загадочные античные кубки

Nov 02, 2023 20:46

Кубок Ликурга

Назван по имени персонажа на стенках кубка.

Кубок представляет собой так называемую диатрету - колокол с двойными стенками из стекла, покрытый фигурным узором. Высота его - 16.5, а диаметр - 13.2 сантиметра.
Стеклянные стенки кубка меняют цвет в зависимости от того, какая жидкость налита в кубок.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/270118/37604/

Долгое время им не удавалось раскрыть секрет его необычных оптических свойств. Лишь в 1990 году, используя электронный микроскоп, они, наконец, догадались, что все дело в особом составе стекла, из которого он сделан. На миллион частиц этого стекла приходилось триста тридцать частиц серебра и сорок - золота. Причем содержащиеся в стекле серебро и золото имели размеры наночастиц. Только в этом случае стекло обладает способностью менять цвет, которая и наблюдается.

Конечно, сразу возникает вопрос - как древние античные мастера смогли выполнить работу в буквальном смысле на молекулярном уровне, требующую как сложнейшего оборудования, так и высочайшего уровня технологий?

Физик Лю Ганн Логан из Университета штата Иллинойс, работающий в сфере нанотехнологий, предположил, что свет или жидкость, попадающие в кубок, вступают во взаимодействие с электронами наночастиц, содержащихся в стекле. Те, в свою очередь, начинают вибрировать с той или иной скоростью, а эта скорость уже и определяет, какой цвет будет у стекла.



Конечно, для проверки этой гипотезы ученые не могли использовать сам кубок, наполняя его различными жидкостями. Для этих целей им пришлось изготовить специальную пластину с аналогичным составом золотых и серебряных наночастиц. И, действительно, оказалось, что в различных жидкостях пластина имела и разный цвет. Так в воде она приобретала светло-зеленый цвет, а в масле - красный. Только вот достичь уровня древних мастеров, изготовивших кубок, ученым не удалось - чувствительность пластины оказалась в сто раз ниже, чем у кубка.

Но, тем не менее, ученые предполагают в дальнейшем с использованием изученных свойств стекла с наночастицами, создавать различные датчики. Так что работа, начатая древними мастерами в этом направлении, продолжается.

------------

Портлендская ваза

Ваза интересна тем, что изготовлена она по неизвестной технологии каким-то очень талантливым мастером. При создании этого произведения искусства использовалось два слоя стекла: темно-синее и непрозрачное белое. На поверхность вазы мастером была нанесена очень качественная искусная гравировка, изображающая сцены из древнегреческого эпоса.

Многие мастера, в том числе, в нашем веке, пытались сделать копию Портлендской вазы. И ни у кого ничего подобного не получилось, хотя были версии, близкие к оригиналу.

Доцент Ричард Уайтли (Richard Whiteley), мастер искусств в ANU School of Art and Design, изучает этот вопрос, изследуя фрагменты римского камео со специализированным сканером.

Он предполагает, что археологи, историки и хранители музеев на протяжении столетий ошибочно классифицировали это стекло, как выдувное.

Он говорит, что его изследования, в том числе его ручные работы со стеклом, упорно указывают на то, что римское камео не было выдуто, но было сделано методом холодного прессования, который теперь известен как pâte de verre.

При изпользовании этого метода для стеклянного сосуда создаётся глиняная форма, в рельефе которой вырезаются мелкие декоративные детали. Затем по ней изготавливается гипсовая пресс-форма, и глина удаляется, оставив декоративные элементы вдавленными в форму.

Уайтли считает, что после этого частицы холодного гранулированного белого стекла в виде пасты наносили на форму, заполняя декоративные углубления и, возможно, окрашивали. (Стекло в виде пасты?!)

Затем шар расплавленного синего стекла прессуют и обрабатывают в пресс-форме, сплавляя частицы белого стекла и конструируя детали слоя на поверхности синего стекла.

https://cont.ws/@metafor/1056017


восторг, история, наука

Previous post Next post
Up