717. НЕТ СЛОВ - НЕТ ПРОБЛЕМ

May 30, 2011 17:07




Как известно, злобный шизофреник Галковский отличается паталогической завистливостью по отношению к советским людям. Он злобно глумится над их несомненной талантливостью, над великой Культурой, созданной почти столетними усилиями советского многонационального народа.

По рангу русского лузера ему следует злобно шипеть из отведённой конуры, особенно в случаях, когда достойные люди получают приличные деньги за Труд и за Талант. Как известно именно получение денег является творческим апофеозом советского человека. Деньги ему просовывают через окошко, это называется «случкой» «получкой». Чем больше получка, тем больше уважение.

«Случку» я, впрочем, зачеркнул зря. Основа получки - регулярность. Но бывают и иррегулярные радости. Например, премии это штука закономерная, но случайная - счастливый случай. Одновременно это отлучение от серьёзных денег людей недостойных, получку не заслуживших. Те должны злобно щёлкать клювом у кассы и завидовать. Это входит в общий сценарий.



Поскольку по сценарию Галковский не может не облить грязью удачливого конкурента, выскажусь по поводу очередного счастливца - Захара Прилепина. Именинник только что получил премию в 100 000 американских денег за «многонациональный бестселлер десятилетия».

Грязи, впрочем, будет немного, так что за попкорном не бегите. Это тот случай, когда с лихвой хватит одного напёрстка.

Нашёл в инете первое попавшееся произведение лауреата, это оказалась повесть «Патологии». Прочитал одну страницу. Ну что сказать…

Творческий метод Прилепина такой: писатель излагает какие-то события-истории, при этом, как ему кажется, демонстрируя виртуозное владение стилем. А ля Владимир Набоков. Стиль настолько совершенен, что через него как сквозь байкальский лёд прозреваются метафизические глубины. Вроде бы описывается окурок в луже, а это гибель «Титаника», в свою очередь являющаяся символом тщеты человеческих усилий.

Приём известный, и вполне возможный. Но для этого надо принадлежать к определённой среде, иметь определённое образование и обладать особым талантом - скорее не прозаика, а поэта.

Это делает подобную задачу совершенно невозможной для человека, которому поставлена в голову демо-версия языка. На бейсике можно писать нечто хэмингуэеподобное, и даже писать хорошо. «Он сказал, она сказала, он упал, она упала». Пуркуа па? Талантливый человек даже свои недостатки превращает в достоинства.



Прилепин это провинциальный хлеборуб, всю жизнь проговоривший на пиджин-русском колониальной глубинки. Нормальную среднюю школу закончить не смог. Служил командиром отделения в ОМОНе, прошёл Чечню. Затем стал печататься - например, много публиковался в «Русской жизни».



Зацените менталитет
(это я, чтобы понятнее, на пиджине).
С таким жизненным и мозговым багажом наш герой решил писать на классическом русском языке нечто бунинско-тургеневское. Неизбежно получилось следующее:

«Он раскрывает рот, чтобы сцапать последние сладко размякшие, выдавленные из вафельного стаканчика сгустки мороженого».

Это безнадёжно. Здесь шесть ошибок и это фраза первая попавшаяся. Там все такие.

На советском пиджине это звучало бы так: «малыш доедает мороженое». Нет слов - нет проблем.

А премию русскому омоновцу можно было бы дать и так. Без литературы. Типа бери, русский гоблин, нам не жалко. У нас многонациональность, положено всем, в том числе и русским. Без предрассудков.



Манеж для русских
Previous post Next post
Up