Домик Чехова в Ялте. Первый этаж.

Aug 13, 2013 09:59

В сентябре 1898 года, уже будучи известным и обеспеченным писателем, Чехов приехал в Крым из-за обострения чахотки. Так получилось, что здесь он провел последние несколько лет своей жизни.

Уже через месяц он купил участок рядом с Ялтой, в селении Верхняя Аутка. Здесь был старый заброшенный виноградник и ни одной постройки, так что все здания появились благодаря ему. По проекту архитектора Шаповалова за 10 месяцев был построен дом, названный "Белой дачей". Чехов сообщал в письмах родным: "Ялтинский дом очень хорош. Лучше и не надо. Комнаты малы, но это не бросается резко в глаза. Виды со всех сторон замечательные..."

Вот уж не знаю, откуда он взял, что комнаты малы. Ведь не аристократ какой разложившийся, нет, он же разночинец, выходец из бедной семьи. И если уж они малы, то на нашей даче они вообще как табакерки...

Куприн вспоминал: " В час дня у Чехова обедали внизу, в прохладной и светлой столовой, и почти всегда за столом бывал кто-нибудь приглашенный. Трудно было не поддаться обаянию этой простой, милой ласковой семьи".



Большой раздвижной стол-сороконожка, окруженный венскими стульями, когда-то стоял в центре столовой на первом этаже, под висячей керосиновой лампой, но в музейные годы его пришлось сдвинуть к окну для удобства расмещения экскурсионных групп.  Стол покрыт скатертью с меткой "М.Ч.", вышитой сестрой писателя Марией Павловной. Отдельно на круглом столике - чеховский самовар.



В темно-коричневом буфете в столовой - посуда чеховской семьи.



Сохранились семейные реликвии - старинные бокалы, приданое матери: из них пили шампанское на свадьбе родителей Чехова в Таганроге в 1854 году.



В примыкающей к столовой комнате с двумя окнами, выходящими в сад, с чудесными видами на море и речку Учан-Су, поначалу останавливались гости.


Больше месяца в ней прожил Бунин, писавший Чехову в Ниццу: "Здесь очень тихо, погода нежная, и я чудесно отдохнул за эти дни в вашем доме. Не нарадуюсь на синий залив в конце вашей долины. Утром моя комната полна солнца".


После женитьбы Чехова эта комната была отведена его жене, актрисе Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой. Они впервые встретились в Москве, за год до его отъезда в Ялту. Чехов побывал в труппе Художественного театра  на репетициях Чайки, а потом на спектакле "Царь Федор Иоаннович", где Книппер поразила его в образе царицы Ирины: " Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину".



С этого момента, как вспоминала впоследствии Ольга Леонардовна, "начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел их отношений". Какова метафора, а? Как удавка на шее, однако...



На первом же этаже, рядом с комнатой Ольги Леонардовны, расположены еще две гостевых комнаты, в которых останавливались многие  из  героев той эпохи.


Горький. Жил здесь осенью 1901 г., был какое-то время даже прописан в чеховском доме.


Гиляровский. В 1902 году подарил Чехову эту свою фотографию с надписью: "Милый Антон! Чаще поглядывай и будь здоров, как я сам. Гиляй". Сам Гиляй был недюжинной силы и здоровья.


Толстой. Впрочем, граф здесь не бывал, они с Чеховым встречались на даче Паниной в Гаспре, их фотографировали С.А.Толстая и П.А.Сергеенко.


А также Леонид Андреев, Мамин-Сибиряк, Левитан, Куприн, Бунин. Куприн приходил сюда ежедневно весной 1901 г. и с утра до ночи работал в предоставленной ему комнате. Тут он написал рассказ "В цирке", герой которого, цирковой борец, болен сердечной болезнью, но должен участвовать в поединке на ринге. Чехов как врач давал Куприну советы, как правильно описать симптомы болезни., а после прочел его рассказ в корректуре и одобрительно о нем отозвался, что было очень важно для Куприна.


Бунин написал в чеховском доме рассказы "Сосны" и "Туман" и несколько стихотворений. Впоследствии он рассказывал: "В 1905 году, с конца сентября и до 18 октября, я в последний   раз гостил в опустевшем, бесконечно грустном ялтинском доме Чехова... Все вокруг - и в саду, и в доме, и в его кабинете - было как при нем, а его уже не было!" Мать и сестра Чехова просили его побыть подольше: "Помните, как Антоша любил, когда вы бывали или гостили у нас!" "Да и мне самому, - отвечал Бунин, - было трудно покинуть этот уже ставший чуть ли не родным для меня дом..."


А дальше наш путь лежит на второй этаж, где находится кабинет Чехова, комната его матери и многое другое. Но не по этой лестнице - она не выдержит ежедневного наплыва посетителей, мы пройдем через лестницу во дворе.



Перед выходом во двор нас встречает "кресло охотника" с вырезанными из дерева перчатками, как будто небрежно брошенными хозяином.


Продолжение следует...

Крым, Чехов

Previous post Next post
Up