Вот еще одно практически вымирающее ремесло - шелковые ковры ручной работы. Это настолько долгосрочный и кропотливый труд, что оказывается, мало кто их ткачей хочет и может им теперь заниматься, несмотря даже на значительную стоимость окончательного продукта. Пройдет еще несколько лет, маленькие семейные фирмы закроются, и тогда и этот вид ткачества исчезнет. Он уже исчезает. Об этом нам рассказал наш индийский гид Омар, родители которого издавна занимались шелковым ковроткачеством, но тоже почти уже сдались под напором рынка и современных технологий. Но он показал нам, как это делалось и делается до сих пор.
Эта мастерская в Агре не принадлежит его семье, но действует на тех же основах - ткачами работают дальние бедные родственники, семья дает им работу и доход, но прибыль от самой продажи ковров остается в семье и идет на поддержание бизнеса. Процесс необыкновенно трудоемкий, каждый из мастеров должен завязать на густо натянутой на станке основе по несколько десятков тысяч узелков шелковой нити за день.
Узор создается по специальным схемам. Нам показали одну из них, это выглядит похоже на...
схему для вязания:
Здесь можно посмотреть, как именно мастера создают узор, завязывая узелки и обрезая нити полукруглым ножом в виде месяца или маленького ятагана (30 секунд видео, работа - жесть.):
Click to view
В самом магазине, в демонстрационном зале, вначале, как обычно, перед нами выкладывают самые простые образцы, ничего интересного, просто ковры, да. Если не помнить, каким трудом они создаются.
Но к концу нам показывают чудеса ручной работы. И стоимости. С каждым экземпляром цена, понятное дело, возрастает в разы.
Обратите внимание на перемену цвета. Это тот же самый ковер, но насколько по-разному он смотрится в зависимости от освещения шелковых нитей. Выглядит очень благородно, не правда ли?
В принципе, мы - полные профаны в коврах. У нас дома нет вообще ни одного. Поэтому нам терпеливо объясняют, что качество ковра непосредственно зависит от количества и плотности узелков на его поверхности - и показывают это на изнанке. Ровность рядов и соответствие рисунку тоже имеют свое значение, как и десятки других параметров, которые я запомнить не в силах. В частности, какова нить основы - из чего она сделана, шелк это или та же шерсть. И если шелк, то какой? Оказывается, для плотной основы гусениц шелкопряда переводят на диету из листьев дуба, тогда и нити оказываются более прочными (но об этом нам не рассказывали, я прочитала это в интернете, так что за точность сведений не ручаюсь, просто забавно звучит - как будто у них от дуба случается запор). Технология окраски нитей и применение различного типа красителей тоже имеют значение. Но суть всего дела в том, что шелковая нить гораздо тоньше шерстяной, поэтому количество узелков на квадратный метр может доходить до двух миллионов. Против 250 тысяч у среднего качества шерстяного ковра, где-то так.
И вот в конце презентации нам показывают один из истинных шедевров. Шелковый ковер с наибольшей плотностью нитей. Это дает не только долговечность, но и устойчивость перед загрязнениями - плотный шелковый покров не пропускает пыль и грязь вовнутрь, все легко счищается обычным пылесосом. Даже кошачья шерсть, как ни странно. Причем при нас этот дорогущий ковер поскребли специальной железной щеткой, имитирующей кошачью лапу с острыми когтями - лично могу засвидетельствовать, что никакого вреда это ему не нанесло, шелк скользкий, нити завязаны прочными узелками, так что котам и собакам порвать этот ковер в клочья не судьба.
А вот тот же самый ковер, повернутый к нам другой стороной - зацените смену колера с яркого и насыщенного на палевый и серебристый. А нам еще и разрешили (нет, не разрешили, а просто-таки заставили!) пройтись по нему босиком. Ощущения необычные. У него очень короткий ворс, гораздо короче, чем мне представлялось. Но так приятно ступням, он очень упругий. Вот ей-богу, если бы у меня дома было бы хоть одно место, куда я могла бы этот ковер положить, чтобы им любоваться и ходить по нему босиком, я бы купила. И цена - хоть и не маленькая, но в несколько раз ниже, чем то же самое продается в Москве - если я правильно помню, нам называли что-то вроде трех тысяч долларов (и это еще до торга).
Короче, все равно, квартира у нас хоть и неплохая, но отнюдь не пентхауз, и ковры класть просто тупо некуда. Денег для инвестиций в последующие поколения в такой форме у нас тоже пока нет, для этого всегда находятся гораздо более важные вещи, хотя, возможно, и не такие красивые и долговечные. Поэтому мы ничего, конечно же, не купили. Но посмотрели и восхитились работой мастеров. Где и когда еще такое увидишь в конце-то концов? Да и мое предубеждение против самой идеи ковров было весьма поколеблено - это действительно нечто другое, гораздо более приятное и привлекательное, чем та машинная продукция среднеазиатских фабрик, которую я помню со времен наших советских бабушек. Впрочем, к покупкам нас и не принуждали. Только наш гид Омар по знакомству обещал еще более значительные скидки, если мы когда-нибудь передумаем и обратимся в его умирающую семейную фирму. Для него это боль - даже не потому что гибнет его семейный бизнес, а потому, что гибнет искусство. И поэтому мне было очень важно увидеть своими глазами, как же все это делается, пока делается.
Этот пост не рекламный (у меня нет рекламных постов). Это - пост восхищения ремеслами, особенно редкими и исчезающими. Надеюсь, что и мои читатели смогут почувствовать хотя бы долю моего восхищения. Дальше я хочу написать о мраморе, о том, как, оказывается, и сегодня все еще делаются такие же прекрасные, тонкие, прозрачные, светящиеся вещи, которые до сих пор украшают вечный Тадж-Махал. Еще одно погибающее ремесло... Что же мы делаем, а?