"Вы не знаете, за что меня убиваете, но я знаю, за что умираю: чтобы ваши дѣти были лучше васъ"
Рамиро де Маэсту, испанскій философъ, въ адрѣсъ республиканской безсудно-разстрѣльной команды, въ Мадридѣ, 19/06. X. 1936.
Рамиро де Маэсту-и-Уитни родился 4 мая 1875 года в городе Витория, в стране Басков на Севере Испании. Несмотря на то, что Маэсту станет ревностным патриотом, искренне болеющим за судьбу Испании, в нем текло очень мало испанской крови, по происхождению он был англо-баском.
Беззаботное детство аристократа, проведенное Рамиро на Кубе, во владениях своего отца-плантатора закончилось рано. Семью постигло разорение [1]. Большое семейство де Маэсту, привыкшее к шикарной жизни теперь еле сводило концы с концами, тогда старший брат, чувствуя свою ответственность перед семейством отправляется в Париж с целью заработать денег и пытается работать в торговле, однако терпит неудачу, коммерция оказалась не по нутру будущему мыслителю и он возвращается на родину и поселяется в Бильбао. Здесь продолжаются его поиски жизненного пути. Перепробовав массу профессий, он остановил свой выбор на журналистике. В 1897 году Рамиро де Маэсту переезжает жить в Мадрид и начинает активно печататься в столичных газетах. Здесь начинается период его жизни, связанный с так называемым «Поколением 1898». «Поколением 1898» называют разношерстную группу писателей и философов, остро переживавших в своём творчестве проблему дальнейшего развития Испании, обнажившуюся после поражения Испании в испано-американской войне 1898 года.
Огромное влияние на де Маэсту оказала первая мировая война, которая застала его в Англии, активно участвовавшей в этом международном военном конфликте. В разгар первой мировой войны, в 1916 году, Рамиро де Маэсту пишет одну из своих главных работ, английское название этой работы переводится на русский «Власть, свобода, обязанности сквозь призму войны», позже, в 1919 году де Маэсту напишет эту книгу на родном языке, дав испанскому варианту лаконичное название «Кризис гуманизма». На страницах этой книги происходит окончательный отход де Маэсту от идеалов его юности, которые он исповедовал в период существования «Поколения 1898». В книге отражено разочарование де Маэсту идеалами капиталистического общества, которое он считает виновником разгоревшейся первой мировой войны. Де Маэсту отмечает до крайности обострившиеся противоречия между рабочими и буржуазией. Свобода и либерализм, провозглашенные Французской революцией и разнесенные из Франции во все уголки Европы и мира, остались не реализованы. Более того, де Маэсту считает их губительными. Губительным он считает и индивидуализм, провозглашенный эпохой возрождения. Он, по мнению автора, привел человека к деградации. «Кризис гуманизма, - заявляет Рамиро де Маэсту, - это кризис государства». [6] Осознав, что общественное развитие с началом первой мировой войны зашло в тупик де Маэсту начинает поиск нового пути общественного развития. Он не признает ни капитализма, который называет исторической случайностью, ни советского социализма, названного им нелепой альтернативой этой случайности.
В книге «Кризис Гуманизма» Маэсту впервые озучивает идеи, которые позже заложат основу идеологии испанского правого консерватизма и испанского фашизма, ставшего одним из его вариантов, для самого де Маэсту идеи, изложенные в «Кризисе гуманизма» станут фундаментам, на котором будет позднее стоится его консервативная философия, вершиной которой станет концепция «Испанидад».
В 1931 году происходит важнейшее событие в истории Испании - установление Испанской республики. В этот период де Маэсту был уже убежденным консерватором, он был уверен, что процветание Испании связано с монархическим правлением, а республика, демократия и либерализм губительны для Испании и испанцев и не соответствуют её историческому пути. Он становится активным противником республики, занимая видное место в лагере контрреволюции.
Испанидад для Маэсту - это особый испанский дух, испанские консервативные традиции, объединяющие все народы, затронутые испанской культурой, в основе этих традиций лежит католическая вера и монархическая власть. Де Маэсту строит свою концепцию вокруг известной испанской консервативной триады «Бог, Родина, Король», очень напоминающей триаду, разработанную русским консерватором С. С. Уваровым, которая легла в основу русской имперской государственности («Православие, Самодержавие, Народность»).
Важнейший элемент «Испанского характера» по мнению де Маэсту - это католическая религиозность. Испанец есть католик по своей сути. Доказательства испанской религиозности де Маэсту ищет глубоко в недрах испанской истории, ссылаясь на стоицизм Сенеки, считая его первым испанским философом, и обращаясь к эпохе Реконкисты, когда именно христианская вера подняла испанцев на борьбу с маврами, что способствовало объединению государства под властью католических королей Фердиданда и Изабеллы и начала новой эпохи в истории Испании - конкисты, в результате которой образовалась Великая Испанская империя.
Рамиро де Маэсту оказал огромное влияние на развитие испанской общественно-политической мысли и испанской консервативной идеологии. Он предложил вариант национальной идеи, ставший ядром политической философии правых и заложивший основу идеологии «национал-католицизма», ставшей официальной государственной идеологией в годы правления диктатора Ф. Франко.
Жизнь Рамиро де Маэсту оборвалась в самом начале Гражданской войны 29 октября 1936 года, он был расстрелян республиканцами после трехмесячного заключения в мадридской тюрьме Лас Вентас.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=4573&level1=main&level2=articles