«Брат»

Dec 26, 2022 22:49

-- на первый взгляд, довольно незамысловатое кино о бандитах, пусть и ставшее энциклопедией российской жизни. Но с каждым просмотром эта картина раскрывается по-новому, обрастая всё большим числом скрытых смыслов и коннотаций. Более того, само время привносит и создаёт их. И вы видите другой Петербург, ощетинившийся, ледяной, потусторонний. Балабанова часто сравнивают с Достоевским, но тут уместно и другое сравнение - с Гоголем: когда перед нами и не люди вовсе, а демонические сущности, не улицы, а пространства между адом и раем; однако всё это - часть Города, о котором писали и Гоголь, и Достоевский, а после снял кино Балабанов.

Меж тем он, конечно, режиссёр, прежде всего, 90-х, пусть и последняя картина его («Я тоже хочу») датирована 2012 годом. Вот и в фильме Аркус Балабанова спрашивают: «Почему все ваши ленты выглядят так, словно они из 90-х?» - а он отвечает: «Потому что тогда я был счастлив».

У Карлоса Кастанеды есть такие строки, широко известные: «Единственный по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, что всё складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение». Это тот метод, тот modus operandi, который практикует Алексей Балабанов в своих работах, используя смерть в качестве советчика. Она одновременно материал и полотно, на которое проецируются его фильмы.

Важно сказать ещё и вот что. Любовь Аркус \автор фильма о Балабанове\, как и многие интерпретаторы, постоянно подчёркивают, что Балабанова не так поняли. (Не знаю, может, для того и был сделан фильм - для декларации определённых идей). Неправильно поняли, прежде всего, в вопросах отношения к Родине, к русскому. Даже записали Алексея Октябриновича в русопяты, русские патриоты (даже «фашистом» после выхода «Брата» назвал его режиссёр Алексей Герман), а «Брат» используют в пропагандистских целях, исказив смысл фразы «сила в правде». На самом деле, как бы пробуют пояснить нам, Балабанов был не такой, он всё больше ходил с пацифистскими лозунгами. Стандартная, на самом деле, история, когда знаковую личность, сделавшую ключевые высказывания, пытаются затянуть в политический лагерь.

Алексея Октябриновича не берут в премиальный европейский кинематограф. Не потому, что он плохой режиссёр, а потому что слишком русский - и в «Брате», явившем нового героя, и в «Войне», вскрывшей национальный вопрос, и даже в эстетско-европейском кино вроде «Замка». Везде Балабанов не вписывается ни в какие рамки, остаётся собой.

Неслучайно его любимым русским писателем был Николай Лесков. Возможно, самый русский писатель, всё понимавший, смотревший на русского человека, на русское любяще, но вместе с тем справедливо. Убийственно сатиричный, беспощадный в своих оценках, но вместе с тем неизменно трепетно-нежный по отношению к своему народу. Ему фанатично преданный и оттого бескомпромиссный, всегда стоящий особняком, не боящийся проиграть, но по-своему уже проигравший.

Путь Балабанова - это, если угодно, путь русского воина, действующего так, будто он уже проиграл, но оттого побеждающего.

https://politconservatism.ru/blogs/aleksej-balabanov-russkij-rekviem

русское

Previous post Next post
Up