Национальные симпатии или антипатии дело обычное, хотя довольно иррациональное. Американцы презирают поляков, поляки любят американцев, американцы любят французов, а французы любят поляков. Этой «народной дипломатии» дипломатия официальная часто враждебна. Но учитывать «глас народа» следует, особенно в видах внутренней политики и пропаганды. При этом для правильной манипуляции не важен «плюс» или «минус», важен потенциал и правильное определение вектора.
Вчера появился писк выживших из ума шестидесятников о «русско-грузинской дружбе». Сама по себе проповедь толерантности и человеколюбия дело хорошее. Только чтобы призыв претворился в реальность, надо, чтобы она хоть в какой-то мере соответствовала действительности. Бессмысленно побуждать страуса совершать пируэты в воздухе, а летучую мышь - петь.
Я, как и все москвичи, время от времени имел счастье общаться с грузинами... Нет, я человек терпеливый. Скажу более - ОЧЕНЬ терпеливый. Даже НЕОБЫЧАЙНО терпеливый. Близко видел самые разные сословия, имею длительный опыт контактов с пьяницами, скандалистами и сумасшедшими. У меня нервы профессионального психиатра. Личная ненависть не производит на меня никакого впечатления. Обман, воровство, хамство - как правило, смотрю сквозь пальцы (хотя вижу всё). В общем «философ». Но тут... Просто НЕТ СЛОВ.
Зима, год этак 2002. Время часа четыре дня, ещё светло. Иду домой от метро Сокольники вдоль Стромынки. Дешёвая куртка, в руках пакет с продуктами. Подходит человек лет 25, щуплый, карликовая голова, как у богомомола - даже страшно. Среди негров такие встречаются.
- Ну, здравствуй.
- Здравствуйте. (Смотрю на него вопросительно.)
- Знаешь, в тюрьме есть такие крысы. Они крысятничеством занимаются. Их наказывают. Я вот сидел, недавно вышел. Думал это ты меня в тюрьме обворовал, теперь вижу, что ошибся. (Говорит всё без интонаций, с остановившимся взглядом - «выучил текст»). Меня Бадри зовут.
- Извините, я вас не знаю, тороплюсь домой.
- А что, тут в Москве, я смотрю, принято с людьми не разговаривать. У нас в Тбилиси за это бьют по щекам.
- Да бывают разные люди. До свидания, я тороплюсь. (Убыстряю шаг, у него по сценарию клиент с самого начала должен остановиться, а я говорю на ходу, он не понимает, как реагировать и семенит рядом.)
- Я король Петровско-Разумовского рынка, будешь там, спроси Бадри, меня все знают. Приезжай туда, я тебя свожу в ресторан.
- Спасибо, да я человек простой, куда мне по ресторанам.
- Я приглашаю. Поехали сейчас.
(Надо сказать, что богомол здесь окончательно фраернулся. В принципе я его сначала зауважал, потому что подошёл он в районе между стеной больницы и улицей, рыпаться с этой линии было некуда, от дороги он отжимал. Но поскольку я не остановился, этот участок мы проскочили, и у меня возник простор для манёвра. Мне стало интересно, я не стал заходить в ближайший магазин, а пошёл дальше. Думаю, посмотрю на насекомое.)
- Ещё раз спасибо, да меня жена дома ждёт.
- А ты что, здесь рядом живёшь?
- А мы разве на ты перешли?
- Извини, дорогой. Я вас ещё раз приглашаю от всей души. (Берёт меня за рукав. Я уворачиваюсь, но останавливаюсь. Прижимаю руку к сердцу.)
- Ещё раз от всей души спасибо за приглашение. Неожиданно для простого человека. Но сейчас никак не могу.
(Однако стало темно. Из темноты появился подельник - урка лет 40, небритый.)
Урка: Геноцвали , он тебя обижает?
Геноцвали: Нет-нет, всё в порядке. Сейчас мы поедем на твоей машине в ресторан.
И начали толкать меня к ржавым «Жигулям», - видимо, второй ехал рядом. Мне это надоело, я их оттолкнул и пошёл в сторону, быстро. Грузины за мной рыпнулись и вдруг увидели, куда я пошёл. А пошёл я в Сбербанк, где у входа стоял охранник и с большим интересом за нами наблюдал. Минут пять. «Бежали робкие грузины». Такой прыткости я не ожидал. Две секунды - два прыжка тушканчиков через сугробы в автомобиль и фюить.
Вот такой «диалог двух культур». Пообщались грузины с русским философом. Минут 30 - я ужал детали. Нет, я ничего не говорю - воры есть воры. Но на хрена было приставать ко мне - бедно одетому 40-летнему трезвому человеку, среди бела дня, дающему десяток возможностей спокойно соскочить со сценария? Да ещё в чужом городе? Это тупость ОСОБЕННАЯ.
Но это, так сказать, «плохие грузины». Теперь хорошие.
В прошлом году торопился в редакцию, взял попутку. Шофёром оказался пожилой вальяжный грузин, очаровывающий пассажира приятным разговором. Начал он с полива Лужкова, который поддерживает абхазских и аджарских воров, ворует стройматериалы, так что честному грузину заниматься строительством в Москве сложно. Тут же шофёр сказал, что у него серьёзный строительный бизнес, а в США родственник-миллионер (ехали мы на волге-развалюхе с подранными сиденьями и отсутствующими ремнями безопасности). Это было ещё приемлемо, хотя полив явно не учитывал национальную принадлежность пассажира. Я подумал, кем он меня считает, евреем что ли? Однако никак нет. Дальше грузин сказал, что настоящая фамилия Лужкова Кац и т.д. и т.п. Я был сильно озадачен. Если не евреем, тогда кем? Грузином? На еврея я ещё худо-бедно тянул, чай, не блондин. Но вот на грузина... Я стал чесать затылок. А грузин заливался:
- Я вот что думаю. Вот едем по Садовому кольцу, да? У меня мысль такая, я скажу, вы не поверите. Почему мост вдоль вторым этажом не построить. Внизу будут машины влево ехать, а наверху вправо. Честное слово, сам придумал. Ведь почему так не сделать?
Кончилось это всё тем, что грузин врезался в машину, я разбил лбом переднее стекло. Из другой машины (такой же ржавой «Волги») вышел шофёр, тоже азиат. Я лоб тру - крови нет, смотрю на грузина - тот сидит как сфинкс, уставился в одну точку. Спрашиваю, всё ли цело? Он отвечает - да. Азиат ему в окно стучит: «Слушай, давай договоримся, зачем милицию ждать». Грузин:
- Подожди, я не могу говорить.
- Почему?
- Я в шоке.
Эти личные впечатления я могу продолжить. Все они одного порядка. Исключения составляют грузины полностью обрусевшие, то есть выросшие среди русских, с русскими смешавшиеся, оторванные не только от Грузии, но и от грузинской общины. Грузины только по фамилии, вроде Басилашвили. Это даже не исключение, а вариант русского этноса - с характерными, но приемлемыми особенностями. Всё остальное - бравурный идиотизм, азиатский театр абсурда. Если брать три государствообразующих кавказских народа, то армяне народ самый культурный, во многом напоминающий евреев. Азербайджанцы отличаются природной талантливостью и некоторой дисциплиной. Но грузины... На Кавказе их считают гомерическими дураками и шутами гороховыми. Это по сравнению с другими кавказскими народами. А что же говорить ВООБЩЕ?
Отношение русских к грузинам? Народ их из-за Сталина и прочих берий в ХХ веке ненавидел. Тип грузина в народном сознании русских - низколобый шут из греческой комедии, с пристёгнутым фаллосам и похабными шутками, большей частью на гомосексуальные темы. Надо сказать, что последнее не соответствует действительности, гомосексуализм характерен для всех кавказцев, причём пальму первенства держат армяне. Просто русские ненавидят грузин по политическим мотивам и таким образом им мстят. Но дело не только в политике.
Грузинофильство и очень серьёзное существует среди советской номенклатуры и той части советской интеллигенции, которая связана с номенклатурой. Истоки этого опять в сталинщине («кому на Руси жить хорошо» + пропаганда, большей частью затрагивающая не низы, как обычно думают, а средние и высшие слои общества). Но не только. Сверхпривилегированная роль грузин в советской номенклатуре, доставшаяся им «по праву первородства», удачно дополнялась некоторыми чертами грузинского характера: пьянством, общительностью, стремлением оказывать протекцию и покровительство. Наконец, свою роль играли и денежные ресурсы, которые только у грузин были значительными в широкой народной толще. Это важное обстоятельство, если учесть, что советская номенклатура по определению элита первого поколения. Одно дело быть сыном русского крестьянина и совсем другое - грузинского.
Сама же интеллигенция как таковая грузин ненавидела по классовым соображениям. Ибо «грузинская интеллигенция» (даже «знаменитая грузинская интеллигенция») это либо пустое множество, либо армяне. Грузин это тупой крестьянин, вор, бездельник, шут, но не интеллектуал. Даже хуже - это пролезший в интеллектуалы крестьянин, вор, бездельник или шут. Разумеется со всеми личными исключениями. Человек существо индивидуальное и свободное, что не мешает оценивать большие массы людей.
Грузинская культура... Нет такой. «Грузинским» со времён Сталина принято называть всё кавказское, а Кавказ сам по себе это окраина иранского (персидско-тюркско-армянского) и османского (тюркско-греко-армянского) мира. Всё у грузин дешёвое, заимствованное и краденное из вторых-третьих рук. И виноделие, и национальная кухня, и хоровое пение и всё остальное.
Наконец что касается личной комплиментарности грузин русским... Грузины, как все восточные люди, много говорят, при этом излишне близко подвинувшись к собеседнику. Это раздражает. Грузины глупы. Русские тоже интеллектом не блещут, но это народ-реалист, крайне уважительно относящийся к чужому уму, и крайне пренебрежительно - к чужой глупости. Грузины пьяны и безалаберны, но склонны к соблюдению обычаев и церемоний. Это русского человека напрягает НЕОБЫКНОВЕННО. Грузины любят оказывать покровительство и полезно дружить, но основываются не на природной силе, а на халяве. Это у русских, тоже склонных к покровительственной дружбе, вызывает тихую ярость и ярость, в отличие от склонных к польской буффонаде грузин, подкреплённую пудовыми кулачищами.
Наконец, после октября 1917 (а точнее, даже февраля) у русских к грузинам появились всякого рода метафизические вопросы. Например, что будет, если грузину перебить арматурным прутом позвоночник. Или свернуть шею. Или посадить голой жопой на кол. Подвесить к потолку за яйца. Практика показывает, что раз сформулировав, подобные вопросы русские рано или поздно задают. Отвечать на них бывает сложно даже метафизически подкованным немцам.
Однако вернёмся к злополучному письму:
«Для нас, творческих работников, народ Грузии всегда был, остается и будет одним из тех народов, который нам особенно близок. Мы любим его литературу, кинематограф, музыкальную культуру, так много значащие для русской культуры. Нашему народу не к лицу стремление ретивых чиновников перейти сегодня к привычным для них националистическим выпадам. Это неприлично».
Во-первых, неприлично путать народ с сословием. Во-вторых, неприлично путать свой народ с народом другим (среди подписантов - ни одного русского). А в третьих...
А в третьих, грузинам в России надо действительно помочь. Прежде всего, привести разбалованную, НО ОТРАБОТАВШУЮ СВОЁ английскую касту азиатов в чувство. Евреи занимают в РФ самое привилегированное положение. Но ни одному еврею не придёт в голову считать, что русские его любят, очарованы его формой носа или тембром голоса. Он прекрасно понимает, что его терпят, и терпимость эта обусловлена в том числе типом его поведения.
То есть:
«Для нас, творческих работников, народ Грузии всегда был, остается и будет одним из тех народов, который нам особенно далёк. Мы не любим его литературу, кинематограф, музыкальную культуру, смехотворные для русской цивилизации. Наконец у нашего народа накопилось естественное раздражение против несообразно широкого влияния грузин среди ретивых чиновников, склонных к привычным националистическим выпадам по адресу коренного населения. Но именно поэтому мы протестуем против голословного обвинения целого народа в уголовщине, в ненависти к другим странам или в низких моральных качествах. Это неприлично. Именно потому, что между русскими и грузинами существует столько противоречий, следует перевести разговор из области эмоций в область абстрактной юриспруденции и навсегда исключить какую-либо моральную оценку других народов из уст официальной власти».
"Русско-грузинская дружба" это не гордый лебедь, выплывающий под аплодисменты на гладь озера перед трансконтинентальным перелётом, а несуществующая государственная фикция, туберкулёзный утёнок, вся задача которого научиться правильно харкать в баночку и, дай Бог, зиму перезимовать при больничном инкубаторе.