2012.10.07_Спасов Скит - место крушения императорского поезда

Oct 23, 2012 17:11

Глядя на солнечные деньки осени сидя в офисе, очень пытаюсь ее не упустить в выходные дни. Вот и в последнее воскресенье приняла участие в экспедиции Валдеса в Спасов Скит и по окрестностями. Заявленная программа звучала многообещающе:

Привет! Планируется прогулка на воскресенье 7-ого октября... от Спасова Скита на Мерефу через Тимченки. Около 16 км.  По достопримечательностям известно вот что:

Першотравневое (Первомайское) - Многослойное поселение эпохи бронзы и скифского времени к сев-вост от села в уроч Бирочек., Часовня Спаса Нерукотворного образа (1888 г.) - восстановлена на месте крушения императорского поезда., Церковь (?) перестроенная из дома, Плита в честь погибших при крушении поезда, музей при школе., Захоронение 101 монаха и 6 настоятелей, убитых в 1918 году отрядом Дыбенко (место захоронения неточно), Здание больницы (начало ХХ века), Памятный столб с горельефами., Распятие на месте разобранного храма.;
Борочок (Борочек) - селище скифской эпохи на правом берегу Мжи в 2 км к сев от Первомайского.;
Тимченки - на левом берегу реки Мжа у села 12 поселений эпохи бронзы, могильник бондариховской культуры., Поселение эпохи бронзы и салтовской культуры в урочище Мясное возле современного кладбища., в южной окрестности села 5 курганов., Свято-Покровский храм (2009 год.)., планируется создание ботанического заказника в районе сел Тимченки и Миргород площадью 30 га (участок лугов в заплави речки Мжа)., планируется создать гидрологический заказник (2000 га) между селами Тимченки и Чемужовка в заплаве реки Мжа., Планируется создать лесной заказник (150 га) в Урочище Борки в Рокитянском лесничестве кв 40-45. Уникальный природный сосновый лес на високом плато и склонах с отслоением песков. (севернее Тимченков, южнее хутора Тросное)., Братская могила советских воинов.;
Кукулевка (Кукуловка, Куколивка) - энтомологический заказник «Кукуловский» (5 га) на склонах яружно-балковой системы., Планируется создание ботанического заказника в 34 га в Мерефянском лесничестве кв 78, 101.- северо-восточнее поселка Кукуловка., Планируется создание ботанического заказника в 61 га на основании участка дубравы в мерефянском лесничестве кв 72,73,74. На северо-вост от Кукуловки., Братская могила советских воинов.;
Мерефа - около автопредприятия селище эпохи бронзы., Многослойное селище расположено в урочище Подил на правом берегу реки Мжа на песчаных дюнах около леса., 2 поселения эпохи бронзы и скифского времени: 1-е в 500 метрах от многослойного селища в Ур. Подил на правом берегу Мжи, 2-е в 300 м к юго-вост от этого. В урочище на Подоле- 7 курганов., в урочище Долина- 2 кургана., в урочище Ярки-2 кургана., в урочище Макортеты-3 кургана., в урочище Чагарник - 6 курганов., Музей меда (возле стеклозавода)., «Бельгийские дома»- квартал двухэтажных домов уникальной архитектуры, построенных в 1911 году по бельгийскому проекту для сотрудников стекольного завода приехавших из Бельгии. Единственные в своем роде на восточной Украине. (Расположены рядом с вокзалом.), Стадион «Авангард» (первый стадион возведенный с системой дренажа, единственный стадион в Харьковской области, оставшийся с дореволюционных времен)., Памятник Ивану Сирку на центральной площади., Памятник архитектуры - помещение СШ № 1., Храм Рождества Пресвятой Богородицы., планируется создание гидрологического заказника «Мерефянский» площадью 400 га в заплави речки Мжа с болотами старицами комплексом водно-болотных угодий., Братская могила жертв голодомора 1933 года в Сухоярском лесу., Братская могила советских воинов. Похоронено 13 человек. Памятник советским воинам-освободителям. 1943 г.( Ул. 8 Марта)., Братская могила советских воинов. Похоронено 95 человек (Ул. Октябрьская)., На территории стеклозавода - Место гибели командира 458 стрел. полка 111-той стрелковой дивизии Полянского С. И., Героя Советского Союза. 1943 г. (Ул. Леоновская, 82)., Военное кладбище - 1 братская и 50 индивидуальных могил советских воинов. Похоронено 348 человек (Ул. Шевченко)., Памятный знак Зорину С. П.- Герою Советского Союза. 1943 г., 4 км Южной жел. дороги - Братская могила советских воинов. Похоронено 68 человек., Братская могила советских воинов. Похоронено 35 человек.;
Поход, конечно же больше направлен просто на прогулку в вольном стиле. с отдохновением в лесных массивах, сбором грибов (под настроение) и прочем...
Ну, это был полный завлекательный перечень. В электричке (а встать для этого пришлось в около 6ти утра, БР!) выяснилось, что бОльшую часть достпримечательностей (а именно всякие  многослойные поселения, захоронения монахов и др. серьезности) Валдес знает лишь по описаниям. Т.е. если повезет - мы их найдем. Если нет - просто погуляем, что тоже хорошо. Так и получилось, кстати, поглядели Скит, потом позже деревянную церковь в Тимченках (?), я искупалась в речке и просто прекрасно походили. Остальное осталось за кадром, ну и ладно.

Встала в 6ть утра. Около 8ми была на вокзале. Встретились. Сели. Поехали. Прибыли. Платформа "Спасов Скит" (ранее - Первомайское).



Почему "Спасов"? А почему "Скит"? в нашей Харьковской области не так много скитов, в общем-то.

Оказалось не просто все. Но понятно. Именно в этом месте 17 октября 1888 года  сошел с рельсов поезд, в котором ехал российский император Александр III с семьей. Вот их семейный портрет:



А так выглядело крушение поезда, заснято современником событий Алексеем Иваницким:






(Иваницкий - известный на тот момент фотограф был, снимал многое и многих, в т.ч. имераторскую семью, А.Чехова и М.Горького. Кстати, сейчас - с 5 октября по 5 ноября в Белгороде  идет выставка его фотографий "Жизнь в фотографии", собранных Харьковским современным фотографом Владимиром Оглоблиным, интересно, в харькове будет ли она - ?)

Возвращаясь к императорской семье и Спасов Скиту - в газетах тогда написали:

«Императорский поезд, вышедший со станции Тарановка, в полдень потерпел крушение на расстоянии 49 верст от Харькова.
Поезд несся со скоростью 58 верст в час по насыпи, пролегающей через глубокую балку.
Их величества с августейшим семейством и лица свиты в момент крушения находились в вагоне-столовой.
Вагон этот превратился в лишенную всякого вида массу: его приплюснуло, отбросило далеко в сторону тележку, а сорвавшаяся крыша прикрыла остатки бывшего вагона. Люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых все смешалось в одну ужасную кучу. Стоны раненых и умиравших, придавленных обломками, оглашали воздух, делали картину еще ужаснее.

А государь, государыня и особы августейшего семейства остались невредимы. Их императорские величества отказались войти в один из уцелевших вагонов, и отдались заботе о раненых» - так описывали происшедшее газеты того времени. А императрица писала своему брату, что не может выразить в словах чувства, овладевшие ею, когда среди руин и стонов она убедилась, что ее родные живы и невредимы, что их защитила незримая сила. (цитата отсюда)

В связи с чудесным спасением, на этом месте был основан Скит, с колоссальным храмом Христа Спасителя на 1 400 человек (вот, думаю я, где в Первомайском тогда бралось столько людей - ??? их и сейчас там столько нет... кажется). Но - тем не менее... Скит был, ни много ни мало, приходом Святогорской лавры.

Храм Христа Спасителя (проект - архитектора Р. Р. Марфельда, фото - Иваницкого):




К сожалению, этому громадному и красивейшему храму не удалось уцелеть. Во время ВОВ он был взорван.

Кроме того, имератором было устроено много благотворительных учреждений, стипендий, создано Харьковское коммерческое училище Императора Александра III, сделана отливка серебрянного колокола для Благовещенского собора. Кроме того по всей России стали строиться часовни и храмы святого покровителя царя - князя Александра Невского, а художником-пейзажистом С.И.Васильковским была написана картина "Крушение царского поезда близ станции Борки 17 сентября 1888 года"  (цитата из здесь)

Вот таки события связаны с этим местом. Я - не знала.

На настоящий момент на этом месте стоит  небольшая часовня, поставленная еще в те годы. Правда, более 50 лет она простояла без куполо и совсем в другом виде... пока рядом живущие православные не попросили о помощи у железной дороги. А железная дорога, покопав архивы, осознала, что это - на их балансе. И восстановила часовню и облагораживанием территории.

Я ее увидела такой:



Место между колеями сейчас покрыто розово-крашенными камнями (видите, да? на уровне забора часовни).

Вот они поближе:



Видимо в память о погибших тогда.




Рельсы действительно и сейчас идут по насыпи, досточно высоко поднятой, и не мудрено, наверно, что поезд имератора - сорвался...  Хотя, говорят, терракт был. История - сложная штука. 



Вход в часовню:




Иконы поближе:









От Скита сохранилось еще здание больницы - одноэтажное, старое, из красного кирпича:



А перед ним, под огромной елью, стоит памятник, увенчанный российским двуглавым орлом:




Какие-то недобрые люди отвинтили на барельефе памятника головы членам императорской семьи и другим участникам тех давних событий:







Негодяи, однозначно. Зачем памятник портить?!

Вандалы потрудились, правда, не только там... неподалеку есть мемориал воинам ВОВ...




Так вот, под крестом, мраморную плиту со словами "Вечная память" - тоже разбили... модно это нонче, что ли..?



А в Первомайском тоже герои рождались:




Мы пошли дальше. В сторону Мерефы. Через леса, луга, мимо рек и полян. Даже пообедали вкусно ) И красивейший закат посмотрели.

Увиденные в пути картинки:






Чуть не заблудились ) вовремя карту достали - и мужчины думать начали )))



Дальше пошли. Пруд встретили. Лепестками усыпанный. Зачем - ???






Тарзанка, о лете напоминает:



А листва говорила - "Осень!"






Флаги Партии Регионов почему-то висели надо домами в потрепанном виде, как на пиратских кораблях:



Вкусна вода из колодца!





Еще не желтое:


Да и достаточно тепло, как летом - идем в футболках:



Подсолнухи стоят, повинившись в чем-то солнцу:



А тут я солнце ловила - в листе:



И в калине:






А вот по этой лесенке - купаться ходила...


вода - бр! освежающая! далеко не уплыла, метра на 2 )

Фотограф на фотоохоте:













Это Валдес идет:


























подХарьковье

Previous post Next post
Up