можно ли доверять СМИ

Oct 29, 2022 11:40

Доверие к СМИ постоянно снижается, а в последние годы оно упало до исторического минимума. Общим местом стало убеждение, что все СМИ тенденциозны,и ангажированы, что по самым важным темам трудно разделить информацию и пропаганду.
Но что такое доверие?
традиционном обществе надёжным источником информации (за пределами личного опыта) является авторитет*, обеспеченный статусом и основанный на традиции.
Авторитет первичен, доверие является следствием авторитета.
Каковая ситуация в новое время?
Достоверность информации призваны обеспечить три системы:  этика журналиста, научная обоснованность и суд как гарант восстановления истины в крайнем случае.
https://a-bugaev.livejournal.com/1325542.html?mode=reply#add_comment
Медиа курильщика
Так в чём же причина проблем? Имеют ли место регулярные внешние ограничения, или же в системе произошли какие-то внутренние изменения, в результате которых она стала работать не так?

Чтобы в этом разобраться, нужно более пристально посмотреть не только на газеты, но и на их аудиторию.
Мы начали с того, что были лучшие времена, когда существовали солидные, респектабельные газеты. Джентльмены читали “Таймс” и знали, что ей можно доверять.

Почему же эти “лучшие времена” остались в прошлом? Потому что аудитория СМИ сильно расширилась, и стала состоять не столько из солидных джентльменов. В аудиторию влились массовые слои горожан, затем, с развитием радио и телевидения, добавились те слои населения, кому неинтересно читать длинные скучные статьи. У новой аудитории сильно ниже требовательность к уровню текстов, они предпочитают, чтобы им объясняли быстро и простым языком. А ещё больше им хочется, чтобы их развлекали, поэтому долой философию и экономику, да здравствуют горячие новости и происшествия.

Конкуренция за такую аудиторию и её деньги заставляет СМИ менять уровень и тематику. Читатель и зритель, привыкший к сниженному уровню текстов и зрелищ, передаёт своим детям эти заниженные требования как норму. Образуется система с положительно обратной связью, в результате совместной эволюции самих медиа и их аудитории происходит падение уровня и тех, и других.

Вроде бы падению качества должны препятствовать те принципы, о которых шла речь в предыдущей части - репутация, корпоративные стандарты, объективные показатели. Да, должны, и они действительно препятствуют резкому и локальному падению качества, но не могут предотвратить падение общего уровня и системную деградацию всего института.
Репутация? Рейтинги стали заменой репутации, победил принцип "пипл хавает".

Профессиональные стандарты? И они тоже отступают, не особо быстро, но всё же со сменой поколений журналистов стандарты размываются и выхолащиваются. Жизнь заставляет: серьёзные газеты, стараясь удержать долю рынка, вынуждены идти вслед за бульварной прессой. Все бумажные медиа в целом конкурируют с радио и телевидением, а в последние десятилетия все "традиционные" СМИ конкурируют с интернетом.

Таким образом, развитие технологий, массовизация аудитории и снижение её культурного уровня, помноженные на принцип конкуренции, перебивают остальные базовые принципы (рациональность, репутация, профессионализм, корпоративные стандарты).
На протяжении более чем ста лет по существу идёт единый процесс, в котором сочетаются связанные тенденции:
- использование передовых технологий своего времени для увеличения охвата аудитории;
- расширение аудитории;
- связанное с этим падение среднего культурного и образовательного уровня аудитории, снижение её порога критичности и устойчивости к манипуляции;
- сегментация аудитории, выделение групп, к которым можно адресно обращаться;
- постепенный переход от вербально-рациональных к суггестивным методам воздействия на аудиторию.

Коммерчески успешные технологии воздействуют на массового читателя / зрителя, меняют общество и тем самым коммерческие возможности применения технологий. Если в коммерчески значимом сегменте образуется положительная обратная связь (а она образуется), то успешные технологии манипуляции становятся доминирующими.
В качестве приложения - рассуждение о том, как разница в способе финансирования кабельных и эфирных телеканалов влияет на их содержимое, на характер аудитории и т.п.

Логика примерно такая.

Каналы, живущие с рекламы, заинтересованы в рейтинге, отсюда необходимость удержать зрителя у экрана. Зритель принимает решение (смотреть или переключить) в момент просмотра, поэтому нужен контент, рассчитанный на "залипание". Ставка на эмоции, мгновенный эффект, долгосрочное воздействие неважно (кроме привыкания, "прикормленности"). И аудитория соответствующая, значительную долю составляют домохозяйки, пенсионеры, безработные (раньше были и подростки, но они ушли в интернет).

Кабельные каналы оплачиваются подпиской, решение принимает глава семьи раз в полгода / год. Решение принимается не в момент просмотра, поэтому нужен долгосрочный положительный эффект воздействия на зрителя. В контенте меньше шоу, больше познавательных, документальных передач, художественных фильмов, качественных сериалов. Смещение в сторону взрослой мужской аудитории. Более выраженная специализация по сегментам (специфическим интересам - спорт, бизнес, природа, путешествия и т.п.)
https://a-bugaev.livejournal.com/1325794.html

в сокращении

массовое общество, продажные СМИ

Previous post Next post
Up