Кармен в нижегородском оперном 27 мая

May 28, 2023 22:08

Вчера ходили на "Кармен" в нижегородский оперный. Пти говорила, что рецензии на постановку в основном хвалебные, так что я настраивалась на то, что услышу прекрасную музыку и увижу на сцене яркие, живые чувства и страсти. Насчёт музыки ожидания оправдались (оркестр театра держит довольно высокую планку вот уже много десятилетий, хор от него не отстаёт, солисты голосами владели очень достойно, пели на французском языке, на двух больших экранах по бокам сцены шли русские субтитры, которым, правда, не помешала бы лёгкая корректура), но вот остальное... К финалу первого акта преобладающим МОИМ чувством было недоумение: таки шо это такое?!

Непосредственные впечатления от образов:
Кармен - Рената Литвинова, плохая копия с Марлен Дитрих. Зачем? Почему? Намертво залаченная укладка, кокетливая чёрная шляпка на светлых волосах, чёрное же бархатное обтягивающее платье по моде 1930-х, яркая помада на бледном лице... Ну, пусть так, но при чём тут цыганка, которую из текста не выкинуть? Да, она вышла на сцену в самом начале и топотом разбудила толпу спавших то ли дезертиров, то ли бомжей в тускло-серых помятых шинелях, а потом чуть ли не пинками подняла их и построила, после чего бомжи запели "Что за народ, куда спешит?" Но это откуда ваще и почему??!!
Микаэла - Катя Пушкарёва из сериала "Не родись красивой", ни убавить, ни прибавить. Круглые очочки, чуть ли не школьное платье с воротничком, неуклюжая пластика. Аж пересмотреть пару серий захотелось, хотя поклонницей этой истории я никогда не была и даже не смотрела целиком.
Хозе (Жозе, Хосе) - рядовой-первогодок, ботаник в очках, никак не бравый бригадир. Пел и играл, постоянно уткнувшись в какой-то гроссбухообразный талмуд, как будто ему скучно и неохота общаться ни с кем, вот и читает всё время книжку. После дезертирства превратился в близнеца Гоши, он же Гога, он же Жора из фильма "Москва слезам не верит" - то же неопределённого цвета пальто-шинель поверх майки-алкоголички и трёхдневная щетина (впрочем, она была у него и в казарме). Как в такого могла хоть на минуту влюбиться даже такая (тем более такая!) Кармен? Загадка.
Эскамильо - замдиректора конторы средней руки. Кое-как сидящий офисный костюм, не очень стильная небритость, пучок лент через плечо и... классическая тореадорская шапка-монтера.
Сигареры щеголяли в разноцветных тюрбанах, намотанных на манер Мамушки из "Унесённых ветром".
Периодически, в рандомных сценах, на сцену вылезала тётка с ещё одним гроссбухом и начинала подсказывать артистам реплики. К чему, я не поняла.
Про взаимодействие персонажей отдельная песня. Хозе все свои реплики, обращаемые к Микаэле ли, к Кармен ли, пел куда угодно и кому угодно, только не собеседнице. А для знаменитой "Арии с цветком" из третьего действия Кармен поставила его в красивую позу, как марионетку, и всю арию он так и спел, не шелохнувшись. Микаэла свою арию в третьем действии пела, забравшись на третий ярус декораций (мы переживали за её ноги, голову и позвоночник). В финале Хозе потыкал Кармен ножом в такт музыке, и та красиво улеглась... попой к залу в воротах арены. А когда прозвучал финальный аккорд, внезапно воскресла и зачмокала Хозе.

В глубоком недоумении я пошла в Яндекс поискать разъяснений всему этому. И нашла! Оказывается, это идея "спектакля в спектакле", профессиональные оперные артисты играют неумелых дилетантов, замахнувшихся на постановку "Кармен" в условиях то ли бомбоубежища, то ли чего-то в этом роде. И примадонна (Кармен) играет в том, в чём застала её воздушная тревога (как опознать воздушную тревогу без сирены, никто не объяснил). А Хозе играл действительно не доучивший партию новичок, и примадонна ему подсказывала текст. Затем же была нужна и тётка с табуреткой. И взаимодействие между Кармен и Хозе, Хозе и Микаэлой отсутствовало по той же причине. И всё остальное...

Вы знаете, идея "театра в театре" или "театра в кино" не нова. Навскидку я вспомню "Кровавую свадьбу" Карлоса Сауры, где танцовщики Национального балета приходят в театр, расходятся по гримёркам, болтают, одеваются, гримируются, проверяют реквизит, разминаются - и начинают генеральный прогон балета. И это смотрится на одном дыхании и не требует пояснений. Из спектакля же Елизаветы Мороз я ничего не поняла и вышла из зала в глубоком недоумении и разочаровании. Не было ярких характеров и чувств, не было драмы и сопереживания, только удивление, непонимание и неловкость.
Разве что послушала гениальную музыку в неплохом исполнении.
Декорации, правда, в последнем акте получились прикольные.











театр, впечатления, музыка

Previous post Next post
Up