В век "торжества демократии, законности, человечности" и вообще всех мыслимых англосаксонских либеральных достоинств над проклятым тевтонским духом и фашистскими миазмами --- Германию и населяющих ее германцев принято обвинять в самых разных пороках. Это такая мода, такой хороший светский тон среди гуманистов. (Единственное, что гуманисты могут сказать о немцах хорошего, звучит так: "немцы хоть покаялись.") Русскоязычные советские и постсоветские, несмотря на свою глухую неприязнь к либерализму, моде этой рьяно следуют.
Недавно всплыло: оказывается, эти прусские варвары незаконно присвоили себе то, что должно было бы украшать Британский Каирский музей -- древне-египетские сокровища, в частности головку Нефертити.
В теме разбирался Генрих Дауб.
Дауб: Скульптура Нефертити находится в Германии совершенно законно. 6 декабря 1912 года немецкий археолог Людвиг Борхардт во время раскопок, которые он проводил по заданию Германского восточного общества в развалинах древней скульптурной мастерской фараона Тутмоса, натолкнулся на бюст супруги Эхнатона Нефертити, который скорей всего был моделью для серии таких бюстов, которые должны были быть по ней изготовлены. Судьбу этой, как и многочисленных других находок этой экспедиции, решало управление античными находками - "Service des Antiquités d’Egypte", созданное еще в 1858 году, когда влияние Франции было еще очень большим в Египте. Британцы, которые в момент этой находки заправляли делами в Египте, признали эту традицию и оставили право решать эти дела французским ученым. Шефом этой конторы в момент находки был некто Гастон Масперо (Gaston Maspero). Он послал к Борхарду своего уполномоченного Гюстава Лефебра (Gustave Lefebvre) для того, чтобы тот определил, куда какие находки будут отправлены.
Лефебр делил их вместе с Борхадом в 1913 году - это была обычная процедура, в результате которой Нефертити попала в Берлин. В 1914 году на смену Масперо Париж послал другого управляющего делами этой конторы, некоего Pierre Lacau, который и сам по себе был яростным германофобом, а тут еще и война началась. Вскоре он добился закрытия центра немецкой археологии "Немецкого дома" и даже взорвал его. После окончания Первой мировой войны он добился того, что германские археологи полностью были лишены права осуществлять раскопки на Ниле. И вот именно этот германофоб Pierre Lacau после войны в 20 годы разжег дискуссию о правомерности нахождения бюста Нефертити в Берлине. В особенности он разъярился и усилил свою антигерманскую пропаганду в связи с бюстом Нефертити после того, как немцы в 1924 году построили для него специальный музей и поместили его в нем, в самом центральном месте. До всего мира дошло, что этот бюст - это бесценное произведение искусства.
Два раза этому французу почти удалось вынудить немцев вернуть Нефертити в Египет. Подписание такого договора должно было произойти в 1930 году, но в это время этому помешала смена министра, который должен был подписать этот договор. Второй раз этот же вопрос был поднят, когда канцлером был Гитлер, но Гитлер отказался подписывать его. Еще в 1925 году был создан комитет по египтологии в Каире, который по этому вопросу опросил того самого Pierre Lacau, который вынужден был этому комитету разъяснить, что "мы признаемся в том, что с правовой точки зрения все произошло безупречно при распределении находок. Если и была ошибка, то это была наша ошибка". И еще: "Наша контора с точки зрения права в этом деле абсолютно бессильна что-то сделать".
По этому поводу можно сочинять новые лживые фейки о немцах, много морализировать и говорить, что Нефертити вообще-то должна принадлежать египтянам и тп. Но это, как говорят, "разговоры в пользу бедных". Фактом является то, что еще до Второй мировой войны было четко доказано, что Нефертити находится в Германии законно! И каждый человек, который знает историю и помнит, как победители ограбили Германию, понимает, что они запросто могли забрать у немцев и бюст Нефертити. Но это была слишком известная в мире находка, бесценная, и они не решились этого сделать - в результате Нефертити осталась в Берлине и я подозреваю, что будет находиться там всегда. Если немцы сами в будущем не решат подарить ее Египту. Об этом сообщила в 2011 году газета Welt, делая рекламу книге-расследованию французского автора Бенедикта Савоя "Нефертити. Германо-французская афера". (Bénédicte Savoy: "Nofretete. Eine deutsch-französische Affäre 1912-1931".) , посвященной расследованию истории бюста Нефертити.
https://www.welt.de/kultur/history/article13563657/Warum-die-Nofretete-Bueste-legal-in-Deutschland-steht.html