25 июня 1937 года на харьковский завод №183, где шла работа над новым советским танком, был направлен молодой перспективный конструктор Адольф Дик. Всего через полгода его осудили по "политической" 58-й статье на 10 лет лагерей. Однако за короткий срок он успел внести столь существенный вклад в создание танка Т-34, что многие до сих пор считают его разработчиком именно Дика, а не Михаила Кошкина.
21 марта 1937-го нарком обороны Ворошилов направил начальнику Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА комдиву Густаву Бокису письмо, поручив создать танк, предназначенный для уличных боев (хм... привет от Виктора Суворова). В письме детально оговаривалось, какими возможностями должна обладать новая боевая машина, чтобы она могла разрушать "не только всякого рода баррикады, но и каменные преграды - стены, дома и пр.", а также вести огонь так, чтобы "поражать противника в верхних этажах домов" (что в принципе невозможно).
Адольф Дик начал заниматься проблемами повышения подвижности танков еще во время обучения на конструкторском факультете ВАММ РККА. Его статьи по этой теме были опубликованы в 1935 и 1936 годах в журнале "Механизация и моторизация РККА", - рассказывает Игорь Желтов, полковник запаса, автор наиболее авторитетных работ по истории танка Т-34 и советской бронетехники. - В ноябре 1936 года чертежи и объяснительная записка к проекту коробки скоростей из дипломного проекта Дика были направлены руководством АБТУ РККА в конструкторское бюро Харьковского паровозостроительного завода как заслуживающие внимания и рассмотрения. А в январе следующего года военинженер 3-го ранга Адольф Дик был зачислен на должность адъюнкта по кафедре "Танков и тракторов" ВАММ РККА.
"Заранее обречь работу Дика на провал"
В марте 1937 года молодой специалист был командирован в Харьков, где от имени заказчика знакомился с ходом проектирования танка БТ-ИС в конструкторском бюро Кошкина, участвовал в войсковых испытаниях трех танков БТ-5-ИС и помог выявить его существенные конструктивные недостатки.
Представитель АБТУ РККА на харьковском заводе Сапрыгин отправил начальнику АБТУ Бокису донесение, в котором подробно описал и оценил результаты работы обеих групп (Дика и Кошкина). По его мнению, работа Дика показала, что "гитара может быть сделана прочной, надежной и простой в изготовлении и эксплуатации". Также Сапрыгин отметил, что "проектирование, проводимое тов. Дик, ведется с учетом современных требований, предъявляемых к танкам".
Работу заводского бюро Сапрыгин оценил куда менее лестно. Он доложил, что, лишь уступая давлению из Москвы, конструкторы Кошкина "были вынуждены исправить отдельные грубые ошибки". Также он отметил, что "при создании эскизного проекта танка БТ-ИС было использовано несколько разработок Дика. Сапрыгин пришел к выводу, что КБ-190 ведет "вредительскую работу по показному "улучшению" одного узла за счет ослабления и ухудшения условий работы других узлов".
Сегодня сложно судить, насколько обоснованными были обвинения в адрес Кошкина. Но о том, какие страсти кипели тогда на предприятии, можно судить по еще одной части из донесения Сапрыгина. Он сообщил, что в КБ-190 надеются, "что т. Дик со всеми изменениями не успеет закончить проект к сроку и поэтому не сумеет его защитить". Более того, Кошкин "ведет линию на срыв работы, которую проводит тов. Дик". Трех конструкторов, которых выделили Дику, он "старается деморализовать разговорами, что тов. Дик занимается бесплодным проектированием, и что у Дика ничего не получится. Поэтому у этих без того не сильных конструкторов опускаются руки".
20 октября 1937 года Бокис вынужден был направить наркому оборонной промышленности Кагановичу письмо, в котором пожаловался на срыв сроков. Бокис доложил, что за два прошедших месяца "по существу ничего не сделано", "специальная конструкторская группа не организована", поэтому попросил Кагановича вмешаться и исправить ситуацию.
Однако к концу октября обстановка на заводе №183 вновь накалилась. Прибывшая комиссия констатировала, что возглавляемое Диком ОКБ не справляется с порученным делом. Начались поиски "виновных" в попытке срыва правительственного задания. Конструкторское бюро расформировали, а позже его руководителя арестовали - когда именно это произошло, неизвестно.
Версий, что стало причиной ареста, множество. Военный историк Максим Коломиец, к примеру, считает, что Дика подвели управленческие качества: "Дик, являясь, без сомнения, способным конструктором, не обладал организаторским талантом Кошкина. В результате, занимаясь проектированием сам, он не смог обеспечить работу коллектива".
В какой мере при создании танка Т-34 Кошкин использовал разработки Дика - еще один предмет ожесточенных споров. Наиболее радикальное мнение высказывает Барятинский в книге "Т-34 в бою": "На сегодняшний день с высокой долей вероятности можно утверждать, что к проектированию колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) М. И. Кошкин либо не имел никакого отношения, либо имел весьма незначительное. И уж вовсе не как конструктор! Тактико-технические требования к танку БТ-20 разрабатывались при участии А. Я. Дика и во многом базировались на его разработках, сделанных летом-осенью 1937 года".
- Достоверно только то, что при разработке колесно-гусеничного танка БТ-20 (А-20) конструкторами Бюро-24 было реализовано предложение Дика по поводу расположения пружин в узлах подвески танка не вертикально, а под углом, - говорит Игорь Желтов. - Остальные нововведения (установка броневых плит под углом, введение в ходовую часть еще двух опорных катков - по одному на борт) хотя и предлагались Диком к реализации в новой машине, но не были его идеями. Расположение броневых деталей под углом было предложено и реализовано Николаем Цыгановым в конструкции танка БТ-СВ ("Черепаха"), а установка дополнительных опорных катков - требование Автобронетанкового управления РККА.
"Умный и порядочный человек был"
Следственное дело "врага народа", да еще и этнического немца, пока никому из историков отыскать не удалось. Неизвестно, когда именно Адольф Дик был арестован, при каких обстоятельствах, кто вел следствие… Все документы были засекречены. Можно лишь предположить, что никаких серьезных доказательств найти не удалось, иначе Дика расстреляли бы, вместо того чтобы отправить на 10 лет в лагеря.
О дальнейшей судьбе конструктора известно лишь из сохранившихся воспоминаний людей, которые так или иначе с ним пересекались. Первый из них - писатель Юрий Юркевич. В его книге "Минувшее проходит предо мною" есть уникальное свидетельство, касающееся периода работы в ремонто-механических мастерских Вятлага: "...Слесарем работал и Адольф Дик, очень типичный украинский немец. Выпускник бронетанковой академии, кандидат технических наук, он обладал первоклассной инженерной и военной подготовкой, имел изобретения по танкостроению. Как немца, его у нас долго не допускали до инженерной работы. Правда, в дальнейшем он все же стал техноруком мастерских". Как рассказывает Юркевич, новый руководитель "быстро превратил грязные сараи в небольшой завод, чистенький и с приличным уровнем".
"Дик был двужильной породы"
В Вятлаге познакомился с Диком и философ Дмитрий Панин, прототип Дмитрия Сологдина, одного из главных персонажей романа Солженицына "В круге первом". В книге "Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки" Панин вспоминает: "Осенью сорок первого, когда мы водворились в мастерской, нам, новичкам, бросился в глаза обрусевший немец. Он являл собой великолепный образчик нордической расы в духе разговоров и писаний того времени, которые как-то доходили до нас. Вероятно, лицевые углы и прочие неизвестные мне тонкости измерялись на таких удачных экземплярах… Запомнились также орлиный нос правильной формы, тонкие вечно твердо сжатые губы, резко выдающийся вперед подбородок. Его рост был 183 сантиметра: соразмерные руки, длинные ноги, широкие плечи. И очень приятный голос с затаенной усмешкой. Ходил он в потрепанной форме танкиста. Пилотка, брюки, гимнастерка в мазуте говорили о том, что он хороший мастер, а не только первоклассный инженер".
...............
После 17-летней ссылки Адольф Дик получил разрешение вернуться в Москву. В столице его путь пересекся с инженером Юрием Найдиным, одним из создателей первых советских вычислительных машин. В книге "Рассказы о прошлом и о себе" Найдин вспоминает: "Большую помощь на основе огромного жизненного и инженерного опыта нам оказал в разработке конструкции пульта управления ЭВМ Адольф Яковлевич Дик (в прошлом один из главных разработчиков танка Т-34). Это был очень интересный и сильный человек. В прошлом адъюнкт бронетанковой академии, он вернулся после 17-летней ссылки из Бийска, где последние годы работал главным инженером котельного завода. Мы дружили с ним и общались до самой его кончины в 1978 году".
https://www.sibreal.org/a/30688777.html?fbclid=IwAR0MayY3fN8zbczyfa55CQGdoq8cM43K_jMAAWo-3wuIgzNZUi7XO9rmWj8