Детство. Мои музыкальные впечатления.

Jul 10, 2013 00:35



Одними из самых сильных впечатлений моего детства были музыкальные.
У нас дома было много пластинок, большинство из которых отдала нам мамина сестра, чтобы они не напоминали ей прошлое, и также для моего музыкального развития. Моя мама любила музыку разную и слушали мы ее практически каждый вечер. Не специально, но она звучала почти всегда: когда мама готовила ужин - обычно народная, когда мы ужинали - классическая, после ужина и в свободное время - разная, по настроению, напр. я любила готовить уроки под клавесинную музыку И.С.Баха.
Когда я была совсем маленькая, у меня было 2-3 пластинки с детскими песенками. Помню, как слушала бесконечное количество раз одни и те же песни... - года в три я научилась сама переставлять пластинку в проигрывателе и поэтому могла слушать музыку, когда хочу. Самыми любимыми в том возрасте у меня были коротенькие песенки на стихи Агнии Барто, и позже, когда я научилась читать, самыми первыми книжками были сказки Пушкина и стихи Барто. Еще была песенка про московское метро, она казалась мне почти взрослой по сравнению с другими. Очень нравилось слушать Валенки в исполнении Нины Руслановой и Синий платочек в исполнении К. Шульженко.
Были пластинки со сказками, которые читали прекрасные старые артисты МХАТа - очень я любила слушать сказки про Аладдина, про Дюймовочку и сказки Пушкина. Были пластинки с песнями советских композиторов и ариями из оперетт, особенно хорошо запомнились мне из моего детства ария Мистера Икс в исполнении Георга Отса и ария Кармен на русском языке "У любви как у пташки крылья" (не помню исполнителя).
Из классической музыки в том весьма юном возрасте мне разрешали слушать только вальсы Шопена и Чайковского, все остальные пластинки были под запретом. Не удивительно, что именно поэтому они интересовали меня особенно...:)))
Помню, что лет с 4х я начала потихоньку знакомиться с ними, когда оставалась дома одна. И не могла понять, почему мне не разрешают их слушать...до тех пор, пока не дошла до пластинки с фортепианной музыкой Бартока. Уже не помню, что именно было записано на пластинку, но эта музыка произвела на меня сильнейшее впечатление. Настолько сильное, что уже после первых аккордов я в страхе остановила пластинку.
Когда мой первый страх улегся, я решила послушать еще раз - было ужасно интересно ! Включила пластинку снова, попыталась слушать...и снова испугалась так, что закричала....помню это, словно происходило совсем недавно.. - тогда я решила, что это плохая музыка и спрятала пластинку. В течение недели-двух хотела, но так и не решилась поставить пластинку снова...однако ужасное любопытство не давало мне покоя. И в один прекрасный день я придумала, как послушать эту страшную музыку. Посередине комнаты стоял стол, покрытый скатертью...- поставив пластинку, я моментально спряталась под этим столом и слушала оттуда...мне казалось, что там я в безопасности и могу не бояться )))
Но тем не менее во время первого прослушивания я не столько слушала музыку, сколько боролась со своим страхом, и поэтому пришлось повторить снова. Помню, что не смогла дослушать до конца - сильные мощные аккорды были совершенно новыми для меня и мне казалось, что они бьют меня по голове, толкают в спину, хотят оглушить и раздавить ...
Было страшно настолько, что даже любопытство не помогало - я сидела под столом, закрыв голову руками и плакала. В таком положении меня застала мама. Пластинку она спрятала под кипой других и взяла с меня слово не брать те пластинки, которые она не разрешает мне слушать. Лет до шести я не повторяла попытку снова послушать Бартока, но продолжала потихоньку ставить другие неразрешенные пластинки - Листа, Шуберта, Брамса, Рахманинова, другие вещи Шопена и Чайковского, Прокофьева, Хачатуряна ... - пластинок было очень много. Ничего страшного в них для меня не было, большинство из них слушала с интересом и у меня появлялись любимые произведения. Помню, что в их числе были одна из венгерских рапсодий Листа, Серенада Шуберта, все, что было у нас из Моцарта (сонаты и арии из опер), Танец с саблями Хачатуряна, Картинки с выставки Мусоргского ( каким бы удивительным ни казалось вам да и мне самой это сейчас).
Также в те юные годы я боялась слушать органные произведения И.С.Баха - меня подавляли мощь и объем, я казалась себе Дюймовочкой в огромном помещении с узкими высокими окнами ( впервые в католическую церковь я зашла уже после окончания школы ) , но клавесинные произведения слушала с удовольствием. Не любила Бетховена - он казался мне шумными и беспокойными, как мальчишки, гонявшие футбол.
И вот где-то уже перед самой школой, решив, что я уже достаточно большая и смелая, сделала новую попытку послушать страшную музыку Бартока. И была удивлена тем, что она совсем не страшная...Счастье мое было беспредельно - я слушала Бартока, не прячась под стол, могла снова и снова повторить ее, но это было уже не интересно ...и я отложила пластинку в сторону надолго. И только где-то лет в 14-15 мне захотелось снова послушать ее, чтобы понять, что же такого было на самом деле в той музыке...
В те годы у меня уже был любимым композитором И.С.Бах (как оказалось, навсегда) , его органная музыка, хотя ,конечно, как и большинство молодых людей я больше всего любила Токкату и фугу ре-минор и еще не выросла до Партит и ХТК , любила 9ю симфонию Бетховена, заслушивалась Рапсодией в стиле блюз Гершвина и представляла себя Джульеттой под музыку Прокофьева.
Послушав Бартока еще раз , я забыла о его музыке надолго..лет на десять, когда мне довелось вновь услышать его музыку. У меня появились друзья в Венгрии и во время моего первого посещения этой красивой страны они устроили мне сюрприз, пригласив на концерт, в котором прозвучали некоторые произведения этого композитора. Мои венгерские друзья надеялись, что я смогу узнать в одном из них то самое, которое не давало мне покоя все мое детство. Но увы, я не вспомнила, какое именно произведение это было. Возможно, Соната №80/ Piano Sonata, Sz. 80 или Rhapsody, Op. 1, BB 36b или Аllegro Barbaro , но скорее всего Этюд №18 /Three Etudes op. 18 или 3 Burlesques op. 8.
Есть какое-то удивительное совпадение или посыл в будущее из детства, что именно венгерский композитор произвел на меня тогда самое сильное впечатление - ведь именно Венгрия оказалась страной, которая занимает большое место в моем прошлом и с которой у меня связано много хороших воспоминаний.
И И.С.Бах связал меня с Германией, когда я начала изучать немецкий язык и позже, когда жила в немецкой семье, которая помогла мне пережить страх от перестроечных лет. И даже Гершвин вспоминался мне совсем недавно, когда я гуляла по ночным улицам Нью-Йорка.
Все в жизни взаимосвязано и ничего не бывает случайным. И ничего не пропадает. И не приходит просто так.

Béla Bartók - Аllegro Barbaro

image Click to view



Bartok - Three Etudes op. 18 исп. Zoltan Kocsis

image Click to view



Bartok - 3 Burlesques op. 8 исп.Sviatoslav Richter

image Click to view



Ф.Лист - Венгерская рапсодия № 6 , исп. Марта Аргерих / Hungarian Rhapsody No.6, Martha Argerich 1966

image Click to view



Серенада Шуберта - из фильма "Приходите завтра"

image Click to view



George Gershwin, Rhapsody in Blue -
Earl Wild piano - Boston pops Orchestra - Arthut Fiedler conductor

image Click to view

музыка, music, личное, life, дети, memoirs, воспоминания, russia

Previous post Next post
Up