В 1958 году в стране начинается попытка масштабной реформы образования - так называемая «политехнизация школы». Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» провозглашается всеобщее обязательное 8-летнее образование, а срок обучения в средней школе увеличивается до 11 лет. Также окончательно восстанавливается совместное обучение, и вводится обязательная производственная подготовка. Лозунгом реформы было «преодоление отрыва школы от жизни». С этого времени немалое количество часов в средней школе (по некоторым подзаконным актам, до трети) уделялось производственной практике. Поскольку в школьных зданиях часто не было места для создания мастерских, руководители школ шли по более простому пути: «школьные производственные бригады» направлялись на уже существующие предприятия. Выезды на заводы и птицефермы целыми классами запомнились многим школьникам этих лет, например, моя мама получила специальность «станочник по деревообработке», изготавливая «домики для Гвинеи» на лесозаводе.
Кроме того, трудовой стаж в 1-2 года на производстве для всех выпускников средней школы стал обязательным. Без этого нельзя было поступить в вуз, выпускники часто отправлялись на предприятие именно для этого, и отработав необходимый срок, без сожаления увольнялись. Главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал...
В 1966 году реформа была свёрнута, Постановлением Совмина СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», ставилась задача к 1970 году перейти к всеобщему среднему образованию, возвращалось 10-летние обучение, провозглашалось новое содержание образования «эпохи НТР» - научные знания должны были стать основой программ по всем предметам.
То, что в СССР исключительно все могли (и должны были) получить среднее образование обычно оценивается только со знаком «плюс». А так ли уж оно необходимо для всех? Как свидетельствует практика среднее образование в полноценном объеме способно освоить примерно 40% населения. Если ставится задача охватить «знаниями» всех - уровень обучения, естественно, будет низким. Поэтому в концепцию «всеобуча» хорошо укладывалась именно начальная школа, где учили начальной грамотности. Она была в СССР организована на хорошем уровне. Все, что шло дальше, часто было фикцией. Программа средней школы предлагала всем один и тот же набор предметов, не считаясь ни со способностями, ни с интересами. Для одаренных детей планка была слишком низкой, им было не интересно, школа им уже не помогала, а мешала. А отстающие, наоборот, с нагрузкой не справлялись. По качеству подготовки выпускник средней школы 1970-х годов равнялся выпускнику высшего начального училища Российской империи. Советский старшеклассник владел письмом, счетом и отрывочными сведениями по другим предметам. Но эти знания наполняли его голову, как чердак. И в принципе человек, интересующийся предметом, мог самостоятельно усвоить эту информацию за гораздо более короткое время. Советская система образования была закрытой, что прождало низкий уровень обучения иностранным языкам. Отсутствие опыта общения с носителями вело к изучению языков на основе штампов, которые не менялись в учебниках из года в год - «London is the capital of Great Britain»... Советские школьники после 6 лет изучения иностранного языка так и не могли разговаривать на нем даже в пределах бытовых тем, хотя неплохо знали грамматику. Недоступность учебной иностранной литературы, аудио- и видеозаписей, отсутствие общения с иностранцами отводило изучение зарубежных языков на второй план и у учителей. Отсутствие доступа (да и интереса) к зарубежной литературе и актуальной информации породило консервацию методов обучения. И когда в 1980-е годы западные веяния стали доступными, школьная система показалась устаревшей и требующей реформации. Еще одна из вечных печалей советской школы - то, что знания, полученные в рамках одной дисциплины, ученики не умели применить к другой. Известная фраза Аркадия Райкина: «Забудьте все, чему вас учили в школе, и слушайте...» родилась не на пустом месте. За ней скрывается усиленное изучение теории и отсутствие связи полученных знаний с жизнью.
Образование, и советская культура в целом, воспитывали в гражданах веру в могущественную и мудрую партию, которая всех ведёт за собой, не может лгать или делать крупных ошибок. Разумеется, вера в силы своего народа и государства - важная и необходимая вещь, но ради поддержки этой веры нельзя заходить слишком далеко, систематически искажать и утаивать истину и жёстко подавлять альтернативные мнения. Итогом стало формирование у значительной части населения косного черно-белого мышления, неспособности воспринимать мир в его многогранности, отсутствие моральных ценностей, демагогия вместо риторики, страх перед публичными дискуссиями, мизантропия по любому даже мелкому поводу, неспособность не то что принять, но даже услышать чужое мнение. В результате, когда появилась свобода этих самых альтернативных мнений, и стала доступна ранее закрытая информация об истории и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему их учили в школе.
полностью
https://vk.com/historypoliticwar?w=wall-160661843_167412 ---------------
любопытны коменты
Первым пошел совок:
= Надо было брать пример с имперских церковноприходских школ наверное...
= Почитайте разные источники о ЦПШ, узнаете много интересного. Там даже гимнастика была. Многие сов деятели, которых называют выдающимися, имели за плечами ЦПШ. Про советское образование я ничего не говорил. Стоит, однако, упомянуть о том, что после войны Сталин смел всё большевистские схемы и под кальку ввёл дореволюционную систему, со всеми её атрибутами- формой, медалями и т. Д. Какой то импульс к развитию был дан. Но, как и всё хорошее, эта система постепенно вырождалась, особенно во времена "дорогого Леонида Ильича" Самые главные недостатки, имхо, большая идеологическая пришлепка, с'едающая много времени и обязательное 8 летнее образование. В этом плане хороша французская система. Там школа включает много уровней и с любого человек может уйти, если дальнейшее школьное образование ему не нужно
=Всё советское потерпело крах. А первое полностью советское поколение бездарно развалило страну
=Очень интересная статья. Учился в школе в 1967 - 1977 годах. Не скажу что всё было в чёрных тонах но ощущение что что то не так было очень сильным. Правда понять что конкретно, тогда ещё не хватало мозгов.
= Гавно так то советское образование. А нынешнее российское ненамного лучше.
= хороший разбор, но вот - \\чтобы просто выйти в туалет, ученик должен был поднять руку и рассказать, зачем и куда он собрался выйти\\ - а как иначе? не думаю, что в цаской школе можно было бы без спросы выходить. С дисциплиной сейчас в школе не очень хорошо