May 18, 2022 13:58
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Знакомые и всеми любимые еще со школы строки Сергея Есенина. Но если на минуту остановиться, оставить школьное умиление и вдуматься в смысл написанного, то слова эти на деле невероятно страшные.
Стоя перед выбором - Родина или Рай, который автору предлагает «рать святая», герой сих строк выбирает Родину, отбрасывая высший Идеал в сторону. Только какая тогда эта родина, которая противопоставляется раю? Видимо, та, которую "рай", нравственный идеалистический концепт, не устраивает. Выбор делается в пользу того, что раем не является, несложно догадаться, что это. Получается, что Родина автоматически должна быть принята, даже без размышлений о том, что эта родина из себя представляет, какой идее служит, какими ценностями обладает и какую «программу» через свое существование в этом мире проводит в жизнь. Ее стоит выбрать лишь только потому, что она родина, где «не видать конца и края - только синь сосет глаза», то есть просто из-за наличия у родины материальной природной оболочки.
Собственно, через несколько лет после данного стихотворения родина «рай» действительно и отринула, встав на пути построения «диктатуры пролетариата», как внутри ее границ, так и за ее пределами, любыми способами пытаясь установить мифическое «царство рабочих и крестьян», в котором нет места никому, кто пытается сию великую миссию большевистской Родины оспорить. Да и зачем ее оспаривать, ведь «синь» все также «сосет глаза». Вряд ли природные условия и красота Рязанской области, что так умиляли автора, изменились с момента написания данного стиха.
Разве это четверостишье не напрашивается на то, чтобы стать главным знаменем-оправданием всего, чего бы не совершала «родина», прощением ей всех грехов и ошибок только на основании того, что «это твоя родина, сынок!», «режимы приходят и уходят, а вот страна остается...». Вряд ли Есенин, выводя эти строки, задумывался об их глубинном смысле, но оттого они еще более ценны. Можно сказать, точное попадание в бессознательное, метафизический патриотизм, в худшем значении этого слова.
От данной умилительной «родинофильской» строфы в сторону более жуткого и фанатического утверждения, выразившего credo национал-большевизма, от «коллеги по цеху», Николая Клюева, «Убийца красный святей потира!» остается сделать лишь один шаг.
Das Rassentum
das russentum