III
Известно, что самозванцы Ленин и Троцкий взяли свои псевдонимы у русских дворян. Семьи настоящих Лениных и Троцких были уничтожены, но их представители были людьми достаточно заурядными. Точно также «Перетолстым» - нетитулованной, но старшей ветви знаменитого рода, - похвастаться особенно нечем. В основном это служилые люди средней руки.
Один из представителей ветви - Павел Сергеевич, в 1910 году добился высочайшего утверждения именования «старых Толстых» Толстыми-Милославскими, в честь легендарной Соломониды Милославской.
Павел Сергеевич Толстой был успешным чиновником, но также историком-дилетантом. Подозреваю что сим «самогенеалогом», многие данные подтасованы и подчищены в свою пользу - как это обычно и бывает. Например, какая-то ветвь Толстых-однофамильцев привита к пеньку засохшего потомства брата первого графа Толстого.
Вот линия старших Толстых, продолженная до поколения Павла Сергеевича (отмечен красным кружком). Схема весьма тревожная для профессионального взгляда. Генеалогия это искусство фальсификации знатного происхождения. Родовые древа это не химические формулы, а скорее фантазии на заданную тему. Однако при отсутствии документальных подтверждений из глубины веков там все равно присутствует определенная степень правдоподобия, «почерк». Схема Толстых-Милославских - плохая. Генеалог хочет нам показать, что данных о родстве на каждой ступени недостаточно, и объясняет почему - наследование практически всегда передается по младшей линии, а степень вымирания достигает 2/3. Второе колено - из трех представителей рода вымирают два, потомство дает средний, третье колено - единственный потомок, четвертое колено - из трех один вымирает, пятое колено - из четырех три вымирают, наследство по младшей линии, шестое колено - из трех два вымирают, наследство по младшей линии. Здесь находится сам генеалог, который нам всё это объясняет. Он сын младшего отца от младшего дедушки и младшего прадедушки. Вот такой минор у Толстых-мажоров.
С точки зрения геральдической дополнение фамилии Толстых Милославскими выглядело моветоном. Это было оправданным, если бы матерью Павла Сергеевича была урождённая Милославская, и эта Милославская была бы последней представительницей выморочного рода. Но матерью Толстого была урожденная Бутурлина, не имеющая к вымершему роду никакого отношения.
Новоявленные «Милославские» вызвали усмешки у тогдашнего общества, что двумя десятилетиями спустя побудило Булгакова ввести в свою комедию «Иван Васильевич (меняет профессию)» бендероподобного самозванца «Жоржа Милославского».
И Михаил Афанасьевич как в воду глядел (об этом в следующей главке).
Все выжившие после гражданской войны Толстые-Милославские (человек десять) оказались за границей. Большинство из них осело во Франции, многие затем переехали в США.
Их биографии стандартны для российских аристократов-эмигрантов. Могу упомянуть только один примечательный эпизод. Владимир Сергеевич Толстой-Милославский, филолог-русист и сотрудник ЦРУ, был переводчиком Никсона на американской выставке в Сокольниках. На выставке состоялась знаменитая «кухонная дискуссия», где Никсон и Хрущёв, вспомнив деревенское детство, спорили о сортах дерьма. Хрущёв сказал, что от американской политики несет как от коровьей лепешки, на что Никсон резонно возразил, что свиной навоз гораздо пахучее коровьего.
Существует колоссальное количество видео и фотоматериалов о посещении Никсоном СССР в 1959 году. Но я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь идентифицировал на них Владимира Толстого. Ему тогда было 30 лет. В Америке он чувствовал себя неуютно, - в том числе потому, что был человеком французской культуры, - и подумывал о возвращении на Родину. Исповедуясь у батюшки в московском храме, Владимир спросил, стоит ли ему вернуться. Батюшка ответил: если готовы к мученичеству, возвращайтесь.
Дежурной темой советских рассказов о блистательных переговорах Никиты Сергеевича являлась растерянность иностранных переводчиков-идиотов перед глубоко народной фактурой хрущёвской речи. Думаю, однако, что Толстой гораздо точнее говорил по-русски, чем незаконнорожденный сын польского помещика, выросший в Малороссии, и женатый на галицийке. Например, в этой же беседе Гасвицкий Хрущёв заявил «мы тоже не мух ноздрёй бьём», перепутав выражение «мух ноздрями ловить». К тому же это выражение было книжным, «из Даля». В бытовой речи русские так не говорят. «Клевать носом» - вот это общеупотребимое выражение. Хрущёв перепутал домашнюю заготовку.
Владимир Сергеевич в пожилом возрасте.
Конец ознакомительного отрывка
Полностью эта часть будет размещена в начале августа на тире «Абитуриент». Цена подписки для этого тира составляет 300 рублей в месяц. 600 рублей (тир «Наблюдатель») дает возможность участвовать в обсуждении и получать мои ответы.
Подписаться на патреон
можно здесь. Сегодня, кстати, хорошая дата для регистрации. 1 августа будут списываться средства и абоненты сразу получат доступ на
galkovskyland. Следующая запись будет только 1 сентября.
В настоящий момент на патреон подписалось 480 абонентов, 327 из них зарегистрировались в ЖЖ.
Большое спасибо за внимание и поддержку. Постараюсь найти время, чтобы достаточно часто публиковать новые тексты.
Последнее время некоторые "привычные фоняковцы" (термин медицины прошлого века: "привычный онанист") стали шипеть по поводу очередного "краха Галковского", "разрушающего патреоном свой ЖЖ". Не вижу логики. Если я ушел из ЖЖ, значит там не будет отвратительного графомана и провокатора, а заслуженным фоняковцам будет обеспечена тихая старость: взаимное наслаждение совершенно блестящими постами обо всем.