По страницам повести «Странники» Вячеслава Шишкова

Feb 19, 2023 23:30







Под февральские метели да стуки капель, в ночь была дочитана последняя страница самой крупной повести Вячеслава Шишкова «Странники». В ту ночь сон ещё долго не одолевал меня, мысль работала, душа блуждала по страницам повести.

С первых глав повесть «Странники» отрешила меня от внешнего мира, завлекла в страшный мир беспризорных детей. Мир страшный, отталкивающий, временами вызывающий отторжение и тошноту. День читаю, на следующий не могу. И бормочу себе, мол, помни, что они дети всё-таки, а не звери.

Всё дальше и дальше повесть затягивала меня. Менялись мысли, отношение к персонажам, появлялось сочувствие и понимание. А тетрадные листы всё больше пестрили заметками и вопросами на полях.

Повесть, состоящая из трёх частей, писалась Шишковым с августа 1928 по октябрь 1930 года.

На первый взгляд, повесть «Странники» можно отнести к аналогичным произведениям о беспризорниках, к примеру, «Педагогической поэме» Макаренко. Но, вспомним «Песнь Песней. Юношеский роман» Шолом-Алейхема. Читающие это произведение без отсылки к «Песнь Песней» Танаха (или Ветхого завета) лишь бедно воспринимали текст, не понимая его. Что я этим хочу сказать? А вот, что. Человек, знакомый с библейскими текстами, с христианской религией, читая повесть «Странники» непременно заметит в ней библейскую символику. Да, и читая, так и чувствуется, что Вячеслав Шишков написал не просто советскую идеологическую повесть о том, как советская власть перевоспитывает беспризорников. Да и автор с младенческих лет хотел быть священником, а душа человека верующего и знающего Писание намного богаче образами. Детальный разбор о библейской символике в повести «Странники» я нашла в работе Валентины Габдуллиной и Евгении Израновой, что и подтвердило мои домыслы. Да, всё известно до меня, но до чего же приятно дойти до всего своим умом!

Из всех персонажей повествования особо выделяются Амелька, Филька, Инженер Вошкин, Григорий Дизинтёр.

Более всего Шишков открывает нам душу Амельки Схимника, и не просто открывает, а ведёт нас по метаниям души паренька за руку, показывая и рассказывая все думы и метания парня. Поначалу для меня это был отрицательный персонаж, вызывающий отталкивающие эмоции. Но, чем дальше вёл повествование автор, тем более душа моя трепетала и что-то начинало говорить во мне: «Не судите, да не судимы будете».

То, что по роковой случайности обстоятельств, натворил Амелька будет не давать ему покоя всю жизнь. Когда читаешь эти страницы повествования, то душа замирает, кажется, что сама жизнь замирает и останавливается на мгновенье время. Невозможно постичь все муки душевные, всё дно открывшиеся перед Амелькой. А время вспять не воротишь, сделанного не исправишь. Но можно ли жить дальше? Можно ли начать жить сначала? Несомненно, можно, но только если захочешь сам. А ещё мысль кружилась: не соверши в жизни то, за что мучиться придётся.

Про Амельку можно говорить долго, да и есть над чем подумать. Но надо помнить, что не все в реальной жизни могут быть такими Амельками.

С Фильки начинается повесть, глазами этого персонажа мы знакомимся с миром беспризорных. Но Филька остаётся в стороне от мира зла, худая воля не властвует над ним. Он наблюдатель, но не игрок. И он верит в Бога.

Инженер Вошкин с одной стороны потешный маленький мальчик, но не надо забывать, что он всего лишь маленький мальчик: маленький мальчик со сложным характером, но из него непременно вырастет хороший человек, если его окружить любовью.

Григорий Дизинтёр персонаж заслуживающий внимания. Этот добряк характеризует веру в Бога непоколебимую, за Бога он умрёт, за друга жизнь положит. Это храм, стоящий на земле, но разрушить его невозможно.

Ещё хочется отметить образ матери в повести. Мать - это та, которая любит, всегда прощает. Правда, напоминает образ Богородицы, которой всегда молятся, зная о её заступничестве? Здесь мне могут возразить и привести в пример персонажа Парасковью Воробьёву. Но давайте не будем судить, Парасковья и так такой грех на душу взяла, что не приведи кому такие муки душевные испытать. А ведь муками душевными человек то и спасается! Через страдания душевные! А Амелька, сам не зная, душу человеческую спас! Вот вам истины христианские.

В повести есть интересная глава «Камерный суд». Это, когда заключенные в тюрьме сами устраивают суд и рассматривают дело. Описано, как убийца, а взяли его за кражу, сам рассказывает о своих ужасных делах и хочет расстрела. Он мог скрыть все свои преступления, ибо нет доказательств, но он сам всё рассказывает и требует расстрела - высшей меры наказания. Почему? Да душа болит, представьте себе. Да, у этого человека-зверя болит душа и мучает совесть. Тяжело жить, надоело.

Описаний природы в повести немного, но то, что есть, написано мастерски по «шишковски». Природа, как и в романе «Угрюм-река» неотделимо пересекается с человеческой душой. Язык Шишкова многогранен, образен. Читая, испытываешь восторг.

А воля-волюшка манит, а Крым раем представляется. Прекрасная концовка повести. Впереди жизнь. Жизнь осознанная и другая. Настоящая жизнь.

literature reading, Шишков, review, my foto

Previous post Next post
Up