идеален, но на мой взгляд неплох. Бывает и хуже. Больше всего мне понравился там Андрей Ташков в роли Аркадия Долгорукого. На мой взгляд, он сумел передать и образ, и чувства, и душу главного повествователя романа. А ещё заслуживает внимание музыкальное сопровождение фильма(композитор Борис Чайковский). Оно чарует, настраивает душу и несёт то куда-то к героям романа, то в свою собственную душу. И ещё примечу, что возможно, фильм будет непонятен тем кто не читал сам роман.

Сумбурно у меня получается, прямо как у Аркадия Долгорукого. Но, как Аркадий и напишу, не хотите и не читайте.

Засим откланиваюсь, хотя и многое ещё сказать имею.

literature reading, review, Достоевский, my foto, кино

Previous post Next post
Up