Интересы двух стран начинают обращать на себя внимания к концу 19-го века. Динамично развивающаяся Япония, стала искать воплощения своей имперской судьбы на континенте, активно проникая в Корею и Китай. По встречной полосе двигалась Российская империя.
В то время в России осуществлялся грандиозный проект мирового масштаба - строительство Трансиба. Опять же, нет нужды рассказывать, что и зачем это было. Сейчас нам важно то, что строящаяся дорога имела интригующую конфигурацию - довольно протяженная ее часть должна была пройти по территории Китая. Того Китая, который тогда лежал в упадке и активно делился мировыми державами на т.н. «зоны влияния». Точнее, зоны бесконтрольного грабежа. Китай не колонизировался, туда не ехали колонисты, Китай просто растаскивался.
КВЖД существенно сокращала сроки и затраты строительства, но вызывала ряд дипломатических проблем. Как строить российскую дорогу в другой стране? Во время обсуждения этого вопроса, были озвучены две стратегические линии - министра Сергея Витте и главы Генштаба Николая Обручева.
План Витте заключался в аренде земли у Китая под стройку, с правом особого статуса в полосе ее функционирования. Россия обещала Китаю всяческую помощь в отстаивании его интересов в Маньчжурии и ряд льгот в пользовании дорогой. КВЖД, таким образом, становилась государством в государстве и по отношении к Китаю и по отношении к России. Во главе с Витте, естественно. Риском такого плана становилась возможность конфликта с Японией, которая уже заявляла свои интересы в тех же краях. Но эти риски сочли приемлемыми.
План «русского Мольтке», Обручева был куда масштабней и дальновидней. Как островное государство - утверждал Обручев - Япония рано или поздно вступит в конфликт с Англией, постоянным врагом России. Поэтому нам надо сейчас заключить с японцами союз, признать их интересы в Корее, Южной Маньчжурии и Китае, получить взамен право стоянок для ТОФ в незамерзающих портах Японии и Корее, а часть Маньчжурии, где планировалось строительство, попросту аннексировать, сделав полноценной российской провинцией. Но, разумеется, уже без всяких «особых экономических зон» и квазигосударств.
План Обручева не был принят. Во-первых, тогда Япония была еще очень слаба в военно-политическом отношении и в роли союзника ее никто представить не мог. Во-вторых, план Витте сулил большую и быструю материальную прибыль. Руководствуясь этими соображениями, государственные мужи и сделали ошибку века. Что и привело, в конечном итоге, к русско-японской войне.
Однако, был шанс избежать и ее, если бы война не была выгодна третьей стороне - Англии. Роль Англии в событиях тех лет настолько важна и интересна, что необходимо сделать поясняющее отступление.
Большая игра
Через непродолжительное время после окончания Наполеоновских воин, Россия и Англия вступили в шпионско-дипломатическое противостояние на просторах Азии, получившее романтическое название «Большая игра». Англичане уверили себя, что русские, как наследники коварных византийцев, под маской миролюбия стремятся лишить Альбион его сокровища - Индии. Мол, продвижение русских в Азии, это продвижение к берегам Ганга, как конечной цели. Стало быть, надо всячески препятствовать этому продвижению. Однако, очень быстро выяснилось, что в азиатские игры Россия играет куда результативней джентльменов. Каждый новый виток противостояния и английских интриг выводил русских на новые рубежи, так что к концу девятнадцатого века они оказались на памирских перевалах. Более того, в начале двадцатого русские проникли в Тибет, и не было никаких сомнений, что они освоятся и там. Английский кабинет министров и индийская колониальная администрация пребывали в истерике - враг уже не у ворот, враг ломится в дом.
Англии срочно нужен был союзник, могущий подставить плечо. Таким союзником могла быть только Япония. За помощь в строительстве флота, кредиты и технологии, японцы согласились устроить прокси-войну на Дальнем Востоке. С Россией отношения были сильно натянутыми, а в случае успеха Япония входила в клуб мировых держав. Ставка очень рискованная, но очень крупная.
...
1906 г
Вчерашние смертельные враги переобулись буквально в прыжке. Уже в 1906 году посол Японии во Франции объявил российскому коллеге, что Япония готова забыть прошлое и начать с начала. Россия тоже оказалась готова к плану Б и, обменявшись официальными и неофициальными делегациями, две страны подписали соглашение 1907 года. Стороны признали зоны интересов друг друга и договорились о помощи, в случае угрозы со стороны. Намек на Англию был столь ясен, что та вынуждена была подписать в 1908 году соглашение о взаимопомощи с Россией, признав за ней права на северный Иран. Лицемерные русско-английский и англо-японский союзы блокировали возможность военных конфликтов, но не устраняли главных противоречий. Япония все больше ощущала себя хозяйкой Азии, а Россия знала, что она самим своим существованием всегда будет ограничивать влияние и перспективы Англии.
Этот змеиный клубок должен был разрушиться после 1916 года, когда Япония и Россия заключили военный союз «против третьей стороны». Это произошло в то самое время, когда русские войска уже рвались к нефтяным полям Ирака, а русская дипломатия выстраивала цепь союзников от Монголии до Ирана. Конец Первой мировой грозил оказаться концом Британской империи. Поэтому в том же году вспыхивает восстание в российском Туркестане, а в следующем российские союзниколюбивые силы устраивают Февральскую революцию. Такое вот совпадение.
Вся статья
https://gea.site/2023/04/3267/