про ошибку Дугина
(подчеркиваю -- это не мое мнение. Я от философии далека, дугинской в том числе. Но вот печенкой чую -- прав Шипилин и все тут)
Дугин, на мой взгляд уже давно совершает одну фундаментальную ошибку, близкую к фатальной, если иметь в виду направление развития России: он путает причину и следствие, метод и цель, теплое и мягкое. Поэтому в его размышлениях все так запутанно и нестройно.
Насколько я понимаю, русский философ предлагает нам выстроить суверенную антизападную модель развития, самодостаточную, хорошо защищенную и в меру прогрессивную. И в этом, на мой взгляд, нет ничего плохого (как и нового), если бы не одно существенное замечание: в современном мире обособиться невероятно сложно, а может, вообще невозможно. Если добиваться такой цели, России придется бороться не только с Соединенными Штатами и их союзниками, не только с Китаем, Индией и Ираном, но прежде всего с самой собой.
Все дело в том, что Дугин ставит на одну доску Запад как философскую концепцию и глобализацию как метод управления миром. По-моему, он не видит между ними разницы, и это большая ошибка.
Про Запад мы с вами все знаем: либерализм, колониализм, неоимпериализм и прочие общечеловеческие ценности, включая ЛГБТ-повестку. С глобализацией дело обстоит гораздо сложнее. Поэтому давайте с нею разберемся.
За последний век появились компании планетарного масштаба вроде British Petroleum, Boeing, Mitsubishi, Samsung, Toyota и многие, многие другие. В последние несколько десятилетий к ним добавились те, кто зарабатывает на цифровых технологиях - например, Google, Microsoft, Apple. В чем их опасность для мира, объясню на примере MacDonald`s - это тоже глобальная корпорация.
MacDonald`s работает в половине стран мира, и в каждой имеет дирекцию со своим штатом сотрудников, набранном из людей, которые разбираются в местном налоговом, финансовом и трудовом законодательстве. По сути, глобалисты - это капиталисты XXI века, которые вышли за границы собственных государств не при помощи военной, а при помощи мягкой силы - рекламы, медиаресурсов, Голливуда. В результате желтая буква «М» логотипа самой раскрученной общепитовской столовки теперь знакома всему миру.
Однако по мере разрастания глобалисты столкнулись с проблемой увеличения затрат, что привело их к простой мысли: государства должны быть уничтожены, границы стерты, законодательство стать единым. Сто стран, в которых работает тот же MacDonald`s - это сто офисов с директором, его замами, бухгалтерией и другими клерками. Очень дорого. И очень хочется сократить этих бесполезных, ничего не производящих дармоедов. Гораздо удобнее и дешевле управлять огромной империей из одной штаб-квартиры в Чикаго, где будет сосредоточен компактный штат управленцев.
В точности такие же мысли неизбежно возникают у владельцев любого крупного банка, который открывает свои филиалы в разных странах, автогигантов, локализующих свои производства, у глобальных маркетплейсов или интернет-компаний. Законодательство должно стать единым во всем мире, поэтому отмирание государств - их общая задача, которую им диктует глобальный рынок. То есть процесс этот объективный. Мы и сами были бы не против, если б Яндексом или Телеграмом пользовались все жители Земли, кто имеет айфоны-смартфоны, правда?
Так что идеи глобалистов об уничтожении государств, а отсюда наций, традиций, религий - это никакая не конспирология. Сам глобализм - это насущная потребность современного капитализма, его новая стадия. Он, конечно, порождение Запада, поскольку его компании раньше начали работать на разных рынках, но и любая наша крупная корпорация, освоив отечественный рынок, тоже мечтает работать по всему миру.
...
Главная наша общая беда в том, что некоторые гигантские корпорации стали богаче подавляющего числа государств. А их совокупный капитал - богаче всех государств, вместе взятых. Поэтому они пытаются формулировать новые условия, в которых предстоит жить человечеству, и навязывают их миру. Пока неявно, через доступные им медийные ресурсы.
Но управлять корпорацией - не то же самое, что управлять государством, а психология любого бизнесмена, пусть даже очень богатого, в корне отличается от психологии политика. Вспомните Павла Грудинина, который с гордостью рассказывал, как добился процветания своего агропредприятия: он избавился от тех, чей вклад в развитие «Совхоза им. Ленина» был минимальным, в основном от бездельников и пьющих. В отличие от директора, глава государства никого сократить не может - ни бездельников, ни пьющих, ни детей, ни стариков.
Скажу больше, государство вообще по своей природе озабочено не теми, кто и сам в состоянии о себе позаботиться, а теми, кто в силу разных причин не приносит никакого дохода в казну в виде налогов, а, наоборот, их тратит. Но в глобалистской концепции нет места ни инвалидам, ни пенсионерам, ни школьникам, ни студентам. Да и социально активных граждан, находящихся в работоспособном возрасте, лишат всех прав, поскольку предполагается, что национальное законодательство подчинят наднациональным судам, и находиться они будут в США. Так, по крайней мере, собирались обустроить Трансатлантическое партнерство - союз Западной Европы и Америки.
Глобалисты придумали надежную конструкцию, при которой уже никто и ничто не помешает им зарабатывать свои триллионы долларов, и пытаются воплотить ее в жизнь не мытьем, так катаньем. И они ничего не могут с собой поделать, ибо если они откажутся от своей античеловечной идеи, то их мигом сожрут конкуренты.
В этом суть проблемы, о существовании которой, по-видимому, не осведомлен Александр Дугин и его фан-клуб. Русский философ, предлагая избавиться от тлетворного влияния Запада с его противным глобализмом, видимо, не отдает отчета в том, что глобализм Китая, если он каким-то чудом выиграет конкурентную борьбу у США, будет ничем не лучше.
..
Но вот как быть человеку, как вести себя России, когда очень жестокие, хотя и объективные экономические законы вмешиваются в нашу жизнь? На эти самые важные вопросы ответа нет. А должны быть. Недостаточно вывести на чистую воду новых капиталистов, поскольку их интерес лежит на поверхности - нужно предложить надежный способ борьбы с новой разновидностью империализма, накрывшего всю планету. Я, например, его не знаю. Ибо каждый автомобиль Toyota или Ford, а также Geely или Haval, на которых вы ездите, каждый ваш заход в YouTube или TikTok - это дань глобализму.
Но ковавшаяся столетиями жестокая англосаксонская мораль, в которой Александр Дугин явно хорошо разбирается, к глобализму имеет мало отношения. Она не является его причиной, а лишь добавляет легкий налет цинизма в объективные процессы.
Вся статья
https://pavel-shipilin.livejournal.com/1161242.html?thread=295218458&utm_source=nc&ila_campaign=notifications&ila_location=top_menu_bell&ila_context=comment_answer#t295220250